Приказ генерального прокурора сообщения о преступлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ генерального прокурора сообщения о преступлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как уволить работника за хищение имущества
(КонсультантПлюс, 2025)При приеме заявления вам выдадут талон-уведомление (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005).
(КонсультантПлюс, 2025)При приеме заявления вам выдадут талон-уведомление (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005).
Статья: Проблемные аспекты процессуального порядка возбуждения уголовных дел по статье 337 УК РФ
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Так, согласно п. 30 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, МЧС, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязан в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры, связанные, в частности, с проведением розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по задержанию военнослужащего, совершившего преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ.
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Так, согласно п. 30 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, МЧС, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязан в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры, связанные, в частности, с проведением розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по задержанию военнослужащего, совершившего преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"2.2. Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"2.2. Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2022 N 24-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"Приказом прокурора Томской области от 5 марта 2020 года М.В. Бердников освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по основанию, предусмотренному оспариваемой им нормой. Такое решение обусловлено заключением служебной проверки (она проводилась в связи с рапортом первого заместителя прокурора Томской области от 10 февраля 2020 года, содержащим сведения о ненадлежащем поведении М.В. Бердникова), утвержденным 28 февраля 2020 года и свидетельствующим, что в августе 2017 года М.В. Бердников, получив сведения о возможном совершении преступления, не принял предусмотренных законодательством мер и действовал вопреки установленному порядку, чем нарушил Присягу прокурора и Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 114). При этом в действиях М.В. Бердникова - который фактически приступил к разрешению не оформленного надлежащим образом сообщения о преступлении, полученного от его знакомого, а также осуществил иные мероприятия, в том числе в нарушение порядка ведения оперативно-розыскной деятельности с незаконным привлечением к ним сотрудников подразделения органов внутренних дел, поднадзорного возглавляемому им отделу, - содержались признаки личной заинтересованности. С заключением служебной проверки он ознакомлен 2 марта 2020 года.
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"Приказом прокурора Томской области от 5 марта 2020 года М.В. Бердников освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по основанию, предусмотренному оспариваемой им нормой. Такое решение обусловлено заключением служебной проверки (она проводилась в связи с рапортом первого заместителя прокурора Томской области от 10 февраля 2020 года, содержащим сведения о ненадлежащем поведении М.В. Бердникова), утвержденным 28 февраля 2020 года и свидетельствующим, что в августе 2017 года М.В. Бердников, получив сведения о возможном совершении преступления, не принял предусмотренных законодательством мер и действовал вопреки установленному порядку, чем нарушил Присягу прокурора и Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 114). При этом в действиях М.В. Бердникова - который фактически приступил к разрешению не оформленного надлежащим образом сообщения о преступлении, полученного от его знакомого, а также осуществил иные мероприятия, в том числе в нарушение порядка ведения оперативно-розыскной деятельности с незаконным привлечением к ним сотрудников подразделения органов внутренних дел, поднадзорного возглавляемому им отделу, - содержались признаки личной заинтересованности. С заключением служебной проверки он ознакомлен 2 марта 2020 года.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> См.: п. 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> См.: п. 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях".
Статья: Объекты валютных правоотношений в условиях противодействия ограничительным мерам, введенным со стороны недружественных государств
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)<13> См., например: ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст); Приказ Генпрокуратуры России от 09.12.2022 N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)<13> См., например: ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст); Приказ Генпрокуратуры России от 09.12.2022 N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".
Статья: Публичные и частные начала в уголовном преследовании: поиск модели взаимодействия
(Суходолов А.С.)
("Российский судья", 2024, N 7)В свою очередь, потерпевший по делу частного обвинения, как правило, не имея соответствующих юридических знаний, а также полномочий, обращается за защитой своих прав чаще всего в органы внутренних дел (полицию). Следует согласиться с А.И. Петрушиным в том, что "такое положение дел связано с большей доступностью органов внутренних дел для пострадавших, возникающими затруднениями квалификации деяния как преступления частного обвинения, участием правоохранительных органов в пресечении преступления, правилами взаимодействия правоохранительных органов с медицинскими учреждениями" <10>. В свою очередь, органы предварительного расследования, руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ N 7-П от 27 июня 2005 г. о том, что "государство должно обеспечивать равную защиту жертв преступлений вне зависимости от категории уголовного преследования" <11>, а также ст. 144 - 145 УПК РФ, в случае поступления заявлений о преступлениях, уголовное преследование по которым осуществляется в частном порядке, обязаны их принять, зарегистрировать, провести проверку и передать материалы в суд. В соответствии со ст. 37 УПК РФ надзор за принятием, регистрацией и разрешением заявлений, сообщений о преступлениях, в том числе и по делам частного обвинения, осуществляет прокурор. Однако на практике фактическое поступление таких материалов в суд не контролируется. Проведение сверок с мировыми судьями в целях выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, контроля фактического поступления сообщений о преступлениях частного обвинения, переданных органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в суд, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" <12> не предусмотрено.
(Суходолов А.С.)
