Преступления превентивной направленности
Подборка наиболее важных документов по запросу Преступления превентивной направленности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции: практический аспект
(Зарина А.М.)
("Современное право", 2024, N 6)Согласно статистическим данным, при росте количества поднадзорных на 2,1% (с 1 671 до 1 706 человек) на 8,4% уменьшилось количество преступлений (с 202 до 185), совершенных данной категорией лиц (без учета преступлений превентивной направленности, инициативно выявленных сотрудниками полиции) <2>.
(Зарина А.М.)
("Современное право", 2024, N 6)Согласно статистическим данным, при росте количества поднадзорных на 2,1% (с 1 671 до 1 706 человек) на 8,4% уменьшилось количество преступлений (с 202 до 185), совершенных данной категорией лиц (без учета преступлений превентивной направленности, инициативно выявленных сотрудниками полиции) <2>.
Статья: О зарубежной практике применения смертной казни и химической кастрации как мер уголовно-правового воздействия
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Индонезийские исследователи, проанализировав эффективность применения смертной казни в борьбе с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, пришли к выводу об отсутствии превентивного потенциала, поскольку наблюдался рост преступлений указанной направленности на 0,03% [45, p. 36].
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Индонезийские исследователи, проанализировав эффективность применения смертной казни в борьбе с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, пришли к выводу об отсутствии превентивного потенциала, поскольку наблюдался рост преступлений указанной направленности на 0,03% [45, p. 36].
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 2597-О
"По запросу суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации и части второй статьи 36 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"Исходя из задач уголовного закона, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет, помимо сугубо правоограничительной составляющей, еще и явно выраженную превентивную направленность, отнимая у осужденного перспективу злоупотребления возможностями, вытекающими из занятия той или иной деятельностью, в целях предупреждения повторного совершения им аналогичного преступления, что предопределяет необходимость разумной конкретизации в приговоре - при условии его исполнимости - запрещаемой профессиональной или другой деятельности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1797-О, от 20 декабря 2018 года N 3397-О и др.). В наибольшей мере превентивная направленность этого дополнительного вида наказания проявляется в контексте требований норм Особенной части данного Кодекса.
"По запросу суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации и части второй статьи 36 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"Исходя из задач уголовного закона, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет, помимо сугубо правоограничительной составляющей, еще и явно выраженную превентивную направленность, отнимая у осужденного перспективу злоупотребления возможностями, вытекающими из занятия той или иной деятельностью, в целях предупреждения повторного совершения им аналогичного преступления, что предопределяет необходимость разумной конкретизации в приговоре - при условии его исполнимости - запрещаемой профессиональной или другой деятельности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1797-О, от 20 декабря 2018 года N 3397-О и др.). В наибольшей мере превентивная направленность этого дополнительного вида наказания проявляется в контексте требований норм Особенной части данного Кодекса.
Статья: Особенности назначения наказания за совершение мошенничества с использованием электронных средств платежа по законодательству Российской Федерации и Китайской Народной Республики (сравнительно-правовой анализ)
(Лютов В.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)В сфере борьбы с преступностью китайской уголовной политике присуща жесткая реакция на любые нарушения уголовного закона <10>. Исходя из опубликованных данных о результатах работы китайских судов, можно заключить, что за мошенничество в основном наказывают лишением свободы на срок 2 - 3 года со штрафом, соответствующим нанесенному ущербу <11>. Здесь ощущается определенная гуманистическая направленность, выраженная в замене (снижении) срока лишения свободы, поскольку в случае осуждения на длительный срок велика вероятность неблагоприятных последствий для психики осужденного и перспективы его последующей ресоциализации <12>. С учетом внедряемых в КНР технологий "повышения честности" и использования превентивных средств не уголовно-правового характера такая тактика представляется в целом оправданной.
(Лютов В.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)В сфере борьбы с преступностью китайской уголовной политике присуща жесткая реакция на любые нарушения уголовного закона <10>. Исходя из опубликованных данных о результатах работы китайских судов, можно заключить, что за мошенничество в основном наказывают лишением свободы на срок 2 - 3 года со штрафом, соответствующим нанесенному ущербу <11>. Здесь ощущается определенная гуманистическая направленность, выраженная в замене (снижении) срока лишения свободы, поскольку в случае осуждения на длительный срок велика вероятность неблагоприятных последствий для психики осужденного и перспективы его последующей ресоциализации <12>. С учетом внедряемых в КНР технологий "повышения честности" и использования превентивных средств не уголовно-правового характера такая тактика представляется в целом оправданной.
Статья: Предикаты преступного поведения
(Шалюгина Е.С.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Эту позицию разнопланового изучения детерминант преступного поведения подхватили ученики и последователи Ч. Ломброзо. В своих изысканиях Энрико Ферри выделял три основные группы факторов, влияющих на формирование преступной направленности личности: антропологические (физиологические особенности строения тела человека), физические (природа, климат, "среда обитания") и социальные. Его концепция позволяет оценить вклад во всестороннее исследование личности преступника. В своих работах он обосновывал необходимость усовершенствования превентивных мер, снижающих уровень преступности, а наказание как "инструмент воздействия" рекомендовал использовать в качестве предупредительных мер.
