Привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 18.8 КоАП РФВыдворят из РФ за нарушение ч. 1, 1.1, 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, несмотря на наличие проживающих в РФ родственников - граждан РФ (имеющих ВНЖ), если иностранец привлекался к административной (уголовной) ответственности, длительное время незаконно находился на территории РФ и не легализовал пребывание, не трудоустроился официально, не платил налоги и т.д. >>>
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2024 N 77-2472/2024 (УИД 77RS0010-02-2021-000727-52)
Приговор: По ч. 1 ст. 210, ч. 2 ст. 210, п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней); организация незаконной миграции).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Доводы жалоб об отсутствии медицинских экспертиз и иных документов на предмет их подделки или подложности, не привлечение к уголовной ответственности врачей, должностных лиц, а также иностранных граждан, незаконно получивших патенты или разрешение на работу, не свидетельствуют о невиновности осужденных в инкриминируемых им преступлениях, поскольку их вина подтверждается совокупностью доказательств.
Приговор: По ч. 1 ст. 210, ч. 2 ст. 210, п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней); организация незаконной миграции).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Доводы жалоб об отсутствии медицинских экспертиз и иных документов на предмет их подделки или подложности, не привлечение к уголовной ответственности врачей, должностных лиц, а также иностранных граждан, незаконно получивших патенты или разрешение на работу, не свидетельствуют о невиновности осужденных в инкриминируемых им преступлениях, поскольку их вина подтверждается совокупностью доказательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Привлечение к уголовной ответственности на территории новых субъектов Российской Федерации
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Так, в литературе оспаривалась возможность привлечения к уголовной ответственности граждан Украины (иных иностранных граждан), совершивших преступление на территории Республики Крым до ее вхождения в состав Российской Федерации, поскольку возможные преступления не были направлены против интересов России и ее граждан либо постоянно проживающих в России лиц без гражданства, а также не относились к случаям, предусмотренным международным договором, что в силу ст. 12 УК РФ являлось обязательными условиями для распространения на подобные деяния юрисдикции Российской Федерации в уголовно-правовой сфере <27>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Так, в литературе оспаривалась возможность привлечения к уголовной ответственности граждан Украины (иных иностранных граждан), совершивших преступление на территории Республики Крым до ее вхождения в состав Российской Федерации, поскольку возможные преступления не были направлены против интересов России и ее граждан либо постоянно проживающих в России лиц без гражданства, а также не относились к случаям, предусмотренным международным договором, что в силу ст. 12 УК РФ являлось обязательными условиями для распространения на подобные деяния юрисдикции Российской Федерации в уголовно-правовой сфере <27>.
Статья: О взаимодействии ФСИН России с НЦБ Интерпола МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в сфере международного розыска
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Сотрудники НЦБ Интерпола совместно с конвоем ФСИН России экстрадировали из-за рубежа 16 обвиняемых. В соответствии с подп. 5 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (ред. от 17.05.2021), конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции входит в число основных задач ФСИН России. Таким образом, ФСИН России как федеральному органу исполнительной власти отводится самая основная роль в процессе передачи и принятия экстрадируемых, непосредственное выполнение которой возложено на Управление исполнения приговоров и специального учета (УИПСУ) ФСИН России <16>. В Положении об управлении исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденном Приказом ФСИН России от 1 июня 2017 г. N 489 (ред. от 24.02.2021 N 105) <17>, предусмотрено, в частности, что одной из основных задач УИПСУ является организация исполнения постановлений (поручений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче иностранных граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, а также приеме из-за рубежа для привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации и иностранных граждан (п. 7.6).
