Приказ генерального прокурора рассмотрение жалоб
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ генерального прокурора рассмотрение жалоб (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.07.2024 по делу N 33а-12227/2024 (УИД 66RS0003-01-2024-001481-86)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным бездействия прокуратуры; 2) О возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Административный истец указал, что его жалоба на действия следователей в части невынесения постановления о назначении защитника подлежала рассмотрению в трехдневный срок в соответствии со специальной нормой, однако была рассмотрена в порядке, предусмотренном инструкцией о рассмотрении обращений граждан; по мнению административного истца, это является нарушением действующего законодательства, поскольку препятствует в реализации права на обжалование.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований рассмотрения указанной жалобы Ш. в установленный пунктом 5.1 приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" в тридцатидневный срок, а также с тем, что сам факт оформления административным истцом обращения в виде жалобы на бездействие следователя не свидетельствует о необходимости рассмотрения ее именно в порядке, установленном статьей 124 УПК РФ и Приказом Генпрокуратуры России от 24 августа 2021 года N 487, поскольку указанные выводы противоречат нормам материального права, которые были приведены выше. Однако, указанные выводы не повлекли принятия неправильного по существу решения суда.
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным бездействия прокуратуры; 2) О возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Административный истец указал, что его жалоба на действия следователей в части невынесения постановления о назначении защитника подлежала рассмотрению в трехдневный срок в соответствии со специальной нормой, однако была рассмотрена в порядке, предусмотренном инструкцией о рассмотрении обращений граждан; по мнению административного истца, это является нарушением действующего законодательства, поскольку препятствует в реализации права на обжалование.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований рассмотрения указанной жалобы Ш. в установленный пунктом 5.1 приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" в тридцатидневный срок, а также с тем, что сам факт оформления административным истцом обращения в виде жалобы на бездействие следователя не свидетельствует о необходимости рассмотрения ее именно в порядке, установленном статьей 124 УПК РФ и Приказом Генпрокуратуры России от 24 августа 2021 года N 487, поскольку указанные выводы противоречат нормам материального права, которые были приведены выше. Однако, указанные выводы не повлекли принятия неправильного по существу решения суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о дифференциации ведомственного процессуального контроля на завершающем этапе предварительного расследования
(Кузнецова Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)<4> Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" от 24 августа 2021 г. N 487 // СПС "КонсультантПлюс".
(Кузнецова Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)<4> Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" от 24 августа 2021 г. N 487 // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Одна из первых рабочих проектных редакций комментируемой части не включала в перечень нормативных актов акты должностных лиц, а также нормативные правовые акты организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Однако проведенный в процессе работы над проектом КАС РФ анализ накопленной к тому времени правоприменительной практики позволил обособить этот круг актов, выделив его в отдельную категорию, что стало закономерным итогом признания нормотворческой функции не только за "классическими" органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, но и за должностными лицами и иными уполномоченными на то органами и организациями (например, за Генеральным прокурором РФ (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" <1>) или избирательными комиссиями (Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.12.2023 N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" <2>, Решение Московской городской избирательной комиссии от 04.07.2024 N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года" <3>)).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Одна из первых рабочих проектных редакций комментируемой части не включала в перечень нормативных актов акты должностных лиц, а также нормативные правовые акты организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Однако проведенный в процессе работы над проектом КАС РФ анализ накопленной к тому времени правоприменительной практики позволил обособить этот круг актов, выделив его в отдельную категорию, что стало закономерным итогом признания нормотворческой функции не только за "классическими" органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, но и за должностными лицами и иными уполномоченными на то органами и организациями (например, за Генеральным прокурором РФ (Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" <1>) или избирательными комиссиями (Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.12.2023 N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" <2>, Решение Московской городской избирательной комиссии от 04.07.2024 N 98/3 "О порядке дистанционного электронного голосования и особенностях голосования в городе Москве при проведении электронного голосования на выборах в единый день голосования 8 сентября 2024 года" <3>)).
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"В прокуратурах городов, районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуратурах, иных специализированных прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям прокурор или лицо, его замещающее. После принятия решения руководителем данной прокуратуры повторные обращения подлежат направлению для рассмотрения в вышестоящую прокуратуру.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"В прокуратурах городов, районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуратурах, иных специализированных прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям прокурор или лицо, его замещающее. После принятия решения руководителем данной прокуратуры повторные обращения подлежат направлению для рассмотрения в вышестоящую прокуратуру.
Приказ Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487
"О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Как добиться соблюдения следователем основных прав заявителя на стадии возбуждения уголовного дела?