(Шалюгина Е.С.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Эту позицию разнопланового изучения детерминант преступного поведения подхватили ученики и последователи Ч. Ломброзо. В своих изысканиях Энрико Ферри выделял три основные группы факторов, влияющих на формирование преступной направленности личности: антропологические (физиологические особенности строения тела человека), физические (природа, климат, "среда обитания") и социальные. Его концепция позволяет оценить вклад во всестороннее исследование личности преступника. В своих работах он обосновывал необходимость усовершенствования превентивных мер, снижающих уровень преступности, а наказание как "инструмент воздействия" рекомендовал использовать в качестве предупредительных мер.
Статья: Взяточничество и освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа лиц: проблема совместимости
(Анощенкова С.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Казалось бы, подобное положение дел свидетельствует о недостаточном превентивном воздействии и должно апеллировать к принципу неотвратимости ответственности за преступления коррупционной направленности. Однако правоприменитель в качестве реакции на такие преступления использует не только привлечение к уголовной ответственности, но и освобождение от нее. Усилению последней тенденции способствовало в том числе введение в действующее уголовное законодательство еще одного вида освобождения от уголовной ответственности - с назначением судебного штрафа. По данным Управления Судебного департамента при ВС РФ, в 2017 г. на основании ст. 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <12> после получения взятки (ч. 1, 3 ст. 290 УК РФ) были освобождены восемь человек, в 2018 г. - пять, в 2019 г. - пятнадцать. В 2019 г. за получение взятки при отягчающих обстоятельствах (ч. 2, 5 - 6 ст. 290 УК РФ) был освобожден один человек. Пусть такое освобождение выглядит как единичные случаи, но очевиден их рост. После дачи взятки (ст. 291 УК РФ) в 2017 г. были освобождены от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа 54 человека, в 2018 г. - 56, в 2019 г. - 82 человека. После совершения мелкого взяточничества на основании ст. 76.2 УК РФ в 2017 г. были освобождены с назначением судебного штрафа 244 человека, в 2018 г. - 312, а в 2019 г. - 459 человек. Таким образом, по всем составам, охватываемым понятием "взяточничество", наблюдается поступательный рост числа лиц, освобожденных от уголовной ответственности на основании ст. 76.2 УК РФ. Данные освобождения от уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве статистической отчетностью не фиксируются. Статистика освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа виновных во взяточничестве с очевидностью противоречит тем стратегическим установкам, которые лежат в основе обеспечения национальной безопасности от внутренних угроз.
(Анощенкова С.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Казалось бы, подобное положение дел свидетельствует о недостаточном превентивном воздействии и должно апеллировать к принципу неотвратимости ответственности за преступления коррупционной направленности. Однако правоприменитель в качестве реакции на такие преступления использует не только привлечение к уголовной ответственности, но и освобождение от нее. Усилению последней тенденции способствовало в том числе введение в действующее уголовное законодательство еще одного вида освобождения от уголовной ответственности - с назначением судебного штрафа. По данным Управления Судебного департамента при ВС РФ, в 2017 г. на основании ст. 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <12> после получения взятки (ч. 1, 3 ст. 290 УК РФ) были освобождены восемь человек, в 2018 г. - пять, в 2019 г. - пятнадцать. В 2019 г. за получение взятки при отягчающих обстоятельствах (ч. 2, 5 - 6 ст. 290 УК РФ) был освобожден один человек. Пусть такое освобождение выглядит как единичные случаи, но очевиден их рост. После дачи взятки (ст. 291 УК РФ) в 2017 г. были освобождены от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа 54 человека, в 2018 г. - 56, в 2019 г. - 82 человека. После совершения мелкого взяточничества на основании ст. 76.2 УК РФ в 2017 г. были освобождены с назначением судебного штрафа 244 человека, в 2018 г. - 312, а в 2019 г. - 459 человек. Таким образом, по всем составам, охватываемым понятием "взяточничество", наблюдается поступательный рост числа лиц, освобожденных от уголовной ответственности на основании ст. 76.2 УК РФ. Данные освобождения от уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве статистической отчетностью не фиксируются. Статистика освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа виновных во взяточничестве с очевидностью противоречит тем стратегическим установкам, которые лежат в основе обеспечения национальной безопасности от внутренних угроз.
Вопрос: Что понимается под превентивными мерами?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К превентивным мерам относятся предписания, предупреждения и предостережения уполномоченных органов. Например, Конституционный Суд РФ в Определении от 12.11.2020 N 2597-О "По запросу суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации и части второй статьи 36 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указал, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет, помимо сугубо правоограничительной составляющей, еще и явно выраженную превентивную направленность, отнимая у осужденного перспективу злоупотребления возможностями, вытекающими из занятия той или иной деятельностью, в целях предупреждения повторного совершения им аналогичного преступления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К превентивным мерам относятся предписания, предупреждения и предостережения уполномоченных органов. Например, Конституционный Суд РФ в Определении от 12.11.2020 N 2597-О "По запросу суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации и части второй статьи 36 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указал, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет, помимо сугубо правоограничительной составляющей, еще и явно выраженную превентивную направленность, отнимая у осужденного перспективу злоупотребления возможностями, вытекающими из занятия той или иной деятельностью, в целях предупреждения повторного совершения им аналогичного преступления.
