Привлечение к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)Требование прокурора о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства, к дисциплинарной ответственности не является императивным..."
(КонсультантПлюс, 2025)Требование прокурора о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства, к дисциплинарной ответственности не является императивным..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование представления прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным представление прокурора, содержащее требование к организации рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (ее работников)
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным представление прокурора, содержащее требование к организации рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (ее работников)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Также в правоприменительной практике была выражена позиция, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. В 2017 г. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, противоречит приведенным нормам Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации <45>. Вместе с тем имеются и диаметрально противоположные позиции по данному вопросу. Так, в другом деле Верховный Суд Российской Федерации констатировал, что глава города в порядке контроля вправе проверить правильность и законность принимаемых нижестоящими должностными лицами решений, оспариваемое представление, в котором содержалось требование о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, прав и законных интересов заявителя не нарушает <46>.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Также в правоприменительной практике была выражена позиция, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. В 2017 г. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, противоречит приведенным нормам Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации <45>. Вместе с тем имеются и диаметрально противоположные позиции по данному вопросу. Так, в другом деле Верховный Суд Российской Федерации констатировал, что глава города в порядке контроля вправе проверить правильность и законность принимаемых нижестоящими должностными лицами решений, оспариваемое представление, в котором содержалось требование о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, прав и законных интересов заявителя не нарушает <46>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В представлении прокурором изложены требования: о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры района (пункт 1); принятии мер по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет (пункт 2); рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в срок не позднее месяца со дня его вынесения с приложением приказов о наказании виновных лиц (пункт 4).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В представлении прокурором изложены требования: о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры района (пункт 1); принятии мер по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет (пункт 2); рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в срок не позднее месяца со дня его вынесения с приложением приказов о наказании виновных лиц (пункт 4).
Федеральный закон от 01.12.2006 N 199-ФЗ
(ред. от 28.11.2018)
"О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста"1. В рассмотрении жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда в случае заявления ходатайств могут участвовать военнослужащий, в отношении которого вынесено указанное постановление, его защитник, командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представитель, а также военный прокурор. При необходимости в судебное заседание по решению судьи окружного (флотского) военного суда, рассматривающего жалобу (представление), могут быть вызваны лица, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, и специалисты.
(ред. от 28.11.2018)
"О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста"1. В рассмотрении жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда в случае заявления ходатайств могут участвовать военнослужащий, в отношении которого вынесено указанное постановление, его защитник, командир воинской части (начальник органа военной полиции), направивший в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, или его представитель, а также военный прокурор. При необходимости в судебное заседание по решению судьи окружного (флотского) военного суда, рассматривающего жалобу (представление), могут быть вызваны лица, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, и специалисты.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере ценообразования на социально значимые товары
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)В 2023 г. <1> прокуроры выявили 1,8 тыс. нарушений законодательства в сфере ценообразования, для устранения которых внесли 751 представление. По требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 380 лиц, к административной - 325. Основной акцент делается на упреждающем характере надзора. В целях недопущения противоправного поведения на товарных рынках и необоснованного повышения цен на товары прокуроры объявили 8,8 тыс. предостережений.
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)В 2023 г. <1> прокуроры выявили 1,8 тыс. нарушений законодательства в сфере ценообразования, для устранения которых внесли 751 представление. По требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 380 лиц, к административной - 325. Основной акцент делается на упреждающем характере надзора. В целях недопущения противоправного поведения на товарных рынках и необоснованного повышения цен на товары прокуроры объявили 8,8 тыс. предостережений.
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Например, прокуратурой одного из районов установлено, что вопреки требованиям ст. 64 ТК ООО ЧОО с 11 января 2021 г. без заключения трудовых договоров допустило к работе 50 работников, осуществлявших охрану образовательных учреждений района. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены, трудовые договоры с работниками заключены, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокурора организация и ее руководитель привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП с назначением наказания в виде штрафа.
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Например, прокуратурой одного из районов установлено, что вопреки требованиям ст. 64 ТК ООО ЧОО с 11 января 2021 г. без заключения трудовых договоров допустило к работе 50 работников, осуществлявших охрану образовательных учреждений района. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены, трудовые договоры с работниками заключены, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокурора организация и ее руководитель привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП с назначением наказания в виде штрафа.
Статья: Надзор за соблюдением требований законодательства о поддержке российских товаропроизводителей - участников закупок для государственных и муниципальных нужд
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2023, N 8)Выявленные факты нарушений отражены в представлениях прокурора, внесенных руководителям учреждений, которые в ходе рассмотрения признаны обоснованными, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2023, N 8)Выявленные факты нарушений отражены в представлениях прокурора, внесенных руководителям учреждений, которые в ходе рассмотрения признаны обоснованными, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
Статья: К вопросам о единстве прав на земельный участок и строения на нем и защите права частной собственности на землю средствами прокурорского надзора
(Соловьев А.А.)
