Прибрежная защитная полоса предоставление земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Прибрежная защитная полоса предоставление земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Из системного толкования положений части 1 статьи 65, пункта 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, национального стандарта Российской Федерации "охрана окружающей среды. Рекультивация нарушенных и нефтезагрязненных земель. Термины и Определения" ГОСТ Р 59070-2020, утвержденном и введенном в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.10.2020 N 731-ст, следует, что размещение песка и песчано-гравийной смеси на испрашиваемых земельных участках представляет собой отвал размываемого грунта, размещение которого в границах прибрежных защитных полос запрещено в соответствии с требованиями пункта 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации."
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 N 15АП-10383/2025 по делу N А32-12551/2024
Требование: О признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в отказе от внесения изменений в постановления, как не соответствующего требованиям ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, ч. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; обязании администрации привести постановления в соответствие с требованиями нормативных актов; признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельных участков в аренду, обязании подготовить и подписать проект договора аренды земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Судебная коллегия учитывает, что нахождение части земельного участка в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе, не исключает предоставление такого участка в аренду для сельскохозяйственного использования и не является достаточным основанием ни для признания договора аренды недействительной сделкой, ни для расторжения договора аренды земельного участка, но накладывает на арендатора такого участка дополнительные ограничения, связанные с публично-правовым режимом данных территориальных зон.
Требование: О признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в отказе от внесения изменений в постановления, как не соответствующего требованиям ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, ч. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; обязании администрации привести постановления в соответствие с требованиями нормативных актов; признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельных участков в аренду, обязании подготовить и подписать проект договора аренды земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Судебная коллегия учитывает, что нахождение части земельного участка в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе, не исключает предоставление такого участка в аренду для сельскохозяйственного использования и не является достаточным основанием ни для признания договора аренды недействительной сделкой, ни для расторжения договора аренды земельного участка, но накладывает на арендатора такого участка дополнительные ограничения, связанные с публично-правовым режимом данных территориальных зон.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является вопрос оборотоспособности земельных участков, находящихся в пределах водоохранных зон. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничения оборотоспособности таких участков не установлены. Судебной практикой также подтверждается, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны. Следует учитывать лишь установленные ст. 65 ВК РФ ограничения хозяйственной и иной деятельности <1>. Аналогичной является ситуация с предоставлением в собственность земельных участков, расположенных в прибрежных защитных полосах <2>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является вопрос оборотоспособности земельных участков, находящихся в пределах водоохранных зон. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничения оборотоспособности таких участков не установлены. Судебной практикой также подтверждается, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны. Следует учитывать лишь установленные ст. 65 ВК РФ ограничения хозяйственной и иной деятельности <1>. Аналогичной является ситуация с предоставлением в собственность земельных участков, расположенных в прибрежных защитных полосах <2>.
Статья: Демонтаж нестационарных торговых объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Судом установлено, что ответчик на основании лицензии осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных отходов, производству пластмасс и синтетических смол в первичных формах, производству прочих основных органических химических веществ, красок и лаков на основе полимеров и иных химических продуктов. В производственной деятельности им используются высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды. Деятельность осуществляется на арендованном земельном участке, полностью входящем в границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Судом установлено, что ответчик на основании лицензии осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных отходов, производству пластмасс и синтетических смол в первичных формах, производству прочих основных органических химических веществ, красок и лаков на основе полимеров и иных химических продуктов. В производственной деятельности им используются высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды. Деятельность осуществляется на арендованном земельном участке, полностью входящем в границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища.
<Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов>
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)Вопрос 23: Имеет ли право гражданин - собственник строения (жилого дома) на бесплатную передачу в собственность земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании, если земельный участок расположен в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной защитной полосе водного объекта, в том случае, если правомерное пользование земельным участком или находящимся на земельном участке строением возникло у гражданина до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (то есть до 23 ноября 1995 года), который предусматривает в качестве обязательного условия предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в водоохранных зонах водных объектов согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)Вопрос 23: Имеет ли право гражданин - собственник строения (жилого дома) на бесплатную передачу в собственность земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании, если земельный участок расположен в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной защитной полосе водного объекта, в том случае, если правомерное пользование земельным участком или находящимся на земельном участке строением возникло у гражданина до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (то есть до 23 ноября 1995 года), который предусматривает в качестве обязательного условия предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в водоохранных зонах водных объектов согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда?
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Отменяя указанные судебные постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что ни административный ответчик в своем отказе, ни суды в судебных актах не привели какого-либо основания для вывода о том, что схема расположения земельного участка, представленная с заявлением о перераспределении земельных участков, разработана кадастровым инженером с нарушением требований закона.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Отменяя указанные судебные постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что ни административный ответчик в своем отказе, ни суды в судебных актах не привели какого-либо основания для вывода о том, что схема расположения земельного участка, представленная с заявлением о перераспределении земельных участков, разработана кадастровым инженером с нарушением требований закона.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Новый ВК РФ значительно упростил правовой режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, что уже неоднократно подвергалось критике, однако позитивных изменений в правовом регулировании с 2006 г. не наблюдается.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Новый ВК РФ значительно упростил правовой режим водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, что уже неоднократно подвергалось критике, однако позитивных изменений в правовом регулировании с 2006 г. не наблюдается.