("Российский судья", 2024, N 7)В свою очередь, потерпевший по делу частного обвинения, как правило, не имея соответствующих юридических знаний, а также полномочий, обращается за защитой своих прав чаще всего в органы внутренних дел (полицию). Следует согласиться с А.И. Петрушиным в том, что "такое положение дел связано с большей доступностью органов внутренних дел для пострадавших, возникающими затруднениями квалификации деяния как преступления частного обвинения, участием правоохранительных органов в пресечении преступления, правилами взаимодействия правоохранительных органов с медицинскими учреждениями" <10>. В свою очередь, органы предварительного расследования, руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ N 7-П от 27 июня 2005 г. о том, что "государство должно обеспечивать равную защиту жертв преступлений вне зависимости от категории уголовного преследования" <11>, а также ст. 144 - 145 УПК РФ, в случае поступления заявлений о преступлениях, уголовное преследование по которым осуществляется в частном порядке, обязаны их принять, зарегистрировать, провести проверку и передать материалы в суд. В соответствии со ст. 37 УПК РФ надзор за принятием, регистрацией и разрешением заявлений, сообщений о преступлениях, в том числе и по делам частного обвинения, осуществляет прокурор. Однако на практике фактическое поступление таких материалов в суд не контролируется. Проведение сверок с мировыми судьями в целях выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, контроля фактического поступления сообщений о преступлениях частного обвинения, переданных органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в суд, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" <12> не предусмотрено.
Статья: Проблемные вопросы разрешения прокурором споров о передаче сообщений о преступлениях по территориальной подследственности
(Вяткин А.А.)
("Законность", 2023, N 3)Пункт 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" обязывает прокуроров принимать меры к проверке решений о передаче сообщений о преступлениях по подследственности, однако не раскрывает порядок организации этой работы.
(Вяткин А.А.)
("Законность", 2023, N 3)Пункт 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" обязывает прокуроров принимать меры к проверке решений о передаче сообщений о преступлениях по подследственности, однако не раскрывает порядок организации этой работы.
Статья: Социально-правовая обусловленность формирования механизма уголовно-правового противодействия преступлениям, совершенным с использованием технологии deepfake
(Светанков Д.Ю.)
("Российский следователь", 2025, N 6)<12> Приказ Генпрокуратуры России от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре" // СПС "КонсультантПлюс".
(Светанков Д.Ю.)
("Российский следователь", 2025, N 6)<12> Приказ Генпрокуратуры России от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре" // СПС "КонсультантПлюс".
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организацийПрокурор, его заместитель и помощник правомочны (вправе и обязаны) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Одновременно с этим они обязаны реагировать на сокрытие преступления, а значит, и выражать требование о выявлении лица, его совершившего, посредством вынесения мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Для обеспечения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях издан Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2023 N 730.
Статья: Рассмотрение анонимных обращений в органах прокуратуры
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Вместе с тем положения п. 1.7 Приказа Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях" предусматривают действенный способ защиты рассмотренного конституционного права гражданина при поступлении в органы прокуратуры анонимных сообщений о преступлениях - направление их в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности. Не вступая в дискуссию о порядке производства отдельных оперативно-розыскных мероприятий <6>, констатируем, что действующие на основе принципа конспирации <7> уполномоченные органы не допускают преждевременной и необоснованной компрометации проверяемых лиц, так как суть проверяемой информации известна только должностным лицам, не имеющим права ее разглашать. Однако прокурор, осуществляя свои полномочия, действует гласно. Следовательно, проводя проверку анонимного обращения, он не имеет правовой возможности обеспечить защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого поступило анонимное заявление. Считаем такое положение недопустимым, так как, по нашему убеждению, любые причины несообщения заявителем сведений о себе несостоятельны и не могут оправдать ущемление прав других лиц, поскольку, согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, свобода выражения мнения сопряжена с обязанностями и ответственностью, и человек, решающий сообщить какие-то сведения, должен тщательно проверить, насколько это позволяют обстоятельства, их правильность и достоверность <8>.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Вместе с тем положения п. 1.7 Приказа Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях" предусматривают действенный способ защиты рассмотренного конституционного права гражданина при поступлении в органы прокуратуры анонимных сообщений о преступлениях - направление их в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности. Не вступая в дискуссию о порядке производства отдельных оперативно-розыскных мероприятий <6>, констатируем, что действующие на основе принципа конспирации <7> уполномоченные органы не допускают преждевременной и необоснованной компрометации проверяемых лиц, так как суть проверяемой информации известна только должностным лицам, не имеющим права ее разглашать. Однако прокурор, осуществляя свои полномочия, действует гласно. Следовательно, проводя проверку анонимного обращения, он не имеет правовой возможности обеспечить защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого поступило анонимное заявление. Считаем такое положение недопустимым, так как, по нашему убеждению, любые причины несообщения заявителем сведений о себе несостоятельны и не могут оправдать ущемление прав других лиц, поскольку, согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, свобода выражения мнения сопряжена с обязанностями и ответственностью, и человек, решающий сообщить какие-то сведения, должен тщательно проверить, насколько это позволяют обстоятельства, их правильность и достоверность <8>.
Статья: Перспективы использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве в контексте реализации прокурорских полномочий
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)<9> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре"; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12 октября 2018 г. N 659/205 "Об утверждении Временного регламента информационного обмена между органами прокуратуры Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовой статистики и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)<9> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре"; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12 октября 2018 г. N 659/205 "Об утверждении Временного регламента информационного обмена между органами прокуратуры Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовой статистики и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Допустимость применения представления об устранении нарушений закона при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 12)Одновременно с этим полагаем необходимым издание Генеральным прокурором РФ организационно-распорядительного документа, который бы устанавливал форму и структуру требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях или производстве предварительного следствия (по аналогии с Приказом Генерального прокурора РФ от 15 марта 2010 г. N 107, устанавливающим форму и структуру документов, используемых прокурором при решении вопросов, связанных с реализацией полномочий при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам).
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 12)Одновременно с этим полагаем необходимым издание Генеральным прокурором РФ организационно-распорядительного документа, который бы устанавливал форму и структуру требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях или производстве предварительного следствия (по аналогии с Приказом Генерального прокурора РФ от 15 марта 2010 г. N 107, устанавливающим форму и структуру документов, используемых прокурором при решении вопросов, связанных с реализацией полномочий при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам).