Преступления террористического характера
Подборка наиболее важных документов по запросу Преступления террористического характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы уголовно-правовой защиты института адвокатской тайны в контексте противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности в УИС
(Овчинников О.М., Капустин К.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4
(Овчинников О.М., Капустин К.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4
Статья: Методологические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3.3) имеющим снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3.3) имеющим снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<579> См. подробнее: Алескеров В.И., Колокольчикова О.Н. О преступлениях террористического характера и экстремистской направленности, совершаемых с использованием сферы телекоммуникаций и компьютерной информации // Российская юстиция. 2021. N 3. С. 157 - 163.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<579> См. подробнее: Алескеров В.И., Колокольчикова О.Н. О преступлениях террористического характера и экстремистской направленности, совершаемых с использованием сферы телекоммуникаций и компьютерной информации // Российская юстиция. 2021. N 3. С. 157 - 163.
"Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография"
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)<2> См.: Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера: Аналитический обзор. Саратов: Наука, 2013. 78 с.
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)<2> См.: Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера: Аналитический обзор. Саратов: Наука, 2013. 78 с.
Статья: Контроль агентов первичного финансового мониторинга за банковскими операциями своих клиентов как ограничение субъективных гражданских прав в банковской сфере
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)Помимо всего перечисленного, стоит обратить внимание на отсутствие рациональной связи между преследуемой целью и избранными Законом N 115-ФЗ средствами, которые должны, но не обеспечивают достижение целей, заявленных в его статье 1, - предупреждение, выявление и пресечение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) полученных преступным путем доходов и финансированием терроризма. Так, по статистическим данным МВД России, за первое полугодие 2020 года в нашей стране число преступлений террористического характера возросло почти на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, число экстремистских преступлений - почти на 41 процент <51>. Эта динамика отражает рост, свойственный последним десятилетиям. Аналогичное движение (устойчивый рост) наблюдается и относительно преступлений экстремистской направленности <52>. Более того, согласно статистике совершенных преступлений не наблюдается никакой корреляции между введением каунтеракционного механизма и снижением преступлений, предотвращение которых должен обеспечить Закон N 115-ФЗ. Так, в 2009 году количество преступлений террористической направленности составляло 654, до 2013 года оставаясь в пределах 700, в 2014 году наблюдается практически двукратное увеличение, пик приходится на 2016 год. Похожая картина имеет место и в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и относительно экономических преступлений в целом <53>. Следовательно, и четвертый предел конституционно допустимых условий ограничения субъективных гражданских прав не соблюдается.
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)Помимо всего перечисленного, стоит обратить внимание на отсутствие рациональной связи между преследуемой целью и избранными Законом N 115-ФЗ средствами, которые должны, но не обеспечивают достижение целей, заявленных в его статье 1, - предупреждение, выявление и пресечение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) полученных преступным путем доходов и финансированием терроризма. Так, по статистическим данным МВД России, за первое полугодие 2020 года в нашей стране число преступлений террористического характера возросло почти на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, число экстремистских преступлений - почти на 41 процент <51>. Эта динамика отражает рост, свойственный последним десятилетиям. Аналогичное движение (устойчивый рост) наблюдается и относительно преступлений экстремистской направленности <52>. Более того, согласно статистике совершенных преступлений не наблюдается никакой корреляции между введением каунтеракционного механизма и снижением преступлений, предотвращение которых должен обеспечить Закон N 115-ФЗ. Так, в 2009 году количество преступлений террористической направленности составляло 654, до 2013 года оставаясь в пределах 700, в 2014 году наблюдается практически двукратное увеличение, пик приходится на 2016 год. Похожая картина имеет место и в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и относительно экономических преступлений в целом <53>. Следовательно, и четвертый предел конституционно допустимых условий ограничения субъективных гражданских прав не соблюдается.
Статья: "Общественная опасность" как категория личности виновного: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные критерии
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)К осужденным, отнесенным к определенной категории, применяются меры профилактического характера в соответствии с положениями, установленными Приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72. Такие осужденные, как "склонные к совершению побега, нападению на представителей администрации, к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности, организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации" <16> и др., характеризуются повышенной степенью общественной опасности и требуют индивидуальной работы с ними для достижения целей исправления. Причем постановка на профилактический учет влечет возможность применения к осужденным более строгих мер воспитательного воздействия, чем к лицам, не состоящим на профилактическом учете, и оценивается судами как отрицательный показатель личности осужденного, не свидетельствующий о снижении ее общественной опасности.
