Привлечении должника по алиментам к административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечении должника по алиментам к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.11.2023 по делу N 33а-2959/2023 (УИД 89RS0007-01-2022-001231-17)
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: О признании незаконным бездействия судебного пристава по реализации решения суда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что должностным лицом службы судебных приставов осуществлены не все необходимые и предусмотренные законом меры, направленные на исполнение решения суда.
Решение: Удовлетворено в части.Суд, частично отказывая в административном иске, установил, что в рамках исполнительного производства должностным лицом службы судебных неоднократно проверялось имущественное положение должника в регистрирующих органах и кредитных организациях, по результатам проверки на расчетные счета должника обращено взыскание соответствующими постановлениями судебного пристава-исполнителя, вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника. Не свидетельствуют о незаконном бездействии административного ответчика и доводы административного истца о непривлечении должника к административной ответственности, непредупреждении его об уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, поскольку из положений статьи 64 Закона об исполнительном производстве не следует, что привлечение должника к административной ответственности или предупреждение об уголовной ответственности относятся к исполнительным действиям. Более того, взыскатель не лишена права на самостоятельное обращение в компетентные органы по вопросу привлечения должника к установленной законом ответственности за уклонение от уплаты алиментов, поскольку в отношении должника объявлялся исполнительный розыск.
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: О признании незаконным бездействия судебного пристава по реализации решения суда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что должностным лицом службы судебных приставов осуществлены не все необходимые и предусмотренные законом меры, направленные на исполнение решения суда.
Решение: Удовлетворено в части.Суд, частично отказывая в административном иске, установил, что в рамках исполнительного производства должностным лицом службы судебных неоднократно проверялось имущественное положение должника в регистрирующих органах и кредитных организациях, по результатам проверки на расчетные счета должника обращено взыскание соответствующими постановлениями судебного пристава-исполнителя, вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника. Не свидетельствуют о незаконном бездействии административного ответчика и доводы административного истца о непривлечении должника к административной ответственности, непредупреждении его об уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, поскольку из положений статьи 64 Закона об исполнительном производстве не следует, что привлечение должника к административной ответственности или предупреждение об уголовной ответственности относятся к исполнительным действиям. Более того, взыскатель не лишена права на самостоятельное обращение в компетентные органы по вопросу привлечения должника к установленной законом ответственности за уклонение от уплаты алиментов, поскольку в отношении должника объявлялся исполнительный розыск.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.06.2024 N 88а-13682/2024 (УИД 16RS0010-01-2023-000839-62)
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: 1) О признании недействительным постановления; 2) О признании незаконными действий судебного пристава; 3) О признании незаконным бездействия судебного пристава.
Обстоятельства: Взыскателем указано, что должник имеет значительный долг как по уплате алиментов, так и по уплате неустойки, поэтому отказ судебного пристава-исполнителя о направлении запросов в соответствующие органы лишает взыскателя возможности обратиться в суд с требованием об оспаривании сделок и обращении взыскания на отчужденное имущество, а также затрудняет исполнение решения суда.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.При этом судебные инстанции указали, что образовавшаяся за должником задолженность состоит из алиментов и неустойки, взысканной по решению суда, которая в соответствии со статьей 115 Семейного кодекса Российской Федерации является способом обеспечения исполнения обязательства по уплате алиментов, поэтому подлежит удовлетворению в четвертую очередь. Сам по себе факт непривлечения должника к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.35.1 КоАП РФ, не свидетельствует о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя, поскольку из положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" не следует, что привлечение должника к административной ответственности относится к исполнительным действиям, которые судебный пристав-исполнитель обязан совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительных документов.
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: 1) О признании недействительным постановления; 2) О признании незаконными действий судебного пристава; 3) О признании незаконным бездействия судебного пристава.
