Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Подборка наиболее важных документов по запросу Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Статья посвящена анализу правоприменительной практики возврата уголовных дел прокурору по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Цель исследования - выявить ключевые тенденции возврата уголовных дел прокурору по ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) применительно к транспортным преступлениям, определить проблемы правоприменения и обосновать возможные направления совершенствования действующего законодательства. Объект исследования - правоотношения, возникающие в процессе рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предмет исследования - судебная практика возврата уголовных дел прокурору по таким делам на основании ст. 237 УПК РФ. В качестве методологической основы использованы правовой анализ судебных актов апелляционных и кассационных инстанций, а также обобщение актуальной судебной практики. Установлены наиболее распространенные нарушения: несоблюдение правил подследственности, процессуальные ошибки при предъявлении обвинения, неполнота формулировки обвинения, нарушение права на защиту, а также применение особого порядка судебного разбирательства с отступлением от установленного законом порядка. В статье предложены редакции нормативных актов: внесение изменений в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, дополнение нормативных актов следственных органов, а также уточнение положений Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Полученные результаты могут быть использованы в правоприменительной практике и при разработке законодательных инициатив, направленных на повышение качества уголовного преследования. Новизна статьи заключается в комплексном анализе актуальных судебных актов по конкретной категории дел, что ранее не получало достаточного освещения в научной литературе, систематизации и типологизации оснований возврата дел прокурору в рамках конкретной категории транспортных преступлений и разработке конкретных предложений по устранению выявленных недостатков.
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Статья посвящена анализу правоприменительной практики возврата уголовных дел прокурору по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Цель исследования - выявить ключевые тенденции возврата уголовных дел прокурору по ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) применительно к транспортным преступлениям, определить проблемы правоприменения и обосновать возможные направления совершенствования действующего законодательства. Объект исследования - правоотношения, возникающие в процессе рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предмет исследования - судебная практика возврата уголовных дел прокурору по таким делам на основании ст. 237 УПК РФ. В качестве методологической основы использованы правовой анализ судебных актов апелляционных и кассационных инстанций, а также обобщение актуальной судебной практики. Установлены наиболее распространенные нарушения: несоблюдение правил подследственности, процессуальные ошибки при предъявлении обвинения, неполнота формулировки обвинения, нарушение права на защиту, а также применение особого порядка судебного разбирательства с отступлением от установленного законом порядка. В статье предложены редакции нормативных актов: внесение изменений в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, дополнение нормативных актов следственных органов, а также уточнение положений Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Полученные результаты могут быть использованы в правоприменительной практике и при разработке законодательных инициатив, направленных на повышение качества уголовного преследования. Новизна статьи заключается в комплексном анализе актуальных судебных актов по конкретной категории дел, что ранее не получало достаточного освещения в научной литературе, систематизации и типологизации оснований возврата дел прокурору в рамках конкретной категории транспортных преступлений и разработке конкретных предложений по устранению выявленных недостатков.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
(ред. от 17.11.2025)Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711
(ред. от 11.02.2023)
"О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"
(вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации")л) освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(ред. от 11.02.2023)
"О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"
(вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации")л) освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Статья: Высокоавтоматизированные транспортные средства: угрозы информационной системе безопасности и правовая ответственность
(Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Маликов С.В., Чучаев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)В работе рассматриваются современное состояние и перспективы развития в России беспилотных (высокоавтоматизированных) транспортных средств. Исходя из стратегической установки, направленной на то, что функционирующие в беспилотном режиме транспортные средства должны поэтапно включаться в уже сложившуюся транспортную систему, не подвергая опасности других участников дорожного движения и обеспечивая соблюдение Правил дорожного движения, в статье дается подробный анализ уязвимостей и рисков, с которыми приходится сталкиваться при разработке и эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Мировая практика показывает, что в обеспечении безопасности функционирования беспилотных транспортных средств большую роль играют не только технические и организационные средства, но и правовые меры. Авторы предлагают разработку правовых мер, направленных на предотвращение причиняемого беспилотными транспортными средствами вреда, осуществить в рамках гл. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации <*> "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта".
(Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Маликов С.В., Чучаев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)В работе рассматриваются современное состояние и перспективы развития в России беспилотных (высокоавтоматизированных) транспортных средств. Исходя из стратегической установки, направленной на то, что функционирующие в беспилотном режиме транспортные средства должны поэтапно включаться в уже сложившуюся транспортную систему, не подвергая опасности других участников дорожного движения и обеспечивая соблюдение Правил дорожного движения, в статье дается подробный анализ уязвимостей и рисков, с которыми приходится сталкиваться при разработке и эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Мировая практика показывает, что в обеспечении безопасности функционирования беспилотных транспортных средств большую роль играют не только технические и организационные средства, но и правовые меры. Авторы предлагают разработку правовых мер, направленных на предотвращение причиняемого беспилотными транспортными средствами вреда, осуществить в рамках гл. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации <*> "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта".
