Преступления террористической направленности
Подборка наиболее важных документов по запросу Преступления террористической направленности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Обзор: "Основные изменения в УК РФ в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)С 17 ноября 2025 года ужесточили ответственность за преступления террористической и диверсионной направленности
(КонсультантПлюс, 2025)С 17 ноября 2025 года ужесточили ответственность за преступления террористической и диверсионной направленности
Статья: Особенности субъекта преступления в сфере финансирования терроризма и его криминалистическое значение
(Абрамова А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 5)В случае сбора средств с осознанием того, что эти средства предназначены для финансирования терроризма, субъект преступления может являться как финансирующим, так и финансируемым лицом. Это связано с тем, что термин "сбор" - многозначный, и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" его не раскрыло в полной мере. Так, в общеупотребляемом смысле термин "сбор" означает "то, что было добыто, получено", а также "взимаемые или собранные за что-нибудь или на что-нибудь деньги" <9>. На наш взгляд, под сбором в примечании 1 к ч. 1 ст. 205.1 УК РФ понимается в широком смысле как платеж денежной и иной формы, взимаемый с физических лиц, организаций для конкретных действий террористической направленности. Так, к примеру, житель Чеченской Республики Шамиль Мусаев, собравший в Федеративной Республике Германии денежные средства с нескольких человек и передавший их через посредника в Европе участникам запрещенной на территории Российской Федерации террористической организации ИГИЛ, будет являться финансирующим терроризм лицом, осуществившим сбор средств в террористических целях <10>. Другой пример: брат и сестра, являясь представителями террористической организации, осуществляли сбор денежных средств в целях самофинансирования и финансирования запрещенных организаций, признанных террористическими, "Имарат Кавказ" и "Исламское государство" <11>. В этом случае брат и сестра будут являться финансируемыми и финансирующими лицами одновременно, так как собранные ими средства тратились не только на нужды организации, но и на их собственные. Аналогичный случай произошел с Алимом Бегиевым, который в Москве собирал денежные средства не только для джихада, но и для себя и не все собранные миллионы отправлял на сирийские банковские счета <12>. Таким образом, субъекты, осуществляющие сбор материальных и иных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования террористической организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных в примечании 1 ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ, являются финансирующими терроризм лицами. Сторонники терроризма, ведущие сбор средств в целях самофинансирования, напротив, являются финансируемыми лицами.
(Абрамова А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 5)В случае сбора средств с осознанием того, что эти средства предназначены для финансирования терроризма, субъект преступления может являться как финансирующим, так и финансируемым лицом. Это связано с тем, что термин "сбор" - многозначный, и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" его не раскрыло в полной мере. Так, в общеупотребляемом смысле термин "сбор" означает "то, что было добыто, получено", а также "взимаемые или собранные за что-нибудь или на что-нибудь деньги" <9>. На наш взгляд, под сбором в примечании 1 к ч. 1 ст. 205.1 УК РФ понимается в широком смысле как платеж денежной и иной формы, взимаемый с физических лиц, организаций для конкретных действий террористической направленности. Так, к примеру, житель Чеченской Республики Шамиль Мусаев, собравший в Федеративной Республике Германии денежные средства с нескольких человек и передавший их через посредника в Европе участникам запрещенной на территории Российской Федерации террористической организации ИГИЛ, будет являться финансирующим терроризм лицом, осуществившим сбор средств в террористических целях <10>. Другой пример: брат и сестра, являясь представителями террористической организации, осуществляли сбор денежных средств в целях самофинансирования и финансирования запрещенных организаций, признанных террористическими, "Имарат Кавказ" и "Исламское государство" <11>. В этом случае брат и сестра будут являться финансируемыми и финансирующими лицами одновременно, так как собранные ими средства тратились не только на нужды организации, но и на их собственные. Аналогичный случай произошел с Алимом Бегиевым, который в Москве собирал денежные средства не только для джихада, но и для себя и не все собранные миллионы отправлял на сирийские банковские счета <12>. Таким образом, субъекты, осуществляющие сбор материальных и иных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования террористической организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных в примечании 1 ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ, являются финансирующими терроризм лицами. Сторонники терроризма, ведущие сбор средств в целях самофинансирования, напротив, являются финансируемыми лицами.