Обстоятельства: Взыскателем указано, что должник имеет значительный долг как по уплате алиментов, так и по уплате неустойки, поэтому отказ судебного пристава-исполнителя о направлении запросов в соответствующие органы лишает взыскателя возможности обратиться в суд с требованием об оспаривании сделок и обращении взыскания на отчужденное имущество, а также затрудняет исполнение решения суда.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.При этом судебные инстанции указали, что образовавшаяся за должником задолженность состоит из алиментов и неустойки, взысканной по решению суда, которая в соответствии со статьей 115 Семейного кодекса Российской Федерации является способом обеспечения исполнения обязательства по уплате алиментов, поэтому подлежит удовлетворению в четвертую очередь. Сам по себе факт непривлечения должника к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.35.1 КоАП РФ, не свидетельствует о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя, поскольку из положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" не следует, что привлечение должника к административной ответственности относится к исполнительным действиям, которые судебный пристав-исполнитель обязан совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительных документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность родителей за злоупотребление своими правами и неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрены меры уголовно-правовой ответственности за неуплату средств на содержание детей. Так, неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно, наказывается исправительными работами на срок до одного года либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Иными словами, в данном случае мы имеем дело с административной преюдицией, только благодаря которой возможно привлечение неплательщика алиментов к уголовной ответственности. Тем самым, если в течение года после привлечения алиментного должника к административной ответственности он больше не совершит аналогичного противоправного деяния, мы не сможем его привлечь к уголовной ответственности, без нового привлечения к административной ответственности.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрены меры уголовно-правовой ответственности за неуплату средств на содержание детей. Так, неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно, наказывается исправительными работами на срок до одного года либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Иными словами, в данном случае мы имеем дело с административной преюдицией, только благодаря которой возможно привлечение неплательщика алиментов к уголовной ответственности. Тем самым, если в течение года после привлечения алиментного должника к административной ответственности он больше не совершит аналогичного противоправного деяния, мы не сможем его привлечь к уголовной ответственности, без нового привлечения к административной ответственности.
Статья: Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
(Макеева И.С., Харламова А.А.)
("Законность", 2021, N 10)Возможно, такому подходу отчасти способствуют рекомендации, содержащиеся в письме Федеральной службы судебных приставов от 30 октября 2017 г. N 00043/17/105618-ВВ "О практике привлечения должников по алиментам к административной и уголовной ответственности", где отмечается, что при квалификации действий лица по ст. 157 УК в случае, когда оно является должником по нескольким решениям судов (нотариально удостоверенным соглашениям), по которым возбуждены исполнительные производства, необходимо давать отдельную оценку каждому факту неуплаты алиментов. Соответственно, каждый подобный факт должен рассматриваться как самостоятельное преступление, не охватывающееся единым умыслом наряду с другими.
(Макеева И.С., Харламова А.А.)
("Законность", 2021, N 10)Возможно, такому подходу отчасти способствуют рекомендации, содержащиеся в письме Федеральной службы судебных приставов от 30 октября 2017 г. N 00043/17/105618-ВВ "О практике привлечения должников по алиментам к административной и уголовной ответственности", где отмечается, что при квалификации действий лица по ст. 157 УК в случае, когда оно является должником по нескольким решениям судов (нотариально удостоверенным соглашениям), по которым возбуждены исполнительные производства, необходимо давать отдельную оценку каждому факту неуплаты алиментов. Соответственно, каждый подобный факт должен рассматриваться как самостоятельное преступление, не охватывающееся единым умыслом наряду с другими.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1.1. Сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных, также включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1.1. Сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных, также включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных.
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей или объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных в исполнительном производстве, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам (далее - реестр должников), являющийся составной частью банка данных в исполнительном производстве.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей или объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных в исполнительном производстве, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам (далее - реестр должников), являющийся составной частью банка данных в исполнительном производстве.
Вопрос: Обязан ли работодатель отслеживать работников в цифровом реестре должников по алиментам? Какие действия предпринять, если работник числится в реестре, но исполнительный документ на удержание не поступал?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Согласно ч. 1.1 ст. 6.1 Закона N 229-ФЗ сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Согласно ч. 1.1 ст. 6.1 Закона N 229-ФЗ сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных.
Статья: Актуальные вопросы привлечения родителей к уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей
(Багаутдинов Ф.Н., Мингалимова М.Ф.)
("Российский судья", 2023, N 6)Например, в отношении З. были вынесены судебные решения о взыскании алиментов на содержание детей - в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Самарской области. Затем были заведены два исполнительных производства в Бавлинском районе Республики Татарстан (в 2014 и 2015 годах), по месту проживания должника З. В 2020 г. они объединены в одно сводное производство. З. был первоначально привлечен 14 октября 2021 г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, а затем - к уголовной ответственности. Ему было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 157 УК РФ по двум эпизодам: 1) за неуплату алиментов в пользу гражданки В. на содержание двоих детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре; 2) за неуплату алиментов в пользу гражданки Г. на содержание одного ребенка, проживающего в Самарской области.
