Преступления против порядка управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Преступления против порядка управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 322.3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации" УК РФ"Как обоснованно указано в кассационном представлении, преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ, относится к преступлениям против порядка управления, основным объектом преступного посягательства являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; каких-либо действий, направленных на заглаживание вреда, причиненного интересам порядка управления, обвиняемым не совершено, сведений о возмещении ущерба или заглаживании причиненного вреда иным способом не имеется, следовательно, не имеется всех предусмотренных ст. 76.2 УК РФ условий."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 322.3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации" УК РФ"Как обоснованно указано в кассационном представлении, преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ, относится к преступлениям против порядка управления, основным объектом преступного посягательства являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; каких-либо действий, направленных на заглаживание вреда, причиненного интересам порядка управления, обвиняемой не совершено, сведений о возмещении ущерба или заглаживании причиненного вреда иным способом не имеется, следовательно, не имеется всех предусмотренных ст. 76.2 УК РФ условий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств коммуникации
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Ключевые слова: преступления против порядка управления; мобильная связь; средства коммуникации; режим исправительного учреждения; квалификация.
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Ключевые слова: преступления против порядка управления; мобильная связь; средства коммуникации; режим исправительного учреждения; квалификация.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Глава 32. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
(ред. от 17.11.2025)Глава 32. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Действия Ж., связанные с использованием заведомо поддельного диплома, получили уголовно-правовую оценку, что подтверждается вступившим в законную силу приговором суда, которым он признан виновным и осужден за преступление против порядка управления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Действия Ж., связанные с использованием заведомо поддельного диплома, получили уголовно-правовую оценку, что подтверждается вступившим в законную силу приговором суда, которым он признан виновным и осужден за преступление против порядка управления.
Статья: Особенности уголовной ответственности за незаконную охоту и истребление редких и находящихся на грани вымирания диких животных по УК КНР
(Наумов В.В., Калининская Я.С.)
("Современное право", 2024, N 12)В период с 2015 по 2020 год гл. 6 УК КНР ("Преступления против порядка управления и общественного порядка") подверглась широкой ревизии и внесению изменений; в частности, преобразованию подвергся параграф 6, специально регламентирующий ответственность за преступления против охраны окружающей среды и природных ресурсов. Анализ представленных в нем норм свидетельствует о возможности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере экологии не только физических, но и юридических лиц.
(Наумов В.В., Калининская Я.С.)
("Современное право", 2024, N 12)В период с 2015 по 2020 год гл. 6 УК КНР ("Преступления против порядка управления и общественного порядка") подверглась широкой ревизии и внесению изменений; в частности, преобразованию подвергся параграф 6, специально регламентирующий ответственность за преступления против охраны окружающей среды и природных ресурсов. Анализ представленных в нем норм свидетельствует о возможности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере экологии не только физических, но и юридических лиц.
Статья: Криминологическая характеристика женщин, ранее отбывавших наказание в несовершеннолетнем возрасте
(Кряжева С.Г., Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)За преступления против порядка управления (ст. 318, 319 УК РФ) - 1,2%.
(Кряжева С.Г., Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)За преступления против порядка управления (ст. 318, 319 УК РФ) - 1,2%.
