Признаки легализации
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки легализации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровая валюта как легализуемое имущество
(Арзамасцев М.В., Никулина В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)С появлением в экономическом обороте цифровых видов имущества изменился предметный признак легализации доходов, полученных преступным путем. В 2024 г. законодатель расширил сферу гражданского обращения цифровой валюты, охватив ее майнинг и использование в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам. Это сопровождается ростом случаев противоправного использования цифровой валюты. Новизна явления привела к доктринальным спорам о признаках состава преступления и противоречиям складывающейся судебной практики. Поскольку к уголовному закону предъявляются повышенные требования правовой определенности, то необходимо уточнение правил квалификации легализации цифровой валюты, полученной в результате совершения предикатного преступления.
(Арзамасцев М.В., Никулина В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)С появлением в экономическом обороте цифровых видов имущества изменился предметный признак легализации доходов, полученных преступным путем. В 2024 г. законодатель расширил сферу гражданского обращения цифровой валюты, охватив ее майнинг и использование в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам. Это сопровождается ростом случаев противоправного использования цифровой валюты. Новизна явления привела к доктринальным спорам о признаках состава преступления и противоречиям складывающейся судебной практики. Поскольку к уголовному закону предъявляются повышенные требования правовой определенности, то необходимо уточнение правил квалификации легализации цифровой валюты, полученной в результате совершения предикатного преступления.
Нормативные акты
Положение Банка России от 18.06.2025 N 860-П
"О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации, филиала иностранного банка, через который иностранный банк осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и экстремистской деятельности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.08.2025 N 83148)12. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с использованием бюджетных средств
"О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации, филиала иностранного банка, через который иностранный банк осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и экстремистской деятельности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.08.2025 N 83148)12. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с использованием бюджетных средств
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)<4> Сапфирова А.А., Жукова Н.А. Гибкие формы занятости и их особенности в отраслях агропромышленного комплекса: современное состояние и особенности правового регулирования // Теория и практика общественного развития. 2018. N 8 (126). С. 102. В письме Минтруда России от 03.03.2020 N 16-1/В-87 сформулирован тезис о том, что понятия "предпринимательство" и "самозанятость" по сути являются однокоренными понятиями, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающимися по признаку формальной легализации (наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Очевидно, автор письма хотел подчеркнуть однородную правовую суть сравниваемых понятий, но увлекся и погрешил против правил русского языка // СПС "КонсультантПлюс".
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)<4> Сапфирова А.А., Жукова Н.А. Гибкие формы занятости и их особенности в отраслях агропромышленного комплекса: современное состояние и особенности правового регулирования // Теория и практика общественного развития. 2018. N 8 (126). С. 102. В письме Минтруда России от 03.03.2020 N 16-1/В-87 сформулирован тезис о том, что понятия "предпринимательство" и "самозанятость" по сути являются однокоренными понятиями, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающимися по признаку формальной легализации (наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Очевидно, автор письма хотел подчеркнуть однородную правовую суть сравниваемых понятий, но увлекся и погрешил против правил русского языка // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Третье пришествие вопроса об арбитрабильности споров о правах на недвижимость. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2024 г. N 18-П: дополнительный инструмент подавления арбитража в РФ. Беспроигрышность стратегии КС РФ
(Муранов А.И.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Возможность государственного суда привлечь к участию в деле государственные органы и органы местного самоуправления для дачи заключения в целях выявления недобросовестного или незаконного поведения участников гражданского оборота подтверждается и сложившейся правоприменительной практикой. В частности, как разъяснено в пунктах 1 и 3.1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 8 июля 2020 года), суды вправе привлекать к участию в деле государственные органы, если обстоятельства дела свидетельствуют о признаках легализации доходов, полученных незаконным путем; если же государственный орган не был привлечен к участию в деле о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, то вынесенное по результатам рассмотрения этого дела определение суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению этого органа".
(Муранов А.И.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Возможность государственного суда привлечь к участию в деле государственные органы и органы местного самоуправления для дачи заключения в целях выявления недобросовестного или незаконного поведения участников гражданского оборота подтверждается и сложившейся правоприменительной практикой. В частности, как разъяснено в пунктах 1 и 3.1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 8 июля 2020 года), суды вправе привлекать к участию в деле государственные органы, если обстоятельства дела свидетельствуют о признаках легализации доходов, полученных незаконным путем; если же государственный орган не был привлечен к участию в деле о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, то вынесенное по результатам рассмотрения этого дела определение суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению этого органа".
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В силу п. 7 Постановления N 1188 правила внутреннего контроля аудиторской организации должны включать в себя в том числе программу оценки рисков совершения аудируемым лицом подозрительных операций и программу выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов (т.н. Программу выявления операций).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В силу п. 7 Постановления N 1188 правила внутреннего контроля аудиторской организации должны включать в себя в том числе программу оценки рисков совершения аудируемым лицом подозрительных операций и программу выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов (т.н. Программу выявления операций).
Статья: О совершенствовании нотариусами противодействия незаконной легализационной деятельности
(Ефремов А.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 11)- этический аспект противодействия легализации при осуществлении нотариальной деятельности. Согласно п. 7.1 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации <10> нотариус обязан строить свои отношения с коллегами на принципах взаимоуважения и профессионального взаимодействия, проявлять корректность и доброжелательность. В целях повышения эффективности нотариального контроля все случаи выявления признаков легализации, а также сведения о заявителях, условиях сделок и иных обстоятельствах должны быть доступны для нотариального сообщества. Распространение сведений о лицах, уличенных в легализации, сделает бессмысленными дальнейшие попытки вовлечения нотариуса в легализацию. Данный подход в полной мере соответствует принципу профессионального взаимодействия и исключает ошибки финансового контроля в нотариальной сфере.
(Ефремов А.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 11)- этический аспект противодействия легализации при осуществлении нотариальной деятельности. Согласно п. 7.1 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации <10> нотариус обязан строить свои отношения с коллегами на принципах взаимоуважения и профессионального взаимодействия, проявлять корректность и доброжелательность. В целях повышения эффективности нотариального контроля все случаи выявления признаков легализации, а также сведения о заявителях, условиях сделок и иных обстоятельствах должны быть доступны для нотариального сообщества. Распространение сведений о лицах, уличенных в легализации, сделает бессмысленными дальнейшие попытки вовлечения нотариуса в легализацию. Данный подход в полной мере соответствует принципу профессионального взаимодействия и исключает ошибки финансового контроля в нотариальной сфере.
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Как отмечают ученые, нетипичные работодатели представляют собой, во-первых, немногочисленную по составу группу работодателей, в ходе деятельности которых проявляются отдельные "нехарактерные признаки", связанные с особенностями легализации и осуществления производственного и трудового процесса. Во-вторых, нетипичные работодатели характеризуются особой структурой и нестандартным характером внутренних, внешних и личностных организационных связей.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Как отмечают ученые, нетипичные работодатели представляют собой, во-первых, немногочисленную по составу группу работодателей, в ходе деятельности которых проявляются отдельные "нехарактерные признаки", связанные с особенностями легализации и осуществления производственного и трудового процесса. Во-вторых, нетипичные работодатели характеризуются особой структурой и нестандартным характером внутренних, внешних и личностных организационных связей.