(Багаутдинов Ф.Н., Мингалимова М.Ф.)
("Российский судья", 2023, N 6)Например, в отношении З. были вынесены судебные решения о взыскании алиментов на содержание детей - в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Самарской области. Затем были заведены два исполнительных производства в Бавлинском районе Республики Татарстан (в 2014 и 2015 годах), по месту проживания должника З. В 2020 г. они объединены в одно сводное производство. З. был первоначально привлечен 14 октября 2021 г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, а затем - к уголовной ответственности. Ему было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 157 УК РФ по двум эпизодам: 1) за неуплату алиментов в пользу гражданки В. на содержание двоих детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре; 2) за неуплату алиментов в пользу гражданки Г. на содержание одного ребенка, проживающего в Самарской области.
Статья: Принудительное трудоустройство как мера воздействия на должника с целью исполнения им алиментного обязательства
(Коновалов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Можно, конечно, сослаться на ряд таких "стимулирующих мер", как временное ограничение на выезд из Российской Федерации, временное ограничение права (например, права управления автомобилем), принимаемые в отношении должников судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (ред. от 22 декабря 2020 г.) "Об исполнительном производстве", а также угроза привлечения должника к административной или уголовной ответственности. Однако подобные способы воздействия недостаточны как минимум по двум причинам. Во-первых, как уже было отмечено, размер алиментной задолженности в России год от года только растет, что само по себе говорит о необходимости поиска нового пути решения проблемы. Во-вторых, принимаемые в настоящий момент меры видятся эффективными лишь в отношении состоятельных должников, имеющих на праве собственности имущество, желающих выехать за рубеж, боящихся оказаться в местах лишения свободы либо претерпеть иные негативные последствия. В отношении же иных категорий лиц (например, безработных) такие меры воздействия абсолютно бесполезны, а их привлечение к административной либо уголовной ответственности, как представляется, размер алиментной задолженности не уменьшит, а только увеличит.
(Коновалов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Можно, конечно, сослаться на ряд таких "стимулирующих мер", как временное ограничение на выезд из Российской Федерации, временное ограничение права (например, права управления автомобилем), принимаемые в отношении должников судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (ред. от 22 декабря 2020 г.) "Об исполнительном производстве", а также угроза привлечения должника к административной или уголовной ответственности. Однако подобные способы воздействия недостаточны как минимум по двум причинам. Во-первых, как уже было отмечено, размер алиментной задолженности в России год от года только растет, что само по себе говорит о необходимости поиска нового пути решения проблемы. Во-вторых, принимаемые в настоящий момент меры видятся эффективными лишь в отношении состоятельных должников, имеющих на праве собственности имущество, желающих выехать за рубеж, боящихся оказаться в местах лишения свободы либо претерпеть иные негативные последствия. В отношении же иных категорий лиц (например, безработных) такие меры воздействия абсолютно бесполезны, а их привлечение к административной либо уголовной ответственности, как представляется, размер алиментной задолженности не уменьшит, а только увеличит.
Статья: Проблемы алиментного обязательства родителей и детей: частноправовой и публично-правовой аспекты
(Чашкова С.Ю.)
("Закон", 2022, N 1)С 2016 г. законодательство в части уплаты и взыскания алиментов неоднократно подвергалось изменениям; они коснулись положений семейного, административного и уголовного законодательства именно в части применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение алиментной обязанности. Так, Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ Кодекс об административных правонарушениях РФ был дополнен ст. 5.35.1 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей". Можно было бы предположить, что введение административной ответственности есть принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение своевременного взыскания алиментов и усиление мер ответственности, применяемой к должникам по алиментным обязательствам. Однако одновременно был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 323-ФЗ, которым в ст. 157 Уголовного кодекса РФ введено преюдициальное привлечение в административной ответственности как необходимое условие привлечения к уголовной ответственности. Как было отмечено в литературе, "новые положения ст. 157 Уголовного кодекса РФ и ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, практически исключающие юридическую ответственность в случае уплаты алиментов в незначительном размере лицом, в целом уклоняющимся от предоставления содержания... способствуют констатации не столько обеспечения сбалансированности интересов плательщика и получателя алиментов, сколько отсутствия каких-либо существенных неблагоприятных последствий для лица, виновного в неуплате алиментов" <15>.