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)К сожалению, но большинство современных работ по рассматриваемой теме связано преимущественно с дорожно-транспортными происшествиями, а также использованием специальных знаний в области автотехники при их расследовании, что, на наш взгляд, необоснованно сужает сущность главы 27 УК России, в которой фигурируют также железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный транспорт и метрополитен. Например, в достаточно новом учебном пособии <1> (см. главу 13 "Расследование преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта") описываются особенности расследования только дорожно-транспортных происшествий, в том числе с использованием результатов судебной автотехнической экспертизы. Преступления, связанные, например, с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, в последние несколько десятилетий практически не становились объектом научного исследования <2>, в то время как на практике возникают трудности при их расследовании. Данные обстоятельства определяют потребность в научных исследованиях рассматриваемой темы.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)К сожалению, но большинство современных работ по рассматриваемой теме связано преимущественно с дорожно-транспортными происшествиями, а также использованием специальных знаний в области автотехники при их расследовании, что, на наш взгляд, необоснованно сужает сущность главы 27 УК России, в которой фигурируют также железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный транспорт и метрополитен. Например, в достаточно новом учебном пособии <1> (см. главу 13 "Расследование преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта") описываются особенности расследования только дорожно-транспортных происшествий, в том числе с использованием результатов судебной автотехнической экспертизы. Преступления, связанные, например, с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, в последние несколько десятилетий практически не становились объектом научного исследования <2>, в то время как на практике возникают трудности при их расследовании. Данные обстоятельства определяют потребность в научных исследованиях рассматриваемой темы.
Статья: Хулиганские действия на транспорте: актуальные проблемы уголовно-правовой квалификации
(Кунашев А.А.)
("Законность", 2025, N 4)Признаки преступления, предусмотренного ст. 267.1 УК, и его отличие от хулиганства. Наряду с транспортным хулиганством законодатель криминализировал совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Эта норма включена в гл. 27 УК "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта".
(Кунашев А.А.)
("Законность", 2025, N 4)Признаки преступления, предусмотренного ст. 267.1 УК, и его отличие от хулиганства. Наряду с транспортным хулиганством законодатель криминализировал совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Эта норма включена в гл. 27 УК "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта".
Статья: Особенности собирания исходных данных при производстве следственного эксперимента по делам о транспортных преступлениях
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Результаты проведенного диссертационного исследования <3> позволили нам сделать вывод о том, что при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта чаще всего проводятся следующие виды следственного эксперимента (с учетом изученной литературы <4> и практики):
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Результаты проведенного диссертационного исследования <3> позволили нам сделать вывод о том, что при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта чаще всего проводятся следующие виды следственного эксперимента (с учетом изученной литературы <4> и практики):
Статья: Конфискация транспортных средств, являющихся частью наследственного имущества
(Мингалимова М.Ф.)
("Российский судья", 2024, N 4)По статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, количество осужденных за совершение преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта ежегодно растет. Так, если в 2008 г. их количество составило чуть больше 10 тыс. чел., то по итогам 2022 г. превысило отметку в 64 тыс. чел., что в общем числе осужденных составляет 11,6% <1>. Особую озабоченность вызывает количество зарегистрированных случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения. За 9 месяцев 2023 г. выявлено 9 599 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей с признаками опьянения <2>. В этой связи следует признать, что управление транспортными средствами в состоянии опьянения является серьезной проблемой на пути обеспечения транспортной безопасности на дорогах.
(Мингалимова М.Ф.)
("Российский судья", 2024, N 4)По статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, количество осужденных за совершение преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта ежегодно растет. Так, если в 2008 г. их количество составило чуть больше 10 тыс. чел., то по итогам 2022 г. превысило отметку в 64 тыс. чел., что в общем числе осужденных составляет 11,6% <1>. Особую озабоченность вызывает количество зарегистрированных случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения. За 9 месяцев 2023 г. выявлено 9 599 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей с признаками опьянения <2>. В этой связи следует признать, что управление транспортными средствами в состоянии опьянения является серьезной проблемой на пути обеспечения транспортной безопасности на дорогах.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Предметный признак выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, иначе говоря, от его квалификации по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. По этому признаку следователям Следственного комитета РФ подследственны дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (статьи 105 - 107 УК), об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (часть четвертая статьи 111 УК), а также о некоторых других преступлениях против здоровья, свободы личности, о некоторых половых преступлениях, в частности об изнасиловании, обо всех преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 136 - 149 УК); о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности, в частности о бандитизме (статья 209 УК); о некоторых преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, о большинстве экологических преступлений, о некоторых преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, о некоторых преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статья 282 УК), обо всех преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (статьи 285 - 293 УК), которые обычно называются должностными и среди которых наиболее распространенным является взяточничество; о большинстве преступлений против правосудия, против порядка управления, обо всех преступлениях против военной службы (статьи 332 - 352 УК), а также о большинстве преступлений против мира и безопасности человечества (статьи 353, 354, 356 - 360 УК).