Статья: Подходы судов к оценке совершения преступления в состоянии опьянения как обстоятельства, отягчающего или смягчающего наказание
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)Исходя из этого имеются примеры учета состояния опьянения в качестве отягчающего обстоятельства в умышленных преступлениях против жизни и здоровья, включая ст. 119 УК РФ <22>, против свободы личности (ст. 127 УК РФ - незаконное лишение свободы <23>), против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 139 УК РФ - незаконное проникновение в жилище <24>), преступлениях против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 УК РФ - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления <25>), преступлениях против собственности (хищения <26>, ст. 166 УК РФ - угон транспортного средства без цели хищения <27>, ст. 167 УК РФ - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества <28>), преступлениях против общественного порядка (ст. 207 УК РФ - заведомо ложное сообщение об акте терроризма <29>, ст. 213 УК РФ - хулиганство <30>), преступлениях против общественной нравственности (ст. 244 УК РФ - надругательство над телами умерших или местами их захоронений <31>), преступлениях против правосудия (ст. 306 УК РФ - заведомо ложный донос <32>), преступлениях против порядка управления (ст. 317 - 319 УК РФ) <33>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)Исходя из этого имеются примеры учета состояния опьянения в качестве отягчающего обстоятельства в умышленных преступлениях против жизни и здоровья, включая ст. 119 УК РФ <22>, против свободы личности (ст. 127 УК РФ - незаконное лишение свободы <23>), против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 139 УК РФ - незаконное проникновение в жилище <24>), преступлениях против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 УК РФ - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления <25>), преступлениях против собственности (хищения <26>, ст. 166 УК РФ - угон транспортного средства без цели хищения <27>, ст. 167 УК РФ - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества <28>), преступлениях против общественного порядка (ст. 207 УК РФ - заведомо ложное сообщение об акте терроризма <29>, ст. 213 УК РФ - хулиганство <30>), преступлениях против общественной нравственности (ст. 244 УК РФ - надругательство над телами умерших или местами их захоронений <31>), преступлениях против правосудия (ст. 306 УК РФ - заведомо ложный донос <32>), преступлениях против порядка управления (ст. 317 - 319 УК РФ) <33>.
Статья: Особенности применения уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России
(Вильде Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Не случайно Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает немалую ответственность за преступления против порядка управления, в том числе за предоставление в миграционную службу недостоверных, ложных сведений.
(Вильде Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Не случайно Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает немалую ответственность за преступления против порядка управления, в том числе за предоставление в миграционную службу недостоверных, ложных сведений.
Статья: Криминологические особенности, некоторые современные аспекты и тенденции миграционной преступности граждан государств - участников СНГ
(Морозова О.В., Колесникова Н.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Изучение видовой структуры преступлений показало наличие значительного количества выявленных лиц, совершивших преступления, ответственность за которые предусмотрена гл. 21 и 32 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) ("Преступления против собственности", "Преступления против порядка управления"), соответственно 32,4% (8 748) и 29,6% (7 995). Примечательно, что из общего количества выявленных лиц, совершивших преступления против порядка управления, 79,4% (6 349) составляют лица, привлеченные к ответственности по ст. 327 УК РФ ("Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков"), из них 30,3% (1 924) являлись трудовыми мигрантами и 6,3% (1 004) - незаконными мигрантами <11>.
(Морозова О.В., Колесникова Н.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Изучение видовой структуры преступлений показало наличие значительного количества выявленных лиц, совершивших преступления, ответственность за которые предусмотрена гл. 21 и 32 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) ("Преступления против собственности", "Преступления против порядка управления"), соответственно 32,4% (8 748) и 29,6% (7 995). Примечательно, что из общего количества выявленных лиц, совершивших преступления против порядка управления, 79,4% (6 349) составляют лица, привлеченные к ответственности по ст. 327 УК РФ ("Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков"), из них 30,3% (1 924) являлись трудовыми мигрантами и 6,3% (1 004) - незаконными мигрантами <11>.
Статья: Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией в Китайской Народной Республике
(Любый И.А., Мехряков И.С.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Что касается вопросов закрепления уголовно-правовой ответственности за совершение миграционных правонарушений, то соответствующие нормы закреплены в § 3 "Преступления против режима государственной границы" главы 6 "Преступления против общественного порядка и порядка управления" Уголовного кодекса КНР (далее - УК КНР). Такое расположение данных норм соответствует закреплению аналогичных статей в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) (глава 32 "Преступления против порядка управления"). Данный параграф включает в себя статьи с 318 по 323 УК КНР.
(Любый И.А., Мехряков И.С.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Что касается вопросов закрепления уголовно-правовой ответственности за совершение миграционных правонарушений, то соответствующие нормы закреплены в § 3 "Преступления против режима государственной границы" главы 6 "Преступления против общественного порядка и порядка управления" Уголовного кодекса КНР (далее - УК КНР). Такое расположение данных норм соответствует закреплению аналогичных статей в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) (глава 32 "Преступления против порядка управления"). Данный параграф включает в себя статьи с 318 по 323 УК КНР.
