Пример правового обычая

Подборка наиболее важных документов по запросу Пример правового обычая (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу об особенностях источников административного права
(Ордина О.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 8)
Правовые обычаи, религиозные нормы и акты общественных объединений формами административного права не являются. Что касается правового обычая, то ни в одном из действующих законодательных актов не указано, что он может рассматриваться в качестве юридической формы внешнего закрепления административно-правовых норм. Упоминание об административно-правовом обычае как источнике административного права мы находим у Ю.А. Тихомирова, но примера административно-правового обычая он не приводит. По мнению других ученых, правовой обычай нельзя рассматривать в качестве источника административного права: "Этот запрет обусловливается характером регулируемых административным правом отношений, которые являются публично-властными и требуют совершенно четкой определенной нормативной регламентации. Использование обычаев, не закрепленных государством в соответствующих нормах административного права, не позволяет обеспечить такую нормативную регламентацию" <15>. Можно согласиться с данным мнением. Следует отметить, что иногда в правоприменительной практике административных органов используются некоторые правовые обыкновения. Например, в деятельности органов внутренних дел и некоторых административных органов сложилось правовое обыкновение уведомлять лицо, в отношении которого заведено производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения этого дела непосредственно при составлении протокола об административном правонарушении в самом этом протоколе под роспись. Такой порядок уведомления не предусмотрен КоАП Российской Федерации, но и не противоречит его соответствующим положениям. Подобные административные обыкновения подлежат узаконению в виде правовых норм в соответствующих нормативных правовых актах <16>. Юридическая природа нормативных правовых актов общественных объединений разнообразна. Обычно их называют корпоративными актами, определяющими внутренний порядок деятельности членов данных организаций. Но поскольку общественные объединения являются субъектами частного, а не публичного управления, то акты, создаваемые ими, нельзя рассматривать в качестве источников административного права. Согласно ст. 14 Конституции России наша страна является светским государством, поэтому религиозные нормы не могут рассматриваться в качестве источников административного права.
Статья: Применение концептуальных (императивных) норм jus cogens в сфере охраны объектов всеобщего материального культурного наследия
(Гайбуллозода Л.И.)
("Международное публичное и частное право", 2019, N 2)
Если государства в течение достаточно долгого времени придерживаются тех или иных рекомендательных положений, а также и обязательных решений универсальных и межправительственных организаций, то такие положения вполне могут превратиться в нормы международно-правового обычая <21>. Наглядным примером могут рассматриваться нормы Гаагской конвенции ЮНЕСКО от 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, являющиеся императивными (jus cogens) нормами.

Нормативные акты

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)
1. В случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2012 N АПЛ12-455
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 09.04.2011 N АКПИ12-371, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими абзаца одиннадцатого пункта 14, пункта 34 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Приложения N 3 к указанным Правилам, утв. Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205>
В статье 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1). Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).