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Сотрудники НЦБ Интерпола совместно с конвоем ФСИН России экстрадировали из-за рубежа 16 обвиняемых. В соответствии с подп. 5 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (ред. от 17.05.2021), конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции входит в число основных задач ФСИН России. Таким образом, ФСИН России как федеральному органу исполнительной власти отводится самая основная роль в процессе передачи и принятия экстрадируемых, непосредственное выполнение которой возложено на Управление исполнения приговоров и специального учета (УИПСУ) ФСИН России <16>. В Положении об управлении исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденном Приказом ФСИН России от 1 июня 2017 г. N 489 (ред. от 24.02.2021 N 105) <17>, предусмотрено, в частности, что одной из основных задач УИПСУ является организация исполнения постановлений (поручений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче иностранных граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, а также приеме из-за рубежа для привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации и иностранных граждан (п. 7.6).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) привлечение иностранного гражданина, заключившего с заявителем договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, к уголовной ответственности за совершение преступления на территории Российской Федерации либо осуществление в отношении его уголовного преследования на территории Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) привлечение иностранного гражданина, заключившего с заявителем договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, к уголовной ответственности за совершение преступления на территории Российской Федерации либо осуществление в отношении его уголовного преследования на территории Российской Федерации.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
(ред. от 17.11.2025)2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Анализируя позиции зарубежных правоохранителей, нельзя не обратить внимания на еще один интересный факт, связанный с активным привлечением к уголовной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений иностранных граждан. Так, "с 1999 года по состоянию на 2010 год более 40 иностранных подсудимых отбывали или отбывают тюремные сроки в США за участие в международном картеле или за воспрепятствование расследованию международного картеля" <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Анализируя позиции зарубежных правоохранителей, нельзя не обратить внимания на еще один интересный факт, связанный с активным привлечением к уголовной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений иностранных граждан. Так, "с 1999 года по состоянию на 2010 год более 40 иностранных подсудимых отбывали или отбывают тюремные сроки в США за участие в международном картеле или за воспрепятствование расследованию международного картеля" <1>.
Статья: Особенности регламентации уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения в некоторых странах общего права (США, Канада, Великобритания)
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2023, N 11)При анализе позиций зарубежных правоохранителей нельзя не обратить внимания на еще один интересный факт, связанный с активным привлечением к уголовной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений иностранных граждан.
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2023, N 11)При анализе позиций зарубежных правоохранителей нельзя не обратить внимания на еще один интересный факт, связанный с активным привлечением к уголовной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений иностранных граждан.
Статья: К вопросу о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя по статье 274.2 Уголовного кодекса РФ
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)Для того чтобы подробнее разобраться в специфике привлечения к уголовной ответственности ИП за противозаконную деятельность в сфере сетей передачи цифровой информации, следует отметить, что действующее законодательство определяет, что ИП в России могут стать не только ее резиденты, но и иностранцы или лица, не имеющие гражданства, при условии, что они проживают на территории страны постоянно или находятся здесь на временной основе. Граждане могут осуществлять независимую деятельность, целью которой является извлечение прибыли из использования собственности, реализации товаров, выполнения работ или предоставления услуг. Это должно происходить на регулярной основе и сопряжено с личной ответственностью. Чтобы вести такую деятельность, необходимо пройти процедуру государственной регистрации как индивидуальный предприниматель.
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)Для того чтобы подробнее разобраться в специфике привлечения к уголовной ответственности ИП за противозаконную деятельность в сфере сетей передачи цифровой информации, следует отметить, что действующее законодательство определяет, что ИП в России могут стать не только ее резиденты, но и иностранцы или лица, не имеющие гражданства, при условии, что они проживают на территории страны постоянно или находятся здесь на временной основе. Граждане могут осуществлять независимую деятельность, целью которой является извлечение прибыли из использования собственности, реализации товаров, выполнения работ или предоставления услуг. Это должно происходить на регулярной основе и сопряжено с личной ответственностью. Чтобы вести такую деятельность, необходимо пройти процедуру государственной регистрации как индивидуальный предприниматель.
Статья: О применении некоторых мер административного принуждения в отношении иностранных граждан за административные правонарушения в области дорожного движения
(Гордеева А.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)Так, например, иностранный гражданин в течение 2 лет 27 раз привлекался к административной ответственности, а также привлечен к уголовной ответственности (наказание в виде штрафа). Однако наличие матери, которая проживает на территории Российской Федерации, имело для суда решающее значение при удовлетворении жалобы указанного гражданина <19>.
