Претензия туроператору о расторжении договора
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия туроператору о расторжении договора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Вместе с тем было установлено, что предоставленной услугой истец, согласно условий туристического продукта (авиаперелет, трансфер, страховка, проживание в отеле) воспользовался в полном объеме, проживал в соседнем отеле, претензий по качеству условий которого не заявлял, доказательств своевременного обращения истца к туроператору с заявлением об отказе от использования услуг предоставленного туристического продукта, истцом не представлено, при этом претензия с требованием о расторжении договора была направлена по возвращении с отдыха и получения услуг, предоставленных договором в полном объеме, в связи с чем вывод суда в об отказе в удовлетворении исковых требований о возврате стоимости оплаченного туристического продукта в полном объеме является верным. С иными материальными требованиями, предусмотренными ст. 12 и 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" истец не обращался."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Иск о защите прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (часть 2 статьи 10 Федерального закона... "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором;
(КонсультантПлюс, 2025)претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (часть 2 статьи 10 Федерального закона... "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором;
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" вопрос об обязательности претензионного порядка решен следующим образом: обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг установлен для предъявления претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров. Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором <21>.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" вопрос об обязательности претензионного порядка решен следующим образом: обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг установлен для предъявления претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров. Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором <21>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором;
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)До начала путешествия на официальном сайте Ростуризма появилась информация о возникновении угрозы безопасности здоровья туристов, находящихся в Турецкой Республике, вызванной неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в связи с чем 14 августа 2017 г. истец обратился к турагенту с письменным заявлением о расторжении названного договора и возврате уплаченных за туристский продукт денежных средств. Не получив ответа на данное обращение, 25 августа 2017 г. истец обратился к ИП К. с претензией, ответа на которую также не последовало.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)До начала путешествия на официальном сайте Ростуризма появилась информация о возникновении угрозы безопасности здоровья туристов, находящихся в Турецкой Республике, вызванной неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в связи с чем 14 августа 2017 г. истец обратился к турагенту с письменным заявлением о расторжении названного договора и возврате уплаченных за туристский продукт денежных средств. Не получив ответа на данное обращение, 25 августа 2017 г. истец обратился к ИП К. с претензией, ответа на которую также не последовало.
Ситуация: Нужно ли потребителю соблюдать претензионный порядок урегулирования спора?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Соблюдение претензионного порядка необходимо при наличии требований, в частности, к оператору связи, перевозчику, туроператору, страховщику по выплате сумм страхового возмещения. При предъявлении требования об изменении или расторжении договора досудебное урегулирование спора также обязательно.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Соблюдение претензионного порядка необходимо при наличии требований, в частности, к оператору связи, перевозчику, туроператору, страховщику по выплате сумм страхового возмещения. При предъявлении требования об изменении или расторжении договора досудебное урегулирование спора также обязательно.
Ситуация: На что обратить внимание при приобретении туристской путевки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о порядке изменения и расторжения договора, урегулирования споров или возмещения убытков;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о порядке изменения и расторжения договора, урегулирования споров или возмещения убытков;
Вопрос: Можно ли считать претензионный порядок урегулирования спора установленным, если стороны не согласовали в договоре сроки и порядок направления и рассмотрения претензий?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором;
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В случае если при решении вопроса о принятии иска к производству суда будет установлено, что заявителем не соблюден обязательный претензионный порядок по спорам с потребителями туристских услуг, то суд возвращает исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. В случае если это нарушение будет установлено после принятия иска к производству, то суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании ст. 222 ГПК РФ. В связи с этим потребителю услуг необходимо составить письменную претензию о расторжении договора о реализации некачественного туристского продукта и направить ее в течение 20 дней с даты окончания действия договора. Туроператор обязан рассмотреть ее в течение 10 дней с даты получения претензии и направить письменный ответ.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В случае если при решении вопроса о принятии иска к производству суда будет установлено, что заявителем не соблюден обязательный претензионный порядок по спорам с потребителями туристских услуг, то суд возвращает исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. В случае если это нарушение будет установлено после принятия иска к производству, то суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании ст. 222 ГПК РФ. В связи с этим потребителю услуг необходимо составить письменную претензию о расторжении договора о реализации некачественного туристского продукта и направить ее в течение 20 дней с даты окончания действия договора. Туроператор обязан рассмотреть ее в течение 10 дней с даты получения претензии и направить письменный ответ.
Ситуация: Можно ли получить компенсацию в случае несоответствия отеля (гостиницы) заявленной туроператором категории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператорами (ч. 8 ст. 10 Закона N 132-ФЗ; п. 24 Правил N 1852; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператорами (ч. 8 ст. 10 Закона N 132-ФЗ; п. 24 Правил N 1852; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Статья: Недобросовестные условия в договорах с участием потребителей: модернизация законодательства и развитие судебной практики
(Богдан В.В.)
("Цивилист", 2023, N 3)Помимо этого, обязательный претензионный порядок урегулирования споров с участием потребителей, несоблюдение которого влечет отказ в принятии искового заявления, предусмотрен п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2022 г.) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (требование о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства), ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров; претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором); ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 28 и ст. 32 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (обращения, подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным) с установлением нормативного срока рассмотрения таких претензий.
(Богдан В.В.)
("Цивилист", 2023, N 3)Помимо этого, обязательный претензионный порядок урегулирования споров с участием потребителей, несоблюдение которого влечет отказ в принятии искового заявления, предусмотрен п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2022 г.) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (требование о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства), ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров; претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором); ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 28 и ст. 32 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (обращения, подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным) с установлением нормативного срока рассмотрения таких претензий.