Признание незаконным ненормативного правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание незаконным ненормативного правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Электронный аукцион (конкурс) на капитальный ремонт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд... пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным и в удовлетворении требований отказал.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд... пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным и в удовлетворении требований отказал.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 197 "Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ"По смыслу части 1 статьи 27, части 2 статьи 29, части 1 статьи 197 АПК РФ, арбитражный суд рассматривает требования о признании незаконными действий, ненормативных правовых актов, решений государственных органов и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, если они вытекают из публичных правоотношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственная регистрация изменений, внесенных в устав общества с ограниченной ответственностью, и внесение изменений в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ3.1. Вывод из судебной практики: Срок на подачу заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) - незаконными (о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в учредительных документах общества и ЕГРЮЛ, в связи с тем, что регистрация осуществлена на основании недействительного решения общества), начинает течь с момента признания недействительным решения общества.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Вместе с тем признание незаконным ненормативного правового акта субъекта публичной власти выступает только как необходимое условие для удовлетворения связанного с ним имущественного требования, явившегося целью обращения за публичной услугой <1>, "его интерес направлен также на то, чтобы побудить орган исполнительной власти совершить в его пользу определенного рода действия" <2>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Вместе с тем признание незаконным ненормативного правового акта субъекта публичной власти выступает только как необходимое условие для удовлетворения связанного с ним имущественного требования, явившегося целью обращения за публичной услугой <1>, "его интерес направлен также на то, чтобы побудить орган исполнительной власти совершить в его пользу определенного рода действия" <2>.
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
(ред. от 01.04.2025)Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Уполномоченные по защите прав предпринимателей осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей, рассматривают их жалобы. Из этого положения следует, что контролируемые лица вправе обжаловать действия (бездействие) и решения контролирующих субъектов уполномоченному, который, в свою очередь, может передать жалобу для рассмотрения по подведомственности в уполномоченный ее рассматривать орган государственной власти, в орган местного самоуправления; направить объекту жалобы, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и законных интересов предпринимателя, заключение, в котором отразить меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными обжалуемых предпринимателем действий (бездействия) или решений; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов <1>; направить в государственный орган, орган местного самоуправления обращение о привлечении виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Уполномоченные по защите прав предпринимателей осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей, рассматривают их жалобы. Из этого положения следует, что контролируемые лица вправе обжаловать действия (бездействие) и решения контролирующих субъектов уполномоченному, который, в свою очередь, может передать жалобу для рассмотрения по подведомственности в уполномоченный ее рассматривать орган государственной власти, в орган местного самоуправления; направить объекту жалобы, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и законных интересов предпринимателя, заключение, в котором отразить меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными обжалуемых предпринимателем действий (бездействия) или решений; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов <1>; направить в государственный орган, орган местного самоуправления обращение о привлечении виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья: Специализированные институты государственной правозащиты
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Рассматриваемый институт отличается от иных государственных правозащитных институтов не только специальным объектом своей работы, который носит особый характер в силу своей деятельности, направленной на участие в хозяйственных отношениях и извлечение прибыли, но и специфическим инструментарием, которого нет у других правозащитных органов. В его компетенцию входит защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности, а также осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Для этого он вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению нарушенных прав и соблюдению законных интересов этих субъектов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, и др.
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Рассматриваемый институт отличается от иных государственных правозащитных институтов не только специальным объектом своей работы, который носит особый характер в силу своей деятельности, направленной на участие в хозяйственных отношениях и извлечение прибыли, но и специфическим инструментарием, которого нет у других правозащитных органов. В его компетенцию входит защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности, а также осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Для этого он вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению нарушенных прав и соблюдению законных интересов этих субъектов; обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности; обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, и др.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Право генерирующей компании на обращение в арбитражный суд с заявлением основано на положениях ст. 198 АПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Право генерирующей компании на обращение в арбитражный суд с заявлением основано на положениях ст. 198 АПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья: Решение о проведении выездной налоговой проверки: арбитражная практика
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Из положений п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо одновременное соблюдение двух условий:
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Из положений п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо одновременное соблюдение двух условий:
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)<8> И потому было сложно признать незаконным ненормативный правовой акт.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)<8> И потому было сложно признать незаконным ненормативный правовой акт.
Статья: Нетипичные убытки по абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве: парадокс или потаенный смысл?
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Об этом же в Глоссе пишет и М.А. Церковников: "Что же до ненормативного правового акта, то, по общему правилу, его оспаривание также не является обязательным условием для его неприменения. Если в ходе рассмотрения какого-либо гражданского спора (например, о взыскании убытков, возникших в связи с принятием государственным органом незаконного акта, в порядке ст. 16 ГК РФ) встает вопрос о законности такого акта, суд, оценив доводы сторон, констатирует его незаконность и, соответственно, отсутствие правового эффекта и на основании этого выносит решение. Предъявление специального требования, направленного на признание незаконного ненормативного правового акта недействительным, как правило, не требуется, такой акт не имеет юридической силы ipso facto" <7>.
(Егоров А.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Об этом же в Глоссе пишет и М.А. Церковников: "Что же до ненормативного правового акта, то, по общему правилу, его оспаривание также не является обязательным условием для его неприменения. Если в ходе рассмотрения какого-либо гражданского спора (например, о взыскании убытков, возникших в связи с принятием государственным органом незаконного акта, в порядке ст. 16 ГК РФ) встает вопрос о законности такого акта, суд, оценив доводы сторон, констатирует его незаконность и, соответственно, отсутствие правового эффекта и на основании этого выносит решение. Предъявление специального требования, направленного на признание незаконного ненормативного правового акта недействительным, как правило, не требуется, такой акт не имеет юридической силы ipso facto" <7>.