Признание государственного контракта незаключенным
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание государственного контракта незаключенным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 27 АПК РФ Относятся к компетенции арбитражного суда споры о компенсации вреда водным биологическим ресурсам, который причинили в ходе выполнения подрядных работ по госконтракту >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка средств индивидуальной защиты (в т.ч. медицинских масок)
(КонсультантПлюс, 2025)"...Федеральное казенное учреждение... обратилось в Арбитражный суд... с исковым заявлением к обществу... о взыскании штрафа за непоставку товара по государственному контракту...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Федеральное казенное учреждение... обратилось в Арбитражный суд... с исковым заявлением к обществу... о взыскании штрафа за непоставку товара по государственному контракту...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемах обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Пример. Победитель аукциона взыскал с антимонопольного органа более 4 млн руб. - неполученную прибыль и неустойку за возврат товара, закупленного для исполнения контракта, т.к. именно УФАС было признано судом виновным в незаключении государственного контракта и, соответственно, в причинении убытков хозяйствующему субъекту путем принятия незаконных решения и предписания об отмене протоколов, составленных в ходе закупки, и повторном рассмотрении первых частей заявок <10>.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Пример. Победитель аукциона взыскал с антимонопольного органа более 4 млн руб. - неполученную прибыль и неустойку за возврат товара, закупленного для исполнения контракта, т.к. именно УФАС было признано судом виновным в незаключении государственного контракта и, соответственно, в причинении убытков хозяйствующему субъекту путем принятия незаконных решения и предписания об отмене протоколов, составленных в ходе закупки, и повторном рассмотрении первых частей заявок <10>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Являются ли сроки выполнения работ существенным условием договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отказывая в удовлетворении первоначального иска и признавая государственные контракты незаключенными, суды обеих инстанций исходили из того, что сторонами не согласован начальный срок выполнения работ по государственным контрактам.
Являются ли сроки выполнения работ существенным условием договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отказывая в удовлетворении первоначального иска и признавая государственные контракты незаключенными, суды обеих инстанций исходили из того, что сторонами не согласован начальный срок выполнения работ по государственным контрактам.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165
<Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными>Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного контракта работы открывало бы для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков возможность приобретать незаконные имущественные выгоды в обход названного Закона.
<Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными>Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного контракта работы открывало бы для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков возможность приобретать незаконные имущественные выгоды в обход названного Закона.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Судом также отмечено, что из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона о контрактной системе.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Судом также отмечено, что из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона о контрактной системе.
Статья: Проблемы взаимодействия заказчика и строительного подрядчика при исполнении государственного (муниципального) контракта
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)К настоящему времени ситуация несколько стабилизировалась в связи с принятием нескольких значимых разъясняющих документов и наработкой судебной практики по этому вопросу. В частности, информационное письмо Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 15 мая 2019 г. N 24-01-07/34829 указало, что применение лицом упрощенной системы налогообложения не лишает его права участвовать в закупках на общих основаниях: исключения для такого лица не установлены, а порядок изменения предложенной им цены законом не предусмотрен. Заключение контракта с победителем означает безоговорочное признание предложенных им ценовых условий, а сумма, предусмотренная за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере без возможности ее корректировки по причине применения упрощенной системы налогообложения. Впоследствии данные выводы были подтверждены письмом Минфина РФ от 12 мая 2020 г. N 24-01-08/38165.
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)К настоящему времени ситуация несколько стабилизировалась в связи с принятием нескольких значимых разъясняющих документов и наработкой судебной практики по этому вопросу. В частности, информационное письмо Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 15 мая 2019 г. N 24-01-07/34829 указало, что применение лицом упрощенной системы налогообложения не лишает его права участвовать в закупках на общих основаниях: исключения для такого лица не установлены, а порядок изменения предложенной им цены законом не предусмотрен. Заключение контракта с победителем означает безоговорочное признание предложенных им ценовых условий, а сумма, предусмотренная за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере без возможности ее корректировки по причине применения упрощенной системы налогообложения. Впоследствии данные выводы были подтверждены письмом Минфина РФ от 12 мая 2020 г. N 24-01-08/38165.
Статья: Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд: оценка законности
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Оставленным без изменения решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 4 июля 2023 г. по делу N А56-11482/2023 удовлетворены исковые требования заместителя прокурора города Санкт-Петербурга в интересах публично-правового образования о признании недействительным соглашения о расторжении государственного контракта. Принимая решение, суд, руководствуясь ст. 95, 104 Закона, пришел к выводу о том, что при неполном исполнении подрядчиком условий государственного контракта и отсутствии намерения продолжать его исполнение заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения такого контракта, а не заключать соглашение о его расторжении. Выполнение заказчиком такой обязанности сопровождается передачей документов в ФАС для рассмотрения вопроса о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в целях исключения возможности участия такого лица в иных публичных закупках.