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)К осужденным, отнесенным к определенной категории, применяются меры профилактического характера в соответствии с положениями, установленными Приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72. Такие осужденные, как "склонные к совершению побега, нападению на представителей администрации, к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности, организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации" <16> и др., характеризуются повышенной степенью общественной опасности и требуют индивидуальной работы с ними для достижения целей исправления. Причем постановка на профилактический учет влечет возможность применения к осужденным более строгих мер воспитательного воздействия, чем к лицам, не состоящим на профилактическом учете, и оценивается судами как отрицательный показатель личности осужденного, не свидетельствующий о снижении ее общественной опасности.
Статья: Особенности субъекта преступления в сфере финансирования терроризма и его криминалистическое значение
(Абрамова А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 5)Вместе с уголовно-правовым значением свойств личности субъекта следует обозначить его причастность к следовой картине преступления. Так, по замыслу законодателя (а именно в соответствии с примечанием 1 к ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ), субъектом финансирования терроризма будет являться лицо, предоставившее или собравшее средства, оказавшее финансовую услугу в целях финансирования или иного материального обеспечения хотя бы одного из преступлений террористического характера, указанного в данной норме.
(Абрамова А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 5)Вместе с уголовно-правовым значением свойств личности субъекта следует обозначить его причастность к следовой картине преступления. Так, по замыслу законодателя (а именно в соответствии с примечанием 1 к ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ), субъектом финансирования терроризма будет являться лицо, предоставившее или собравшее средства, оказавшее финансовую услугу в целях финансирования или иного материального обеспечения хотя бы одного из преступлений террористического характера, указанного в данной норме.
Статья: Роль уголовной политики в реализации национальных приоритетов
(Нудель С.Л., Зайцев О.А., Семыкина О.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)В целом продуктивный комплекс мер противодействия преступности, принимаемых правоохранительными органами, в том числе в ходе реализации мер, обозначенных различными государственными программами <16>, а равно полная или альтернативная декриминализация отдельных общественно опасных деяний в рамках изменения норм УК РФ позволили улучшить статистическую картину. По данным МВД России <17> и Генеральной прокуратуры РФ <18>, в 2023 г. уровень зарегистрированной преступности подтвердил тенденцию к снижению (с 2 302,2 тыс. зарегистрированных преступлений в 2012 г. до 1 947,2 тыс. в 2023 г.), но все же чрезвычайно высок. Несмотря на некоторое уменьшение общего числа зарегистрированных преступлений в январе - октябре 2024 г. (на 2,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года <19>), отмечается рост преступлений террористического характера и экстремистской направленности, а также совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере экономики.
(Нудель С.Л., Зайцев О.А., Семыкина О.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)В целом продуктивный комплекс мер противодействия преступности, принимаемых правоохранительными органами, в том числе в ходе реализации мер, обозначенных различными государственными программами <16>, а равно полная или альтернативная декриминализация отдельных общественно опасных деяний в рамках изменения норм УК РФ позволили улучшить статистическую картину. По данным МВД России <17> и Генеральной прокуратуры РФ <18>, в 2023 г. уровень зарегистрированной преступности подтвердил тенденцию к снижению (с 2 302,2 тыс. зарегистрированных преступлений в 2012 г. до 1 947,2 тыс. в 2023 г.), но все же чрезвычайно высок. Несмотря на некоторое уменьшение общего числа зарегистрированных преступлений в январе - октябре 2024 г. (на 2,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года <19>), отмечается рост преступлений террористического характера и экстремистской направленности, а также совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере экономики.
Статья: Изменение существующей парадигмы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Тема использования в ходе производства по уголовному делу, его рассмотрения по существу непроцессуальной информации сегодня наиболее актуальна по ряду причин. Ключевая состоит в том, что в настоящее время процессуальные действия уступают по своим познавательным возможностям оперативно-розыскным мероприятиям (далее - ОРМ). В свою очередь, современная преступность включает обширный перечень общественно опасных деяний, совершаемых сложными для документирования способами. Только в январе - июне 2022 г. зарегистрировано 249 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, 1 332 преступления террористического характера и 775 преступлений экстремистской направленности <1>.