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Когда же речь идет о статусе рассматривающего жалобу прокурора, то его аналогичная обязанность прямо прописана в Приказе Генерального прокурора РФ. Так, согласно п. 8 Приказа Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" на прокурора возложена обязанность "по результатам рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Когда же речь идет о статусе рассматривающего жалобу прокурора, то его аналогичная обязанность прямо прописана в Приказе Генерального прокурора РФ. Так, согласно п. 8 Приказа Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" на прокурора возложена обязанность "по результатам рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.
Статья: Проблемы и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)<6> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 01.11.2011 N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257722/ (дата обращения: 23.03.2021).
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)<6> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 01.11.2011 N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257722/ (дата обращения: 23.03.2021).
Готовое решение: Как обжаловать действия (бездействие) прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание! Обращение к прокурору может быть совершено также в устной форме на личном приеме, однако рекомендуем подавать жалобу в письменной форме или в форме электронного документа (п. 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание! Обращение к прокурору может быть совершено также в устной форме на личном приеме, однако рекомендуем подавать жалобу в письменной форме или в форме электронного документа (п. 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
Статья: Противодействие незаконному отказу в возбуждении уголовного дела
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Если заявление (сообщение) о преступлении и после этого остается не зарегистрированным в КРСоП (КУСП), следует аналогичную жалобу направить прокурору района. Описательную часть жалобы завершить ссылкой на п. 8 и 9 Приказа Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора". Согласно последним на прокурора района возложена обязанность "по результатам рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Если заявление (сообщение) о преступлении и после этого остается не зарегистрированным в КРСоП (КУСП), следует аналогичную жалобу направить прокурору района. Описательную часть жалобы завершить ссылкой на п. 8 и 9 Приказа Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора". Согласно последним на прокурора района возложена обязанность "по результатам рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.
Статья: Порядок обжалования постановлений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Копия постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении с одновременным уведомлением о разъяснении порядка обжалования вышестоящему прокурору или в суд незамедлительно направляется заявителю (п. 8 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Копия постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении с одновременным уведомлением о разъяснении порядка обжалования вышестоящему прокурору или в суд незамедлительно направляется заявителю (п. 8 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487).
Статья: Реализация следователем и дознавателем права обжалования как элемент уголовно-процессуальной формы
(Шагарова М.Н.)
("Законность", 2022, N 8)В соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45) жалоба - просьба гражданина (заявителя) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
(Шагарова М.Н.)
("Законность", 2022, N 8)В соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45) жалоба - просьба гражданина (заявителя) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)<2> Здесь и далее приведены выборочные данные из формы ОЖ "О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений" за 2020 - 2024 гг. (утв. Приказами Генерального прокурора РФ от 16 мая 2017 г. N 346, от 8 июля 2020 г. N 362, от 28 декабря 2023 г. N 912).
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)<2> Здесь и далее приведены выборочные данные из формы ОЖ "О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений" за 2020 - 2024 гг. (утв. Приказами Генерального прокурора РФ от 16 мая 2017 г. N 346, от 8 июля 2020 г. N 362, от 28 декабря 2023 г. N 912).
Статья: Процессуальные обращения в досудебном производстве по уголовным делам
(Дикарев И.С.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Любое процессуальное обращение содержит изложенные в том или ином виде просьбу или требование участника процесса о принятии адресатом обращения определенного решения или совершении некоторого действия. Эта общая черта процессуальных обращений служит серьезной помехой для четкого их разделения на виды. Пожалуй, только жалобу в силу присущей ей специфики можно четко выделить среди других процессуальных обращений. В.Л. Будников под жалобой понимал "обращение участника уголовного процесса, в котором указывается на действительное или предполагаемое нарушение его прав и законных интересов, а также содержится просьба или требование об устранении отмеченного нарушения" <4>. Как "просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц" определяется жалоба в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45 <5>.
(Дикарев И.С.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Любое процессуальное обращение содержит изложенные в том или ином виде просьбу или требование участника процесса о принятии адресатом обращения определенного решения или совершении некоторого действия. Эта общая черта процессуальных обращений служит серьезной помехой для четкого их разделения на виды. Пожалуй, только жалобу в силу присущей ей специфики можно четко выделить среди других процессуальных обращений. В.Л. Будников под жалобой понимал "обращение участника уголовного процесса, в котором указывается на действительное или предполагаемое нарушение его прав и законных интересов, а также содержится просьба или требование об устранении отмеченного нарушения" <4>. Как "просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц" определяется жалоба в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45 <5>.
Статья: Процессуальные особенности допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). Комментарий к ст. 191 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<118> См., к примеру: Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<118> См., к примеру: Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017.
Готовое решение: Как обжаловать решение о проведении прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Варианты форм жалобы следуют, в частности, из п. 1 ст. 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, п. 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45.
(КонсультантПлюс, 2025)Варианты форм жалобы следуют, в частности, из п. 1 ст. 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, п. 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45.