(Чашкова С.Ю.)
("Закон", 2022, N 1)С 2016 г. законодательство в части уплаты и взыскания алиментов неоднократно подвергалось изменениям; они коснулись положений семейного, административного и уголовного законодательства именно в части применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение алиментной обязанности. Так, Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ Кодекс об административных правонарушениях РФ был дополнен ст. 5.35.1 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей". Можно было бы предположить, что введение административной ответственности есть принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение своевременного взыскания алиментов и усиление мер ответственности, применяемой к должникам по алиментным обязательствам. Однако одновременно был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 323-ФЗ, которым в ст. 157 Уголовного кодекса РФ введено преюдициальное привлечение в административной ответственности как необходимое условие привлечения к уголовной ответственности. Как было отмечено в литературе, "новые положения ст. 157 Уголовного кодекса РФ и ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, практически исключающие юридическую ответственность в случае уплаты алиментов в незначительном размере лицом, в целом уклоняющимся от предоставления содержания... способствуют констатации не столько обеспечения сбалансированности интересов плательщика и получателя алиментов, сколько отсутствия каких-либо существенных неблагоприятных последствий для лица, виновного в неуплате алиментов" <15>.
Статья: Проблемные вопросы определения объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 157 УК
(Миляева И.А., Шибаков А.А.)
("Законность", 2024, N 2)В результате принятых мер выработан единообразный подход к рассмотрению уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 157 УК, где сроки неуплаты алиментов как в административном, так и в уголовном деликте составляли более 3 месяцев.
(Миляева И.А., Шибаков А.А.)
("Законность", 2024, N 2)В результате принятых мер выработан единообразный подход к рассмотрению уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 157 УК, где сроки неуплаты алиментов как в административном, так и в уголовном деликте составляли более 3 месяцев.
Статья: К вопросу о доказывании по делам о лишении родительских прав
(Котлярова В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 10)Также при решении вопроса о лишении родительских прав суды обращают внимание, привлекался ли родитель к административной (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ <7>) или уголовной (ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ <8>) ответственности за неуплату средств на содержание ребенка, что является подтверждением злостного уклонения от уплаты алиментов <9> (в материалы дела могут представляться постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, приговор районного суда). Отметим, что вступившие в силу с 15 июля 2016 г. изменения и дополнения в КоАП РФ и УК РФ, когда из диспозиции ст. 157 УК РФ законодателем был изъят признак "злостность" и введена административная преюдиция, привели к повышению сложности доказывания уклонения от уплаты алиментов и более длительным срокам сбора доказательственного материала по данной категории дел, поскольку привлечение к уголовной ответственности стало возможно только в случае если виновное лицо уже привлекалось к административной ответственности по ст. 5.35.1. КоАП РФ и не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Поэтому произошло усложнение и увеличение сроков процесса сбора доказательств, подтверждающих уклонение "алиментообязанного" лица, когда вначале следует "добиться" привлечения к административной ответственности, а потом - к уголовной. Также усложнился алгоритм работы судебных приставов-исполнителей, на первом этапе составляющих и направляющих в суд протокол об административном правонарушении в случае неисполнения должником в течение двух месяцев обязанности по уплате алиментов, а уже на втором этапе составляющих рапорт об обнаружении признаков уголовного преступления (в случае неисполнения должником указанной обязанности в течение двух месяцев со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания без уважительных причин) <10>. При этом, исходя из разъяснений Пленума ВС РФ, допускается лишение родительских прав в случае привлечения родителя только к административной ответственности. Но в юридической литературе отдельными авторами обращается внимание на нецелесообразность указанной позиции <11> и несоответствие логике законодателя.