("Российский судья", 2021, N 6)Так, согласно данным статистической отчетности Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2020 г. по форме ОН, прокурорами выявлено свыше 98 тыс. нарушений законодательства в сфере землепользования, а наибольшее количество актов прокурорского реагирования зафиксировано в 2018 г. - внесено 19 723 представления, в суд направлено 8 986 заявлений, принесен 16 461 протест, к дисциплинарной ответственности привлечено 10 938 лиц <2>.
(Соловьев А.А.)
("Российский судья", 2021, N 6)Так, согласно данным статистической отчетности Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2020 г. по форме ОН, прокурорами выявлено свыше 98 тыс. нарушений законодательства в сфере землепользования, а наибольшее количество актов прокурорского реагирования зафиксировано в 2018 г. - внесено 19 723 представления, в суд направлено 8 986 заявлений, принесен 16 461 протест, к дисциплинарной ответственности привлечено 10 938 лиц <2>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Транспортный прокурор руководителю ФКП "Аэропорты Севера" внес представление, по результатам рассмотрения которого Положение о закупках приведено в соответствие действующему законодательству, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности <2>;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Транспортный прокурор руководителю ФКП "Аэропорты Севера" внес представление, по результатам рассмотрения которого Положение о закупках приведено в соответствие действующему законодательству, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности <2>;
Статья: Надзор за исполнением законодательства о ценообразовании на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
(Хунафин И.Р.)
("Законность", 2023, N 3)По результатам проверки руководителю АО "Ч..." внесено представление об устранении нарушений закона. Представление прокурора рассмотрено, требования удовлетворены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Во исполнение требований представления АО "Ч..." с заказчиком заключены дополнительные соглашения к договорам о возврате излишне полученных средств на общую сумму 5,5 млн руб., которые впоследствии исполнены.
(Хунафин И.Р.)
("Законность", 2023, N 3)По результатам проверки руководителю АО "Ч..." внесено представление об устранении нарушений закона. Представление прокурора рассмотрено, требования удовлетворены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Во исполнение требований представления АО "Ч..." с заказчиком заключены дополнительные соглашения к договорам о возврате излишне полученных средств на общую сумму 5,5 млн руб., которые впоследствии исполнены.
Статья: Принцип независимости прокуратуры Российской империи после судебной реформы 1864 г.
(Горбачев В.П.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В военном ведомстве к дисциплинарной ответственности чины прокуратуры привлекались в порядке подчиненности вышестоящими прокурорами <10>. Военному и военно-морскому прокурорам предоставлялась дисциплинарная власть полкового и экипажного командира, а главным военному и военно-морскому прокурорам - власть начальника дивизии и главного управления морского министерства (ст. 179 Военно-судебного устава от 15 мая 1867 г. <11>, далее - ВСУ; ст. 176 Военно-морского судебного устава от 15 мая 1867 г. <12>, далее - ВМСУ). За преступления по службе чины прокуратуры предавались суду только по предложению военного министра или управляющего морским министерством: прокуроры и их помощники - постановлениями Главных военного и военно-морского судов, а главные военный и военно-морской прокуроры, их товарищи - властью императора.