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Тема использования в ходе производства по уголовному делу, его рассмотрения по существу непроцессуальной информации сегодня наиболее актуальна по ряду причин. Ключевая состоит в том, что в настоящее время процессуальные действия уступают по своим познавательным возможностям оперативно-розыскным мероприятиям (далее - ОРМ). В свою очередь, современная преступность включает обширный перечень общественно опасных деяний, совершаемых сложными для документирования способами. Только в январе - июне 2022 г. зарегистрировано 249 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, 1 332 преступления террористического характера и 775 преступлений экстремистской направленности <1>.
Статья: Применение специальных знаний при расследовании преступлений экстремистской направленности, совершенных в сети Интернет, а также преступлений террористического характера в практике Следственного комитета Российской Федерации
(Ложис З.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6
(Ложис З.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6
Статья: Реализация прокурором полномочия по направлению материалов для возбуждения уголовного дела
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
Статья: Соотношение и разграничение понятий "преступления террористической направленности" и "преступления экстремистской направленности"
(Криштопов С.В., Ермолович Я.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 3)На наш взгляд, категории преступлений рассматриваемой направленности имеют сугубо уголовно-правовое значение. Отнесение каких-либо преступлений к числу террористических или экстремистских, а также установление конкретных признаков этих преступлений связано с особенностями формулировки в законе соответствующих составов преступлений, детерминированных международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, законодательной техникой, структурой Особенной части УК РФ, сконструированной исходя из объекта преступного посягательства (объекта уголовно-правовой охраны), и другими обстоятельствами. Например, преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, характеризуется специальной целью - дестабилизация деятельности органов власти, международных организаций, а также воздействие на принятие ими решений. Однако данный состав преступления не содержит указания на мотив совершаемого террористического акта, а значит, террористический акт может быть совершен с любым мотивом, необязательно экстремистским. Преступление, предусмотренное п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ, относится к преступлениям экстремистской направленности, но имеет своим объектом здоровье человека, а преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, не содержится в перечне преступлений экстремистской направленности. Преступления, предусмотренные ст. 282.1, 282.2 УК РФ, могут являться преступлениями террористического характера, если их совершение связано с финансированием терроризма либо же террористической деятельностью. Уголовная ответственность по ст. 205.5 УК РФ наступает исключительно за организацию деятельности организации, признанной в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона N 35-ФЗ, террористической, а уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ наступает только за организацию деятельности религиозного или общественного объединения (иной организации), деятельность которого в порядке, предусмотренном ст. 7, 9, 10 ФЗ Закона N 114-ФЗ, запрещена.
(Криштопов С.В., Ермолович Я.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 3)На наш взгляд, категории преступлений рассматриваемой направленности имеют сугубо уголовно-правовое значение. Отнесение каких-либо преступлений к числу террористических или экстремистских, а также установление конкретных признаков этих преступлений связано с особенностями формулировки в законе соответствующих составов преступлений, детерминированных международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, законодательной техникой, структурой Особенной части УК РФ, сконструированной исходя из объекта преступного посягательства (объекта уголовно-правовой охраны), и другими обстоятельствами. Например, преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, характеризуется специальной целью - дестабилизация деятельности органов власти, международных организаций, а также воздействие на принятие ими решений. Однако данный состав преступления не содержит указания на мотив совершаемого террористического акта, а значит, террористический акт может быть совершен с любым мотивом, необязательно экстремистским. Преступление, предусмотренное п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ, относится к преступлениям экстремистской направленности, но имеет своим объектом здоровье человека, а преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, не содержится в перечне преступлений экстремистской направленности. Преступления, предусмотренные ст. 282.1, 282.2 УК РФ, могут являться преступлениями террористического характера, если их совершение связано с финансированием терроризма либо же террористической деятельностью. Уголовная ответственность по ст. 205.5 УК РФ наступает исключительно за организацию деятельности организации, признанной в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона N 35-ФЗ, террористической, а уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ наступает только за организацию деятельности религиозного или общественного объединения (иной организации), деятельность которого в порядке, предусмотренном ст. 7, 9, 10 ФЗ Закона N 114-ФЗ, запрещена.