Статья: Оказание помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ (ст. 276.1 УК РФ): вопросы уголовной ответственности и освобождения от нее
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)<16> См.: абз. 2 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 (ред. от 3 ноября 2016 г.) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // СПС "КонсультантПлюс".
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)<16> См.: абз. 2 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 (ред. от 3 ноября 2016 г.) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Пропаганда терроризма (ст. 205.2 УК РФ): некоторые особенности объективной стороны
(Днепровская М.А., Абрамитов С.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Предметом исследования в данной статье является правоприменительная практика, касающаяся запрета пропаганды терроризма. Рассматривается судебная практика, связанная с применением ст. 205.2 УК РФ, и уделено внимание установлению объективной стороны преступного деяния. Сделан вывод о необходимости разъяснения Верховным Судом РФ вопроса о том, достаточно или нет для квалификации по ст. 205.2 УК РФ (пропаганда терроризма) совершения однократного действия по распространению информации, направленной на формирование идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, а также по иным вопросам, поскольку в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" квалификации пропаганды терроризма не уделено достаточного внимания. Авторами рассмотрен момент окончания пропаганды, а также отмечается отсутствие признака публичности в совершении пропаганды. Кроме того, авторами указывается, что на квалификацию не влияют последствия, наступающие после распространения материалов, направленных на формирование идеологии терроризма, количество лиц, у которых могла сформироваться убежденность в привлекательности терроризма либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, а также удаление распространенных материалов.
(Днепровская М.А., Абрамитов С.А.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Предметом исследования в данной статье является правоприменительная практика, касающаяся запрета пропаганды терроризма. Рассматривается судебная практика, связанная с применением ст. 205.2 УК РФ, и уделено внимание установлению объективной стороны преступного деяния. Сделан вывод о необходимости разъяснения Верховным Судом РФ вопроса о том, достаточно или нет для квалификации по ст. 205.2 УК РФ (пропаганда терроризма) совершения однократного действия по распространению информации, направленной на формирование идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, а также по иным вопросам, поскольку в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" квалификации пропаганды терроризма не уделено достаточного внимания. Авторами рассмотрен момент окончания пропаганды, а также отмечается отсутствие признака публичности в совершении пропаганды. Кроме того, авторами указывается, что на квалификацию не влияют последствия, наступающие после распространения материалов, направленных на формирование идеологии терроризма, количество лиц, у которых могла сформироваться убежденность в привлекательности терроризма либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности, а также удаление распространенных материалов.
Статья: Понятие и система противодействия финансированию терроризма
(Постоева Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 2)Проведение анализа и исследование системы противодействия преступлениям террористической направленности, в том числе финансированию терроризма, особенно в ходе их трансформации в угрозы, влекущие вероятность значительного негативного воздействия на мир и безопасность человечества, а не только на общественную и государственную безопасность, представляют собой сложную и дискуссионную для юридической науки проблему. Исследование включало в себя разбор положений действующих антитеррористических конвенций с целью обоснования того, что противодействие финансированию терроризма обладает уникальными характеристиками, присущими как структурным элементам системы противодействия, так и составу преступления и тяжести последствий указанного деяния, что диктует необходимость самостоятельного рассмотрения его особенностей без обязательной привязки к международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Полученные результаты позволяют сформулировать определение противодействия финансированию терроризма, которое в настоящее время не закреплено в международных договорах и в законодательстве Российской Федерации и не получило широкой разработки в трудах правоведов, а также аргументировать то, что благодаря системному подходу и выделению структурных элементов системы можно в значительной степени повысить эффективность деятельности субъектов, входящих в национальную систему ПОД/ФТ/ФРОМУ.
(Постоева Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 2)Проведение анализа и исследование системы противодействия преступлениям террористической направленности, в том числе финансированию терроризма, особенно в ходе их трансформации в угрозы, влекущие вероятность значительного негативного воздействия на мир и безопасность человечества, а не только на общественную и государственную безопасность, представляют собой сложную и дискуссионную для юридической науки проблему. Исследование включало в себя разбор положений действующих антитеррористических конвенций с целью обоснования того, что противодействие финансированию терроризма обладает уникальными характеристиками, присущими как структурным элементам системы противодействия, так и составу преступления и тяжести последствий указанного деяния, что диктует необходимость самостоятельного рассмотрения его особенностей без обязательной привязки к международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Полученные результаты позволяют сформулировать определение противодействия финансированию терроризма, которое в настоящее время не закреплено в международных договорах и в законодательстве Российской Федерации и не получило широкой разработки в трудах правоведов, а также аргументировать то, что благодаря системному подходу и выделению структурных элементов системы можно в значительной степени повысить эффективность деятельности субъектов, входящих в национальную систему ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Статья: Публичное оправдание терроризма: направленность умысла, целей и самооценка со стороны преступника
(Глухов Е.А.)