(Гордеева А.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)Так, например, иностранный гражданин в течение 2 лет 27 раз привлекался к административной ответственности, а также привлечен к уголовной ответственности (наказание в виде штрафа). Однако наличие матери, которая проживает на территории Российской Федерации, имело для суда решающее значение при удовлетворении жалобы указанного гражданина <19>.
Статья: Актуальные вопросы уголовно-правовой политики в сфере противодействия незаконной миграции
(Иванова Е.Л.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Вместе с тем до недавнего времени не сложилось какой-либо системной практики привлечения к уголовной ответственности лиц, участвовавших и (или) организовавших получение иностранными гражданами сертификата без соблюдения установленных законодательством условий.
(Иванова Е.Л.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Вместе с тем до недавнего времени не сложилось какой-либо системной практики привлечения к уголовной ответственности лиц, участвовавших и (или) организовавших получение иностранными гражданами сертификата без соблюдения установленных законодательством условий.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)1. Отсрочка в выдаче лица иностранному государству допустима исключительно на том основании, что иностранец или лицо без гражданства привлекаются к уголовной ответственности в России и еще не искупили свою вину перед Российским государством за совершение другого преступления. Поэтому возможность отсрочки связывается с полным прекращением уголовного правоотношения, возникшего между виновным и Российским государством (прекращение уголовного преследования, освобождение от наказания, исполнение приговора и отбытие наказания).
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)1. Отсрочка в выдаче лица иностранному государству допустима исключительно на том основании, что иностранец или лицо без гражданства привлекаются к уголовной ответственности в России и еще не искупили свою вину перед Российским государством за совершение другого преступления. Поэтому возможность отсрочки связывается с полным прекращением уголовного правоотношения, возникшего между виновным и Российским государством (прекращение уголовного преследования, освобождение от наказания, исполнение приговора и отбытие наказания).
Статья: Проблемы предупреждения преступности мигрантов-иностранцев
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Преступления против порядка управления (гл. 32 УК РФ). Доля этих преступлений в структуре преступности иностранцев значительна и составляет 28,7%. Данные преступления характерны для мигрантов-иностранцев, которые привлекаются к уголовной ответственности за использование заведомо фальшивого документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) и незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ). Данные преступления совершаются мигрантами-иностранцами, как правило, с целью легализации и трудоустройства в России. Указанные преступления в большей степени отражают состояние противодействия нелегальной миграции, являющейся источником преступности иностранцев, чем свидетельствуют об общественной опасности этой преступности.
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Преступления против порядка управления (гл. 32 УК РФ). Доля этих преступлений в структуре преступности иностранцев значительна и составляет 28,7%. Данные преступления характерны для мигрантов-иностранцев, которые привлекаются к уголовной ответственности за использование заведомо фальшивого документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) и незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ). Данные преступления совершаются мигрантами-иностранцами, как правило, с целью легализации и трудоустройства в России. Указанные преступления в большей степени отражают состояние противодействия нелегальной миграции, являющейся источником преступности иностранцев, чем свидетельствуют об общественной опасности этой преступности.
Вопрос: Может ли работодатель поставить на миграционный учет иностранного работника по месту работы при наличии оборудованных помещений на производстве? Работник проживать по месту работы не собирается, поскольку уже снимает жилье.
(Консультация эксперта, 2023)В случае если иностранный работник продолжит жить в снимаемом помещении, а не по месту трудоустройства, есть риск привлечения к уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет по месту пребывания согласно ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ.
(Консультация эксперта, 2023)В случае если иностранный работник продолжит жить в снимаемом помещении, а не по месту трудоустройства, есть риск привлечения к уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет по месту пребывания согласно ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ.
Статья: Запрет на работу после отбывания наказания - анализ ситуаций
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)Для работодателей актуально запросить от работников справки об отсутствии судимости, в том числе если работник - иностранец. Работники подлежат увольнению в случае непредоставления запрошенных сведений или обнаружения нарушения запрета на привлечение к труду лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности.
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)Для работодателей актуально запросить от работников справки об отсутствии судимости, в том числе если работник - иностранец. Работники подлежат увольнению в случае непредоставления запрошенных сведений или обнаружения нарушения запрета на привлечение к труду лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).