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Предметный признак выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, иначе говоря, от его квалификации по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. По этому признаку следователям Следственного комитета РФ подследственны дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (статьи 105 - 107 УК), об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (часть четвертая статьи 111 УК), а также о некоторых других преступлениях против здоровья, свободы личности, о некоторых половых преступлениях, в частности об изнасиловании, обо всех преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 136 - 149 УК); о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности, в частности о бандитизме (статья 209 УК); о некоторых преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, о большинстве экологических преступлений, о некоторых преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, о некоторых преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статья 282 УК), обо всех преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (статьи 285 - 293 УК), которые обычно называются должностными и среди которых наиболее распространенным является взяточничество; о большинстве преступлений против правосудия, против порядка управления, обо всех преступлениях против военной службы (статьи 332 - 352 УК), а также о большинстве преступлений против мира и безопасности человечества (статьи 353, 354, 356 - 360 УК).
Статья: Гармонизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за грубые нарушения Правил дорожного движения РФ (ст. 264.1 - 264.3 УК РФ)
(Щетинина Н.В., Первухин А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)Повторимся, что названные статьи расположены в гл. 12 КоАП РФ ("Административные правонарушения в области дорожного движения"). Можно констатировать, что деяния, составляющие общественно опасное поведение лица, при совершении им преступлений, предусмотренных ст. 264.1 - 264.3 УК РФ, посягают на одни и те же общественные отношения, а значит, по характеру общественной опасности не отличаются. На это же указывает "соседствующее" расположение ст. 264.1 - 264.3 УК РФ в рамках гл. 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта".
(Щетинина Н.В., Первухин А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)Повторимся, что названные статьи расположены в гл. 12 КоАП РФ ("Административные правонарушения в области дорожного движения"). Можно констатировать, что деяния, составляющие общественно опасное поведение лица, при совершении им преступлений, предусмотренных ст. 264.1 - 264.3 УК РФ, посягают на одни и те же общественные отношения, а значит, по характеру общественной опасности не отличаются. На это же указывает "соседствующее" расположение ст. 264.1 - 264.3 УК РФ в рамках гл. 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта".
Статья: Уголовно-правовые последствия оставления места ДТП
(Хромов Е.В.)
("Уголовное право", 2023, N 5)<51> Подробнее см.: Хромов Е.В. Состояние опьянения в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Уголовное право. 2022. N 12. С. 58 - 74.
(Хромов Е.В.)
("Уголовное право", 2023, N 5)<51> Подробнее см.: Хромов Е.В. Состояние опьянения в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Уголовное право. 2022. N 12. С. 58 - 74.
Статья: Структура российской рецидивной преступности
(Филиппова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Согласно статистическим данным, в 2021 г. из 484 921 лица, ранее совершавших преступления, 77 312 совершили преступления против жизни и здоровья (гл. 16 Уголовного кодекса Российской Федерации <8>, далее - УК РФ); 4 494 - преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ); 40 747 - преступления против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ); 213 148 - преступления против собственности (гл. 21 УК РФ); 5 510 - преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ); 160 - преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ); 7 232 - преступления против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ); 50 665 - преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ); 5 983 - экологические преступления (гл. 26 УК РФ); 44 905 - преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК РФ); 182 - преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК РФ); 2 197 - преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ); 13 419 - преступления против правосудия (гл. 31 УК РФ); 21 766 - преступления против порядка управления (гл. 32 УК РФ) <9>.
(Филиппова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Согласно статистическим данным, в 2021 г. из 484 921 лица, ранее совершавших преступления, 77 312 совершили преступления против жизни и здоровья (гл. 16 Уголовного кодекса Российской Федерации <8>, далее - УК РФ); 4 494 - преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ); 40 747 - преступления против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ); 213 148 - преступления против собственности (гл. 21 УК РФ); 5 510 - преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ); 160 - преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ); 7 232 - преступления против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ); 50 665 - преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ); 5 983 - экологические преступления (гл. 26 УК РФ); 44 905 - преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК РФ); 182 - преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК РФ); 2 197 - преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ); 13 419 - преступления против правосудия (гл. 31 УК РФ); 21 766 - преступления против порядка управления (гл. 32 УК РФ) <9>.