(Горбачев В.П.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В военном ведомстве к дисциплинарной ответственности чины прокуратуры привлекались в порядке подчиненности вышестоящими прокурорами <10>. Военному и военно-морскому прокурорам предоставлялась дисциплинарная власть полкового и экипажного командира, а главным военному и военно-морскому прокурорам - власть начальника дивизии и главного управления морского министерства (ст. 179 Военно-судебного устава от 15 мая 1867 г. <11>, далее - ВСУ; ст. 176 Военно-морского судебного устава от 15 мая 1867 г. <12>, далее - ВМСУ). За преступления по службе чины прокуратуры предавались суду только по предложению военного министра или управляющего морским министерством: прокуроры и их помощники - постановлениями Главных военного и военно-морского судов, а главные военный и военно-морской прокуроры, их товарищи - властью императора.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Так, за 2018 год органы прокуратуры выявили более 181,3 тыс. нарушений закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в адрес соответствующих органов и должностных лиц внесено 28,5 тыс. протестов и 45 тыс. представлений, по материалам прокуроров к дисциплинарной ответственности были привлечены 31 тыс. должностных лиц <1>. В последующие годы эти показатели увеличились. Так, в 2019 году выявлено уже более 186 тыс. нарушений, принесено более 30 тыс. протестов и внесено более 46 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 32 712 должностных лиц, к административной ответственности - 7 172 должностных лица <2>. В 2020 году выявлено нарушений уже свыше 197 тыс., 53,4 тыс. представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности - 36,3 тыс., к административной ответственности - 7,3 тыс. должностных лиц <3>; в 2021 году - более 201 тыс. нарушений, 55 тыс. представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности - около 37,4 тыс., к административной ответственности - 8,3 тыс. должностных лиц <4>. В этих условиях государство должно обеспечить защиту соответствующих прав.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Так, за 2018 год органы прокуратуры выявили более 181,3 тыс. нарушений закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в адрес соответствующих органов и должностных лиц внесено 28,5 тыс. протестов и 45 тыс. представлений, по материалам прокуроров к дисциплинарной ответственности были привлечены 31 тыс. должностных лиц <1>. В последующие годы эти показатели увеличились. Так, в 2019 году выявлено уже более 186 тыс. нарушений, принесено более 30 тыс. протестов и внесено более 46 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 32 712 должностных лиц, к административной ответственности - 7 172 должностных лица <2>. В 2020 году выявлено нарушений уже свыше 197 тыс., 53,4 тыс. представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности - 36,3 тыс., к административной ответственности - 7,3 тыс. должностных лиц <3>; в 2021 году - более 201 тыс. нарушений, 55 тыс. представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности - около 37,4 тыс., к административной ответственности - 8,3 тыс. должностных лиц <4>. В этих условиях государство должно обеспечить защиту соответствующих прав.
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Анализ судебной практики оспаривания актов прокурорского реагирования показывает и положительную динамику правоприменения в этой сфере с учетом однозначно сформированной позиции Верховного Суда РФ <6> - в настоящее время прокуроры практически не требуют в представлениях привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона, что было основанием для признания их незаконными.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Анализ судебной практики оспаривания актов прокурорского реагирования показывает и положительную динамику правоприменения в этой сфере с учетом однозначно сформированной позиции Верховного Суда РФ <6> - в настоящее время прокуроры практически не требуют в представлениях привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона, что было основанием для признания их незаконными.
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Нельзя не отметить, что вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе постоянно являются предметом прокурорского надзора. Так, по информации начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.В. Балдина только за 9 месяцев 2023 г. прокурорами выявлено около 77 тыс. лиц, допустивших нарушения, связанные с неисполнением антикоррупционных обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений. В результате принятого комплекса мер прокурорского реагирования свыше 33 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них более 400 уволены в связи с утратой доверия. Большинство нарушений связано с представлением сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (72 тыс.), неурегулированием конфликта интересов (около 4 тыс.), представлением сведений о расходах (650), неуведомлением о склонении к коррупционному правонарушению (342), участием в предпринимательской деятельности, управлении хозяйствующим субъектом (256) <6>. Не изменились тенденции и в 2024 г. Так, по словам Генерального прокурора РФ, за 9 месяцев 2024 г. прокуратура зарегистрировала почти 19 тыс. случаев взяточничества, после прокурорских проверок в 2024 г. почти 30 тыс. чиновников в РФ были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, около 500 из них уволили в связи с утратой доверия, по более чем 170 таким случаям ведомство через суд добилось изменения формулировки, и чиновники вместо увольнения по собственному желанию попали в реестр уволенных в связи с утратой доверия <7>.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Нельзя не отметить, что вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе постоянно являются предметом прокурорского надзора. Так, по информации начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.В. Балдина только за 9 месяцев 2023 г. прокурорами выявлено около 77 тыс. лиц, допустивших нарушения, связанные с неисполнением антикоррупционных обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений. В результате принятого комплекса мер прокурорского реагирования свыше 33 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них более 400 уволены в связи с утратой доверия. Большинство нарушений связано с представлением сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (72 тыс.), неурегулированием конфликта интересов (около 4 тыс.), представлением сведений о расходах (650), неуведомлением о склонении к коррупционному правонарушению (342), участием в предпринимательской деятельности, управлении хозяйствующим субъектом (256) <6>. Не изменились тенденции и в 2024 г. Так, по словам Генерального прокурора РФ, за 9 месяцев 2024 г. прокуратура зарегистрировала почти 19 тыс. случаев взяточничества, после прокурорских проверок в 2024 г. почти 30 тыс. чиновников в РФ были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, около 500 из них уволили в связи с утратой доверия, по более чем 170 таким случаям ведомство через суд добилось изменения формулировки, и чиновники вместо увольнения по собственному желанию попали в реестр уволенных в связи с утратой доверия <7>.