(Котлярова В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 10)Также при решении вопроса о лишении родительских прав суды обращают внимание, привлекался ли родитель к административной (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ <7>) или уголовной (ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ <8>) ответственности за неуплату средств на содержание ребенка, что является подтверждением злостного уклонения от уплаты алиментов <9> (в материалы дела могут представляться постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, приговор районного суда). Отметим, что вступившие в силу с 15 июля 2016 г. изменения и дополнения в КоАП РФ и УК РФ, когда из диспозиции ст. 157 УК РФ законодателем был изъят признак "злостность" и введена административная преюдиция, привели к повышению сложности доказывания уклонения от уплаты алиментов и более длительным срокам сбора доказательственного материала по данной категории дел, поскольку привлечение к уголовной ответственности стало возможно только в случае если виновное лицо уже привлекалось к административной ответственности по ст. 5.35.1. КоАП РФ и не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Поэтому произошло усложнение и увеличение сроков процесса сбора доказательств, подтверждающих уклонение "алиментообязанного" лица, когда вначале следует "добиться" привлечения к административной ответственности, а потом - к уголовной. Также усложнился алгоритм работы судебных приставов-исполнителей, на первом этапе составляющих и направляющих в суд протокол об административном правонарушении в случае неисполнения должником в течение двух месяцев обязанности по уплате алиментов, а уже на втором этапе составляющих рапорт об обнаружении признаков уголовного преступления (в случае неисполнения должником указанной обязанности в течение двух месяцев со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания без уважительных причин) <10>. При этом, исходя из разъяснений Пленума ВС РФ, допускается лишение родительских прав в случае привлечения родителя только к административной ответственности. Но в юридической литературе отдельными авторами обращается внимание на нецелесообразность указанной позиции <11> и несоответствие логике законодателя.
Вопрос: Может ли судебный пристав-исполнитель обязать должника встать на учет в центр занятости в целях трудоустройства и привлечь к административной ответственности за неисполнение указанного требования?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ответ: Судебный пристав-исполнитель не вправе обязать должника встать на учет в центр занятости населения, соответственно, привлечение должника к административной ответственности за неисполнение указанного требования неправомерно.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ответ: Судебный пристав-исполнитель не вправе обязать должника встать на учет в центр занятости населения, соответственно, привлечение должника к административной ответственности за неисполнение указанного требования неправомерно.
Ситуация: Как взыскать алименты на ребенка с неработающего должника?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Уклонение родителя от уплаты алиментов может повлечь лишение его родительских прав, привлечение при определенных обстоятельствах к административной и уголовной ответственности (ст. 69 СК РФ; ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ; ч. 1 ст. 157, п. п. 1, 3 Примечания к ст. 157 УК РФ; Вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Уклонение родителя от уплаты алиментов может повлечь лишение его родительских прав, привлечение при определенных обстоятельствах к административной и уголовной ответственности (ст. 69 СК РФ; ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ; ч. 1 ст. 157, п. п. 1, 3 Примечания к ст. 157 УК РФ; Вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Ситуация: Как заставить платить алименты на детей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что, в частности, при наличии уважительных причин неуплаты алиментов должник может быть освобожден от уплаты задолженности по алиментам (в случае удовлетворения соответствующего иска должника). Кроме того, наличие уважительных причин имеет значение для привлечения должника к административной или уголовной ответственности (п. 2 ст. 114 СК РФ; ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ; ч. 1 ст. 157 УК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 6; п. п. 3, 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 39).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что, в частности, при наличии уважительных причин неуплаты алиментов должник может быть освобожден от уплаты задолженности по алиментам (в случае удовлетворения соответствующего иска должника). Кроме того, наличие уважительных причин имеет значение для привлечения должника к административной или уголовной ответственности (п. 2 ст. 114 СК РФ; ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ; ч. 1 ст. 157 УК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 6; п. п. 3, 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 39).
Ситуация: Куда предъявляется исполнительный лист о взыскании алиментов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Уклонение родителя от уплаты алиментов может повлечь лишение его родительских прав, привлечение при определенных обстоятельствах к административной и уголовной ответственности (ст. 69 СК РФ; ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ; ч. 1 ст. 157, п. 1 Примечания к ст. 157 УК РФ; вопрос 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Уклонение родителя от уплаты алиментов может повлечь лишение его родительских прав, привлечение при определенных обстоятельствах к административной и уголовной ответственности (ст. 69 СК РФ; ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ; ч. 1 ст. 157, п. 1 Примечания к ст. 157 УК РФ; вопрос 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).