Привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за совершение коррупционных преступлений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за совершение коррупционных преступлений
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Статья: Некоторые аспекты процедуры привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к ответственности за коррупционные правонарушения
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3
Статья: Особенности применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Нарушение норм об ограничениях и запретах на государственной гражданской службе, предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образует состав коррупционного правонарушения и влечет наложение предусмотренных дисциплинарных взысканий. Наложению взыскания должны предшествовать соответствующая проверка и, как правило, рассмотрение результатов проверки на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В случае проведения проверки и вынесения решения комиссией о наличии нарушений и рекомендации представителю нанимателя применить меру ответственности к служащему представитель нанимателя обязан привлечь служащего к ответственности ввиду неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Нарушение норм об ограничениях и запретах на государственной гражданской службе, предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образует состав коррупционного правонарушения и влечет наложение предусмотренных дисциплинарных взысканий. Наложению взыскания должны предшествовать соответствующая проверка и, как правило, рассмотрение результатов проверки на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В случае проведения проверки и вынесения решения комиссией о наличии нарушений и рекомендации представителю нанимателя применить меру ответственности к служащему представитель нанимателя обязан привлечь служащего к ответственности ввиду неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения.
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Данная тематика исследовалась различными учеными, при этом они зачастую занимали диаметрально противоположные позиции <2>. Нет единства по этому вопросу и среди государственных органов. Так, Президиум Верховного Суда РФ дважды утверждал Обзоры практики привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков <3>. Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", напротив, использовал исключительно термин "ответственность за коррупционные правонарушения", нигде не называя ее дисциплинарной (хотя при этом констатируя наличие дисциплинарной практики по данной категории дел). Еще более интересную позицию заняло Управление Президента РФ по противодействию коррупции, которое в Обзоре разъяснений рекомендательного характера в 2019 г. по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации <4> констатировало, что за совершение коррупционных правонарушений государственные служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в 2021 г. в своих Разъяснениях рекомендательного характера по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации <5> указало, что "взыскания за коррупционные правонарушения имеют дисциплинарную природу, т.е. относятся к специальному виду дисциплинарной ответственности, но при этом не являются дисциплинарными взысканиями... Субъект, объект и объективная сторона коррупционного правонарушения также существенно отличаются от дисциплинарного проступка". При этом ни один из указанных государственных органов не аргументировал собственную позицию надлежащим образом.
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Данная тематика исследовалась различными учеными, при этом они зачастую занимали диаметрально противоположные позиции <2>. Нет единства по этому вопросу и среди государственных органов. Так, Президиум Верховного Суда РФ дважды утверждал Обзоры практики привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков <3>. Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", напротив, использовал исключительно термин "ответственность за коррупционные правонарушения", нигде не называя ее дисциплинарной (хотя при этом констатируя наличие дисциплинарной практики по данной категории дел). Еще более интересную позицию заняло Управление Президента РФ по противодействию коррупции, которое в Обзоре разъяснений рекомендательного характера в 2019 г. по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации <4> констатировало, что за совершение коррупционных правонарушений государственные служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в 2021 г. в своих Разъяснениях рекомендательного характера по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации <5> указало, что "взыскания за коррупционные правонарушения имеют дисциплинарную природу, т.е. относятся к специальному виду дисциплинарной ответственности, но при этом не являются дисциплинарными взысканиями... Субъект, объект и объективная сторона коррупционного правонарушения также существенно отличаются от дисциплинарного проступка". При этом ни один из указанных государственных органов не аргументировал собственную позицию надлежащим образом.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<4> Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения" (п. 1 приложения) определяет эти взыскания как дисциплинарные.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<4> Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения" (п. 1 приложения) определяет эти взыскания как дисциплинарные.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В данном случае можно говорить об упрощенном порядке привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения. Однако в Законе о службе в органах принудительного исполнения не поясняется, каким образом должно быть получено согласие сотрудника и о каких конкретно коррупционных правонарушениях и взысканиях (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) идет речь при применении упрощенного порядка привлечения к ответственности.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В данном случае можно говорить об упрощенном порядке привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения. Однако в Законе о службе в органах принудительного исполнения не поясняется, каким образом должно быть получено согласие сотрудника и о каких конкретно коррупционных правонарушениях и взысканиях (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) идет речь при применении упрощенного порядка привлечения к ответственности.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В качестве примера можно привести Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2022 N 7-КАД22-3-К2. Из этого судебного акта следует, что прокурор просил суд признать незаконными решения представительного органа местного самоуправления сельского поселения об отказе в привлечении главы поселения к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, связанного с несоблюдением требований по урегулированию конфликта интересов на основании внесенных прокурором представлений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В качестве примера можно привести Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2022 N 7-КАД22-3-К2. Из этого судебного акта следует, что прокурор просил суд признать незаконными решения представительного органа местного самоуправления сельского поселения об отказе в привлечении главы поселения к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, связанного с несоблюдением требований по урегулированию конфликта интересов на основании внесенных прокурором представлений.
Форма: Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)5.8. В случае привлечения работника к ответственности за коррупционное правонарушение, допущенное при осуществлении закупки, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений обеспечивает ознакомление иных работников с последствиями незаконных действий (бездействия).
(КонсультантПлюс, 2025)5.8. В случае привлечения работника к ответственности за коррупционное правонарушение, допущенное при осуществлении закупки, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений обеспечивает ознакомление иных работников с последствиями незаконных действий (бездействия).