Применение физической силы сотрудниками полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение физической силы сотрудниками полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1099 "Общие положения" § 4 "Компенсация морального вреда" главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФСудом первой и апелляционной инстанций достоверно установлено применение физической силы и специальных средств сотрудниками правоохранительных органов в ходе доследственной проверки было обусловлено оказанием сопротивления истца при задержании, пытавшегося проглотить находившееся во рту наркотическое средство. Судом принято во внимание, что при рассмотрении уголовного дела истец не заявлял о незаконности действий сотрудников полиции, что могло повлечь признание полученных при его задержании доказательств по уголовному делу недопустимыми."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное усмотрение, вопросы доктрины и проблемы реализации
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В ходе осуществления как административной, так и полицейской деятельности возникает множество самых разных ситуаций, и, как уже было отмечено, они должны оцениваться соответствующим должностным лицом самостоятельно, причем на оценку текущей реальности дается достаточно мало времени. Именно из таких ситуаций складывается значительная часть полицейской деятельности. Право усмотрения в полицейской деятельности имеет определенную специфику, которая обусловлена сферой его возникновения, а также тем, что полиция достаточно часто применяет меры государственного принуждения. Причем государственное принуждение полиции состоит в том числе и в праве осуществлять физическое воздействие. Так, согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <14> сотрудник полиции, несмотря на нормативную регламентацию, самостоятельно оценивает ситуацию, которая дает ему право применить физическую силу (ст. 20), специальные средства (ст. 21) и огнестрельное оружие (ст. 23). Как следует из закона, "сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления" (ст. 19).
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В ходе осуществления как административной, так и полицейской деятельности возникает множество самых разных ситуаций, и, как уже было отмечено, они должны оцениваться соответствующим должностным лицом самостоятельно, причем на оценку текущей реальности дается достаточно мало времени. Именно из таких ситуаций складывается значительная часть полицейской деятельности. Право усмотрения в полицейской деятельности имеет определенную специфику, которая обусловлена сферой его возникновения, а также тем, что полиция достаточно часто применяет меры государственного принуждения. Причем государственное принуждение полиции состоит в том числе и в праве осуществлять физическое воздействие. Так, согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <14> сотрудник полиции, несмотря на нормативную регламентацию, самостоятельно оценивает ситуацию, которая дает ему право применить физическую силу (ст. 20), специальные средства (ст. 21) и огнестрельное оружие (ст. 23). Как следует из закона, "сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления" (ст. 19).
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)С учетом вышеуказанных факторов и недостатков внутригосударственного расследования Суд пришел к выводу, что ему не было представлено убедительных доказательств того, что применение физической силы сотрудниками милиции, повлекшее относительно серьезные телесные повреждения, не было чрезмерным. Последствием такого применения силы были телесные повреждения, причинившие заявителям страдания такого рода, какие приравниваются к бесчеловечному обращению (пункт 90 постановления). Соответственно, обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о нарушении статьи 3 Конвенции в связи с чрезмерным применением силы в отношении четырех заявителей.
(подготовлен Верховным Судом РФ)С учетом вышеуказанных факторов и недостатков внутригосударственного расследования Суд пришел к выводу, что ему не было представлено убедительных доказательств того, что применение физической силы сотрудниками милиции, повлекшее относительно серьезные телесные повреждения, не было чрезмерным. Последствием такого применения силы были телесные повреждения, причинившие заявителям страдания такого рода, какие приравниваются к бесчеловечному обращению (пункт 90 постановления). Соответственно, обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о нарушении статьи 3 Конвенции в связи с чрезмерным применением силы в отношении четырех заявителей.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
Статья: Проблемные аспекты уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за превышение пределов задержания
(Сторожихин И.С.)
("Российский следователь", 2024, N 10)<2> См.: Черкесов Р.М., Кушхов Х.Л. Уголовная ответственность сотрудников полиции за применение физической силы в адрес правонарушителя // Журнал прикладных исследований. 2022. N 11. С. 266.
(Сторожихин И.С.)
("Российский следователь", 2024, N 10)<2> См.: Черкесов Р.М., Кушхов Х.Л. Уголовная ответственность сотрудников полиции за применение физической силы в адрес правонарушителя // Журнал прикладных исследований. 2022. N 11. С. 266.
Статья: Публичная администрация и административно-публичная деятельность в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Говоря иначе, внепроцессуальные (административно-правовые) формы административно-публичной деятельности в Российской Федерации урегулированы административным законодательством и осуществляются в рамках юридико-фактических вопросов, которые разрешаются должностными лицами публичной администрации оперативно либо в рамках административно-организационных правоотношений (например, рамках административно-служебных правоотношений) и поэтому не требуют проведения административного производства. Например, внепроцессуальными (административно-правовыми) формами административно-публичной деятельности являются действия сотрудников полиции по применению физической силы или по задержанию, а также другие действия, совершаемые в рамках административно-правовых мер, предусмотренных главами 4 - 5 Федерального закона "О полиции", или действия сотрудников Росгвардии, предусмотренные ст. 8 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Говоря иначе, внепроцессуальные (административно-правовые) формы административно-публичной деятельности в Российской Федерации урегулированы административным законодательством и осуществляются в рамках юридико-фактических вопросов, которые разрешаются должностными лицами публичной администрации оперативно либо в рамках административно-организационных правоотношений (например, рамках административно-служебных правоотношений) и поэтому не требуют проведения административного производства. Например, внепроцессуальными (административно-правовыми) формами административно-публичной деятельности являются действия сотрудников полиции по применению физической силы или по задержанию, а также другие действия, совершаемые в рамках административно-правовых мер, предусмотренных главами 4 - 5 Федерального закона "О полиции", или действия сотрудников Росгвардии, предусмотренные ст. 8 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5) принудительные нормы, устанавливающие административно-правовые меры, направленные на принудительное обеспечение исполнения физическими лицами и организациями возложенных на них юридических обязанностей, пресечение совершаемых ими правонарушений, привлечение их к юридической (административной и дисциплинарной) ответственности, например нормы, определяющие правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, основания и правила применения административных наказаний и дисциплинарных взысканий (в отношении государственных служащих).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5) принудительные нормы, устанавливающие административно-правовые меры, направленные на принудительное обеспечение исполнения физическими лицами и организациями возложенных на них юридических обязанностей, пресечение совершаемых ими правонарушений, привлечение их к юридической (административной и дисциплинарной) ответственности, например нормы, определяющие правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, основания и правила применения административных наказаний и дисциплинарных взысканий (в отношении государственных служащих).