Приказ мз РФ об оказании высокотехнологичной медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ мз РФ об оказании высокотехнологичной медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2024 N 88-5385/2024 (УИД 38RS0035-01-2023-000403-77)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О признании незаконным перевода; 5) О восстановлении на работе; 6) О признании незаконным увольнения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец был уволен за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконным приказа ООО "ОММЦ ИМ.СВ. ЛУКИ" N от 25 октября 2022 г., суд апелляционной инстанции указал на то, что материалами дела подтвержден факт неисполнения М. требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 октября 2019 г. N., заполнение им бланка направления ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина г. Иркутск" на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи В.А.Б, в качестве врача - невролога без соответствующих оснований; для ООО "ОММЦ ИМ.СВ. ЛУКИ" в результате действий истца наступили неблагоприятные последствия.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О признании незаконным перевода; 5) О восстановлении на работе; 6) О признании незаконным увольнения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец был уволен за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконным приказа ООО "ОММЦ ИМ.СВ. ЛУКИ" N от 25 октября 2022 г., суд апелляционной инстанции указал на то, что материалами дела подтвержден факт неисполнения М. требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 октября 2019 г. N., заполнение им бланка направления ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина г. Иркутск" на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи В.А.Б, в качестве врача - невролога без соответствующих оснований; для ООО "ОММЦ ИМ.СВ. ЛУКИ" в результате действий истца наступили неблагоприятные последствия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта при оказании услуг: взгляд цивилиста на проблему
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<12> Приказ Минздрава России от 02.10.2019 N 824н "Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 25.11.2019.
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<12> Приказ Минздрава России от 02.10.2019 N 824н "Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 25.11.2019.
Статья: Проблемные аспекты правовой регламентации деятельности медицинских организаций при применении порядков оказания медицинской помощи в пластической и реконструктивной хирургии
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В соответствии с п. 5 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 915н <17>, медицинская помощь осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи. Аналогичные требования предъявляются и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В соответствии с п. 5 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 915н <17>, медицинская помощь осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи. Аналогичные требования предъявляются и при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)(Приказ Минздрава России от 11.04.2025 N 193н)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)(Приказ Минздрава России от 11.04.2025 N 193н)
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н.
Вопрос: Об освобождении от НДС услуг по изготовлению зубных протезов и челюстно-лицевых аппаратов по заказам стоматологических клиник, оказываемых с 01.01.2025 стоматологической лабораторией, применяющей УСН.
(Письмо Минфина России от 07.02.2025 N 03-07-07/10866)Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).
(Письмо Минфина России от 07.02.2025 N 03-07-07/10866)Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).
Ситуация: Какая бесплатная медицинская помощь предоставляется ВИЧ-инфицированным гражданам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оказании скорой медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в случае необходимости осуществляется их медицинская эвакуация (санитарная и санитарно-авиационная). При выявлении медицинских показаний к высокотехнологичным методам лечения медицинская помощь оказывается на общих основаниях (п. п. 7, 26 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оказании скорой медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в случае необходимости осуществляется их медицинская эвакуация (санитарная и санитарно-авиационная). При выявлении медицинских показаний к высокотехнологичным методам лечения медицинская помощь оказывается на общих основаниях (п. п. 7, 26 Порядка).
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
Вопрос: Об НДС при оказании организацией первичной доврачебной медико-санитарной помощи работникам заказчика-юрлица, проведении предварительных и периодических медосмотров.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120926)Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120926)Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Руководствуясь нормами Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, которым утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, и установив, что медицинская организация осуществляла медицинскую деятельность на основании лицензий, выданных министерством здравоохранения субъекта Российской Федерации бессрочно, суды признали формальной ссылку ТФОМС на отсутствие у медицинской организации спорной лицензии.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Руководствуясь нормами Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, которым утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, и установив, что медицинская организация осуществляла медицинскую деятельность на основании лицензий, выданных министерством здравоохранения субъекта Российской Федерации бессрочно, суды признали формальной ссылку ТФОМС на отсутствие у медицинской организации спорной лицензии.
Статья: Госзадание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в 2023 - 2024 годах
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 16)ВМП может быть оказана по ряду профилей, включая абдоминальную хирургию, акушерство и гинекологию, нейрохирургию, онкологию и др. Порядок оказания ВМП утвержден Приказом Минздрава России от 02.10.2019 N 824н.
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 16)ВМП может быть оказана по ряду профилей, включая абдоминальную хирургию, акушерство и гинекологию, нейрохирургию, онкологию и др. Порядок оказания ВМП утвержден Приказом Минздрава России от 02.10.2019 N 824н.
Ситуация: Как получить высокотехнологичную медицинскую помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи можно получить высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе (п. 1 ч. 5 ст. 80 Закона N 323-ФЗ; п. 5 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 11.04.2025 N 186н; разд. II Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 N 1940):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи можно получить высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе (п. 1 ч. 5 ст. 80 Закона N 323-ФЗ; п. 5 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 11.04.2025 N 186н; разд. II Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 N 1940):
Ситуация: Какая бесплатная медицинская помощь предоставляется беременным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи беременным женщинам бесплатно предоставляется следующая медицинская помощь (разд. II, III Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 N 1940; п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи беременным женщинам бесплатно предоставляется следующая медицинская помощь (разд. II, III Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2024 N 1940; п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н):
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)<2> Приказ Минздрава России от 02.12.2014 N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2015 N 35821) // РГ. 2015. N 30. 13 февр.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)<2> Приказ Минздрава России от 02.12.2014 N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2015 N 35821) // РГ. 2015. N 30. 13 февр.