Приобретение земельного участка иностранцем
Подборка наиболее важных документов по запросу Приобретение земельного участка иностранцем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 15 "Собственность на землю граждан и юридических лиц" ЗК РФ"Таким образом, исключительной нормой п. 3 ст. 15 ЗК РФ императивно установлен публично-правовой запрет на приобретение иностранными гражданами земельных участков на приграничных территориях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О приобретении объектов недвижимости, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и земельных участков под ними юрлицом, доля иностранного гражданина в котором составляет 100%.
(Письмо Минфина России от 24.04.2024 N 28-01-10/38603)Вопрос: О приобретении объектов недвижимости, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и земельных участков под ними юрлицом, доля иностранного гражданина в котором составляет 100%.
(Письмо Минфина России от 24.04.2024 N 28-01-10/38603)Вопрос: О приобретении объектов недвижимости, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и земельных участков под ними юрлицом, доля иностранного гражданина в котором составляет 100%.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации: проблемы понятийного аппарата
(Карпухин М.Ю., Хомякова М.А.)
("Современное право", 2022, N 12)Иными словами, иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться землями различных категорий, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Например, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане не могут приобрести земельный участок, находящийся на приграничной территории. Однако это не мешает иностранным гражданам (а также лицам без гражданства) купить, например, дачный участок в субъекте Российской Федерации, находящемся на внутренней территории, и использовать его в садоводческих целях.
(Карпухин М.Ю., Хомякова М.А.)
("Современное право", 2022, N 12)Иными словами, иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться землями различных категорий, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Например, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане не могут приобрести земельный участок, находящийся на приграничной территории. Однако это не мешает иностранным гражданам (а также лицам без гражданства) купить, например, дачный участок в субъекте Российской Федерации, находящемся на внутренней территории, и использовать его в садоводческих целях.
Статья: Пределы и ограничения права собственности иностранных граждан на земельные участки
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что регламент по отчуждению земельных участков, равно как и остального имущества, которое не может принадлежать собственнику, нормой статьи 238 ГК, а также иными специальными нормами не урегулирован на должном уровне, что приводит к злоупотреблениям и ненадлежащему поведению как собственников, так и уполномоченных органов. Несмотря на установленные законодательно запреты для иностранных граждан на приобретение земельных участков, ограниченных в обороте, требуется серьезная доработка действующих норм, поскольку, предполагая воздействие на межотраслевые отношения, они должны гармонично сочетаться, быть связанными общей целью, отвечать критериям эффективного регулирования, прежде всего потому что наряду с имущественными правами и интересами иностранным гражданам как субъектам правоотношений также принадлежат неимущественные права, реализация части которых находится в субординационной взаимосвязи с правом собственности на земельный участок и расположенную на нем недвижимость.
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что регламент по отчуждению земельных участков, равно как и остального имущества, которое не может принадлежать собственнику, нормой статьи 238 ГК, а также иными специальными нормами не урегулирован на должном уровне, что приводит к злоупотреблениям и ненадлежащему поведению как собственников, так и уполномоченных органов. Несмотря на установленные законодательно запреты для иностранных граждан на приобретение земельных участков, ограниченных в обороте, требуется серьезная доработка действующих норм, поскольку, предполагая воздействие на межотраслевые отношения, они должны гармонично сочетаться, быть связанными общей целью, отвечать критериям эффективного регулирования, прежде всего потому что наряду с имущественными правами и интересами иностранным гражданам как субъектам правоотношений также принадлежат неимущественные права, реализация части которых находится в субординационной взаимосвязи с правом собственности на земельный участок и расположенную на нем недвижимость.