("Уголовное право", 2024, N 9)Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" (п. 18), под публичным оправданием терроризма в ст. 205.2 УК РФ понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Под пропагандой терроризма понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Идеология и практика терроризма трактуется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения публичными органами власти, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
(Глухов Е.А.)
("Уголовное право", 2024, N 9)Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" (п. 18), под публичным оправданием терроризма в ст. 205.2 УК РФ понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Под пропагандой терроризма понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Идеология и практика терроризма трактуется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения публичными органами власти, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Статья: Тактико-криминалистические проблемы в связи с эмоцией страха при расследовании преступлений террористического акта
(Соловьев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)7. Способ совершения преступления - взрыв, поджог, а также иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, к которым согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" (ред. от 03.11.2016) могут относиться: устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
(Соловьев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)7. Способ совершения преступления - взрыв, поджог, а также иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, к которым согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" (ред. от 03.11.2016) могут относиться: устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
Статья: Соотношение понятий коррупционного преступления и преступления коррупционной направленности
(Матвеев И.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Во-вторых, исходя из сказанного, о преступлении коррупционной направленности можно вести речь только при наличии уникального мотива. Это подтверждается обращением к иным группам преступлений, которые объединены общей направленностью умысла. В уголовном законодательстве существует понятие "преступления экстремистской направленности". Согласно п. 2 примечаний к ст. 282.1 УК РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ. Здесь законодатель выделил ключевой признак данной группы преступлений - мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Аналогично трактуется понятие "преступления террористической направленности"; для них характерна такая цель, как дестабилизация деятельности органов власти и оказание воздействия на принятие решения. Иными словами, мотив или цель выступают определяющими признаками направленности преступного деяния.
(Матвеев И.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Во-вторых, исходя из сказанного, о преступлении коррупционной направленности можно вести речь только при наличии уникального мотива. Это подтверждается обращением к иным группам преступлений, которые объединены общей направленностью умысла. В уголовном законодательстве существует понятие "преступления экстремистской направленности". Согласно п. 2 примечаний к ст. 282.1 УК РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ. Здесь законодатель выделил ключевой признак данной группы преступлений - мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Аналогично трактуется понятие "преступления террористической направленности"; для них характерна такая цель, как дестабилизация деятельности органов власти и оказание воздействия на принятие решения. Иными словами, мотив или цель выступают определяющими признаками направленности преступного деяния.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)<43> Есина В.В. Снижение возраста уголовной ответственности за преступления террористической направленности: теоретические и практические проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2016. N 6. С. 149 - 150.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)<43> Есина В.В. Снижение возраста уголовной ответственности за преступления террористической направленности: теоретические и практические проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2016. N 6. С. 149 - 150.
Статья: Применение специальных знаний при расследовании преступлений экстремистской направленности, совершенных в сети Интернет, а также преступлений террористического характера в практике Следственного комитета Российской Федерации
(Ложис З.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Выступая в 2019 г. на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что число преступлений террористической направленности в России за 10 лет сократилось почти в 100 раз - с 997 до 9 случаев, однако количество предотвращенных терактов за последние три года остается высоким - около 20 в год. При этом за 2019 г. предотвращено 57 таких преступлений, в том числе 34 теракта. Важно осознавать, какие были бы последствия, если бы этого сделать не удалось. Имеются успехи в пресечении каналов финансирования террористических групп и поставок им оружия.
(Ложис З.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Выступая в 2019 г. на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что число преступлений террористической направленности в России за 10 лет сократилось почти в 100 раз - с 997 до 9 случаев, однако количество предотвращенных терактов за последние три года остается высоким - около 20 в год. При этом за 2019 г. предотвращено 57 таких преступлений, в том числе 34 теракта. Важно осознавать, какие были бы последствия, если бы этого сделать не удалось. Имеются успехи в пресечении каналов финансирования террористических групп и поставок им оружия.
Статья: Методологические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2