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Оставленным без изменения решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 4 июля 2023 г. по делу N А56-11482/2023 удовлетворены исковые требования заместителя прокурора города Санкт-Петербурга в интересах публично-правового образования о признании недействительным соглашения о расторжении государственного контракта. Принимая решение, суд, руководствуясь ст. 95, 104 Закона, пришел к выводу о том, что при неполном исполнении подрядчиком условий государственного контракта и отсутствии намерения продолжать его исполнение заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения такого контракта, а не заключать соглашение о его расторжении. Выполнение заказчиком такой обязанности сопровождается передачей документов в ФАС для рассмотрения вопроса о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в целях исключения возможности участия такого лица в иных публичных закупках.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Может ли участник закупки по Закону N 44-ФЗ взыскать убытки из-за нарушений, допущенных заказчиком на стадии определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
(КонсультантПлюс, 2025)Участник не доказал, что была реальная возможность получить запланированную прибыль. Допуск к участию в аукционе не гарантирует, что он станет победителем, так как отклонить заявки можно и по иным основаниям. Соответствие участника требованиям и признание его победителем не гарантируют заключение контракта, а также его качественное и своевременное исполнение.
Может ли участник закупки по Закону N 44-ФЗ взыскать убытки из-за нарушений, допущенных заказчиком на стадии определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
(КонсультантПлюс, 2025)Участник не доказал, что была реальная возможность получить запланированную прибыль. Допуск к участию в аукционе не гарантирует, что он станет победителем, так как отклонить заявки можно и по иным основаниям. Соответствие участника требованиям и признание его победителем не гарантируют заключение контракта, а также его качественное и своевременное исполнение.
Вопрос: Вправе ли принципал требовать от банка возврата комиссионного вознаграждения за выдачу банковской гарантии для обеспечения исполнения обязательства по госконтракту, если по результатам ее рассмотрения заказчик принял решение об отказе в ее принятии как не соответствующей требованиям в извещении об осуществлении закупки?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Банк (гарант) согласно договору выдал ООО (принципалу) независимую безотзывную банковскую гарантию для обеспечения исполнения обязательства по госконтракту, принципал выплатил комиссионное вознаграждение. АО (заказчик) ее не приняло на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ООО признано уклонившимся от заключения контракта победителем электронного аукциона на поставку товаров для госнужд. ООО требует вернуть комиссионное вознаграждение (госконтракт не заключен, банковская гарантия фактически не выдана, услуга банком фактически не оказана). Правомерно ли банк отказывает, ссылаясь на то, что согласно договору о выдаче банковских гарантий его подписание безоговорочно подтверждает, что гарантия соответствует условиям конкурсной (аукционной) документации, договору (контракту) и согласована с бенефициаром?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Банк (гарант) согласно договору выдал ООО (принципалу) независимую безотзывную банковскую гарантию для обеспечения исполнения обязательства по госконтракту, принципал выплатил комиссионное вознаграждение. АО (заказчик) ее не приняло на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ООО признано уклонившимся от заключения контракта победителем электронного аукциона на поставку товаров для госнужд. ООО требует вернуть комиссионное вознаграждение (госконтракт не заключен, банковская гарантия фактически не выдана, услуга банком фактически не оказана). Правомерно ли банк отказывает, ссылаясь на то, что согласно договору о выдаче банковских гарантий его подписание безоговорочно подтверждает, что гарантия соответствует условиям конкурсной (аукционной) документации, договору (контракту) и согласована с бенефициаром?
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать с гаранта вознаграждение за выдачу независимой гарантии, если контракт по Закону N 44-ФЗ не был заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Банк выдал участнику гарантию для обеспечения исполнения контракта. Он уплатил вознаграждение за ее выдачу. Заказчик не принял гарантию из-за того, что она не соответствует законодательству и документам по закупке. Участник признан уклонившимся от заключения контракта. Контракт не был заключен.
Можно ли взыскать с гаранта вознаграждение за выдачу независимой гарантии, если контракт по Закону N 44-ФЗ не был заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Банк выдал участнику гарантию для обеспечения исполнения контракта. Он уплатил вознаграждение за ее выдачу. Заказчик не принял гарантию из-за того, что она не соответствует законодательству и документам по закупке. Участник признан уклонившимся от заключения контракта. Контракт не был заключен.
Статья: Уклонение участника закупки от заключения контракта
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Право заказчика заключить контракт со вторым или же последующими участниками никоим образом не освобождает победителя закупки, признанного уклонившимся от заключения государственного контракта, от ответственности и от обязанности возместить убытки, причиненные уклонением.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Право заказчика заключить контракт со вторым или же последующими участниками никоим образом не освобождает победителя закупки, признанного уклонившимся от заключения государственного контракта, от ответственности и от обязанности возместить убытки, причиненные уклонением.
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как предоставить обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как предоставить обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, общество в рамках заключенных государственных и муниципальных контрактов выполняло функции генерального подрядчика по строительству. Для исполнения контрактов общество заключило договоры подряда с контрагентами, которые реальные работы не выполняли. При этом общество регулярно производило поиск и привлечение сотрудников рабочих специальностей, не заключая с ними трудовые договоры.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, общество в рамках заключенных государственных и муниципальных контрактов выполняло функции генерального подрядчика по строительству. Для исполнения контрактов общество заключило договоры подряда с контрагентами, которые реальные работы не выполняли. При этом общество регулярно производило поиск и привлечение сотрудников рабочих специальностей, не заключая с ними трудовые договоры.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Достаточно ли в договоре подряда определить срок окончания работ, чтобы согласовать условие о сроке выполнения работ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, суды обеих инстанций правомерно признали государственный контракт незаключенным..."
Достаточно ли в договоре подряда определить срок окончания работ, чтобы согласовать условие о сроке выполнения работ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, суды обеих инстанций правомерно признали государственный контракт незаключенным..."
Статья: Претензионный порядок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- признании договора недействительным или незаключенным;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- признании договора недействительным или незаключенным;