Претензия о возврате денежных средств за тур коронавирус

Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия о возврате денежных средств за тур коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2021 N 5-КГ21-89-К2
Требование: О взыскании перечисленных в счет оплаты туристского продукта денежных средств и штрафа.
Обстоятельства: Истец ссылается на невозможность по не зависящим от него причинам воспользоваться туристским продуктом и обратился к турагенту и туроператору с претензиями об аннулировании тура и о возврате уплаченных денежных средств, однако истцу денежные средства ни турагент, ни туроператор не возвратили.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку неисполнение туроператором обязательств по договору и невыполнение сроков возврата уплаченных за туристский продукт денежных средств вызваны обстоятельствами непреодолимой силы, в связи с чем он подлежит освобождению от ответственности за данные нарушения.
Согласно пояснениям истца 19 марта 2020 г. представители турагента сообщили истцу об аннулировании выбранного истцом туристского продукта, сославшись на информацию туроператора об ограничении въезда в ОАЭ для всех иностранцев с 19 марта 2020 г. в целях сдерживания распространения коронавирусной инфекции.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 78-КГ22-18-К3
Требование: О возврате денежных средств, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Заказчик произвел оплату туристического продукта в полном объеме, однако тур был отменен по причине распространения коронавирусной инфекции, при этом возврат полученной суммы туроператор не произвел.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку суд пришел к ошибочному выводу о том, что заказчик вправе заявить требование о возврате сертификата, полностью оплаченного в размере номинальной стоимости, при этом в качестве основания для отмены судебного акта суд указал процессуальное нарушение, не предусмотренное ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Пискунов О.Ю. обратился в суд с иском к ООО "Все туры" о возврате денежных средств, указав, что 13 января 2020 г. он заключил с ООО "Объединенный Центр Бронирования" договор на реализацию туристического продукта, путешествия в ОАЭ г. Абу-Даби в отель InterContinental Abu Dhabi 5* с вылетом из Москвы, дата тура с 25 апреля 2020 г. по 5 мая 2020 г. стоимостью 150 508 рублей. Эта стоимость им была оплачена в полном объеме, из которых 75 000 рублей им оплачено подарочными сертификатами от "Слетать, ru", оставшаяся часть суммы в размере 75 508 рублей оплачена за счет личных средств. Туроператором является ООО "Все туры". 20 марта 2020 г. от туроператора поступило сообщение об отмене тура в связи с распространением коронавирусной инфекции, в связи с чем ему стало очевидным, что тур не состоится в предусмотренный договором срок. 21 марта 2020 г. им в адрес ответчика направлена претензия с требованием о возврате денежных средств в размере 150 508 рублей, которая получена ответчиком 25 марта 2020 г., однако оставлена без удовлетворения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)
Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. <7>) содержание договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет. Поэтому в случае отказа возвращения полной стоимости путевки турфирма обязана предоставить полную и достоверную информацию о фактически понесенных ею затратах (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и проч.) на дату отказа от тура, причем подтвержденных документально. При отказе в удовлетворении претензионных требований в досудебном порядке турист вправе обратиться с исковым заявлением к туроператору в суд. Кроме того, необходимо учесть, что согласно ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны все требования и обстоятельства, на которых основаны требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" кроме взыскания суммы уплаченных денежных средств за путевку, при наличии соответствующих обстоятельств, граждане вправе потребовать компенсации морального вреда. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя взыскивается "с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя" <8>. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что "при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных ФЗ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке" исполнителем, "суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду" <9>. Так, к примеру, по одному из дел установлено, что в январе 2020 г. гражданка К. обратилась в ООО "Все туры" с целью приобрести туристскую путевку в Турцию. В соответствии с заключенными договорами реализации туристских продуктов ООО "Все туры" обязалось организовать туры в Турцию гражданке К. и членам ее семьи в указанный в договоре период. Денежные средства были уплачены в полном объеме. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной эпидемии в мире, из-за угрозы безопасности их жизни и здоровью истец направила в ООО "Все туры" претензию, в которой отказалась от туристской поездки и потребовала вернуть уплаченные денежные средства. В 10-дневный срок, отведенный для рассмотрения претензий Законом РФ "О защите прав потребителей", денежные средства возвращены не были. Гражданка К. обратилась в суд с иском к ООО "Все туры" о защите прав потребителя в сфере туристских услуг.
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.

Нормативные акты

Обзор: "Верховный суд выпустил третий обзор практики по коронавирусу"
(КонсультантПлюс, 2021)
Правительственные правила не устанавливают претензионный порядок для требований о взыскании денег за тур, не состоявшийся из-за распространения коронавируса (вопрос 7).