Принцип равенства налогообложения

Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип равенства налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 346.43 "Общие положения" главы 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Предприниматель применял УСН с объектом налогообложения "доходы" и имел патент на осуществление строительных и ремонтных работ в жилых и нежилых зданиях и помещениях. Налогоплательщик по договорам подряда, заключенным с юридическими лицами, осуществлял ремонт кровли зданий и жилых домов в многоквартирных жилых домах, детских садах, детской художественной школе, магазинах, производственных здания, отражая полученные доходы в рамках патентной системы налогообложения. Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, указав, что работы выполнены предпринимателем для нужд юридических лиц, поэтому они не могут быть квалифицированы как бытовые услуги, не подлежат налогообложению в рамках патентной системы налогообложения. ВС РФ признал доначисление единого налога неправомерным. ВС РФ указал, что закон Московской области от 19.12.2016 N 165/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области", которым в виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг были включены дополнительно строительные и ремонтные работы (п. 48 таблицы), не установил ограничений по применению патентной системы налогообложения в отношении названных видов работ, выполняемых по заказам юридических лиц. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р к бытовым услугам по кодам 43.29 и 43.91 отнесено выполнение прочих строительно-монтажных работ и производство кровельных работ, без ограничения круга потребителей (заказчиков) данных работ. Предлагаемое налоговым органом ограничение применения патентной системы налогообложения в зависимости от статуса контрагента влечет нарушение принципа равенства налогообложения, поскольку, выполняя одинаковые виды работ и имея при этом сопоставимый экономический результат, налогоплательщики поставлены в зависимость от субъектного состава заказчиков (потребителей) данных работ и услуг, что приводит к произвольному начислению недоимки, пени и штрафа и лишению права на применение льготного специального налогового режима.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 Конституции РФ"Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налога по своей природе - льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (Постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определения от 5 июля 2001 года N 162-О, от 29 мая 2014 года N 1133-О)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33
"О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость"
28. При применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)
По смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п. При их предоставлении должен быть обеспечен равный подход - условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.