Статья: Пенитенциарный рецидив: криминологическое и административно-правовое обоснование
(Гришко А.Я., Гришко Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)"В зависимости от вида чрезвычайного происшествия роль управления в их предотвращении и ликвидации различна" <12>, - отмечают авторы учебника "Организация управления в уголовно-исполнительной системе". Применительно к пенитенциарным преступлениям это означает различную степень их общественной опасности в зависимости от характера преступного посягательства. Это является аргументом, косвенно подтверждающим целесообразность отнесения указанного состава преступления к категории более опасных, чем преступления против порядка управления, путем отнесения ст. 321 УК РФ к гл. 31 УК РФ ("преступления против правосудия").
(Гришко А.Я., Гришко Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)"В зависимости от вида чрезвычайного происшествия роль управления в их предотвращении и ликвидации различна" <12>, - отмечают авторы учебника "Организация управления в уголовно-исполнительной системе". Применительно к пенитенциарным преступлениям это означает различную степень их общественной опасности в зависимости от характера преступного посягательства. Это является аргументом, косвенно подтверждающим целесообразность отнесения указанного состава преступления к категории более опасных, чем преступления против порядка управления, путем отнесения ст. 321 УК РФ к гл. 31 УК РФ ("преступления против правосудия").
Статья: Роль уголовного права в системе обеспечения мер безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
(Усачева Е.А.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Определяя особенности советского уголовного права, А.А. Пионтковский справедливо отмечал, что при определении степени общественной опасности преступного деяния происходит его оценка путем определения степени посягательства на интересы правящего - господствующего класса. Несмотря на то что данные умозаключения датируются 1979 годом, нельзя сказать, что современный уголовный закон идет в разрыве с интересами государственной политики в сфере охраны правопорядка и утратил те специфические особенности урегулирования интересов государственного аппарата управления, которые царили в советское время. Подтверждением тому является выделение законодателем в отдельную главу составов преступлений против порядка управления.
(Усачева Е.А.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Определяя особенности советского уголовного права, А.А. Пионтковский справедливо отмечал, что при определении степени общественной опасности преступного деяния происходит его оценка путем определения степени посягательства на интересы правящего - господствующего класса. Несмотря на то что данные умозаключения датируются 1979 годом, нельзя сказать, что современный уголовный закон идет в разрыве с интересами государственной политики в сфере охраны правопорядка и утратил те специфические особенности урегулирования интересов государственного аппарата управления, которые царили в советское время. Подтверждением тому является выделение законодателем в отдельную главу составов преступлений против порядка управления.
Статья: Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в свете нового Постановления Пленума Верховного Суда РФ
(Халиков А.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 2)<11> См.: Гришанин П.Ф., Журавлев М.П. Преступления против порядка управления. М., 1963. С. 30.
(Халиков А.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 2)<11> См.: Гришанин П.Ф., Журавлев М.П. Преступления против порядка управления. М., 1963. С. 30.
Статья: Особенности конструкции объективной стороны государственной измены и ее значение для квалификации
(Михайлов В.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)В связи с этим обратим внимание, что основополагающим сущностным признаком государственной измены является умышленное оказание российским гражданином любой помощи иностранному адресату в его деятельности против безопасности РФ, независимо от того, какой из элементов безопасности страны непосредственно пострадает в первую очередь. Признание оказания противнику помощи любыми деяниями главенствующим признаком "изменнических преступлений" <8> традиционно для уголовного права. Так, в соответствии с п. 3 Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления), утвержденного Постановлением ЦИК СССР от 25 февраля 1927 г., признавались государственными преступлениями "сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путем интервенции или блокады".
(Михайлов В.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)В связи с этим обратим внимание, что основополагающим сущностным признаком государственной измены является умышленное оказание российским гражданином любой помощи иностранному адресату в его деятельности против безопасности РФ, независимо от того, какой из элементов безопасности страны непосредственно пострадает в первую очередь. Признание оказания противнику помощи любыми деяниями главенствующим признаком "изменнических преступлений" <8> традиционно для уголовного права. Так, в соответствии с п. 3 Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления), утвержденного Постановлением ЦИК СССР от 25 февраля 1927 г., признавались государственными преступлениями "сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путем интервенции или блокады".