Статья: "Общественная опасность" как категория личности виновного: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные критерии
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Анализ судебной практики показывает, что постановка лица на профилактический учет должна основываться на "реальном намерении совершить правонарушение, о чем, в частности, могут свидетельствовать факты совершения аналогичных правонарушений в прошлом; действия лица, направленные на подготовку к совершению правонарушения (приискание орудий, средств совершения правонарушения, вступление в сговор с иными лицами, создание условий, необходимых для совершения правонарушения, и т.д.); наличие возможности совершить указанное правонарушение и др.; высказывание осужденного о намерении совершить правонарушение, обусловленное иными мотивами (например, желанием развлечься или усложнить работу сотрудников системы органов исполнения наказаний), в отсутствие приведенных выше обстоятельств само по себе не свидетельствует о намерении лица совершить правонарушение и не является достаточным основанием для постановки данного лица на профилактический учет" <17>. Основанием для постановки на профилактический учет является направленность совершенного преступления (например, против половой свободы и половой неприкосновенности, террористического или экстремистского характера), что также свидетельствует о повышенной степени общественной опасности личности осужденного, требующей "применения мер превентивного характера в виде постановки на профилактический учет с целью недопущения реализации намерений совершить правонарушение экстремистского характера (на стадии обнаружения умысла)" <18>.
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Анализ судебной практики показывает, что постановка лица на профилактический учет должна основываться на "реальном намерении совершить правонарушение, о чем, в частности, могут свидетельствовать факты совершения аналогичных правонарушений в прошлом; действия лица, направленные на подготовку к совершению правонарушения (приискание орудий, средств совершения правонарушения, вступление в сговор с иными лицами, создание условий, необходимых для совершения правонарушения, и т.д.); наличие возможности совершить указанное правонарушение и др.; высказывание осужденного о намерении совершить правонарушение, обусловленное иными мотивами (например, желанием развлечься или усложнить работу сотрудников системы органов исполнения наказаний), в отсутствие приведенных выше обстоятельств само по себе не свидетельствует о намерении лица совершить правонарушение и не является достаточным основанием для постановки данного лица на профилактический учет" <17>. Основанием для постановки на профилактический учет является направленность совершенного преступления (например, против половой свободы и половой неприкосновенности, террористического или экстремистского характера), что также свидетельствует о повышенной степени общественной опасности личности осужденного, требующей "применения мер превентивного характера в виде постановки на профилактический учет с целью недопущения реализации намерений совершить правонарушение экстремистского характера (на стадии обнаружения умысла)" <18>.
Статья: Институциональные основы формирования уголовно-правовых запретов о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий
(Иванцов С.В.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Для этого необходимо внести ряд изменений и дополнений в уголовное законодательство, в том числе, например, закрепить ответственность за общественно опасные формы воспрепятствования индивидуальной и совместной реализации указанного конституционного права, восстановить уголовную ответственность за оскорбление с включением в состав этого преступления альтернативных признаков, связанных с административной преюдицией и судимостью за посягательства на честь и достоинство личности, придать предупредительной деятельности более выраженную превентивную направленность. Одновременно при научном осмыслении институциональных основ формирования запретов о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий следует учитывать системные связи, существующие как между нормами уголовного закона, так и между ними и нормами иного законодательства с тем, чтобы исключить дублирование соответствующих запретов и их необоснованную конкуренцию, а также обеспечить выверенную дифференциацию юридической ответственности за такие деяния.
(Иванцов С.В.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Для этого необходимо внести ряд изменений и дополнений в уголовное законодательство, в том числе, например, закрепить ответственность за общественно опасные формы воспрепятствования индивидуальной и совместной реализации указанного конституционного права, восстановить уголовную ответственность за оскорбление с включением в состав этого преступления альтернативных признаков, связанных с административной преюдицией и судимостью за посягательства на честь и достоинство личности, придать предупредительной деятельности более выраженную превентивную направленность. Одновременно при научном осмыслении институциональных основ формирования запретов о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий следует учитывать системные связи, существующие как между нормами уголовного закона, так и между ними и нормами иного законодательства с тем, чтобы исключить дублирование соответствующих запретов и их необоснованную конкуренцию, а также обеспечить выверенную дифференциацию юридической ответственности за такие деяния.
Статья: Применение специальных знаний при расследовании преступлений экстремистской направленности, совершенных в сети Интернет, а также преступлений террористического характера в практике Следственного комитета Российской Федерации
(Ложис З.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)В статье рассматриваются актуальные вопросы противодействия преступлениям экстремистской направленности и террористического характера. Был произведен анализ террористической активности в соответствии с имеющейся статистикой за последние пять лет. Отмечено, что необходимо активизировать превентивную работу по выявлению вербовщиков и сообщников террористов, перекрывать каналы поставки оружия и денег, пресекать пропагандистскую деятельность радикалов и экстремистов в сети Интернет. Дана краткая криминалистическая характеристика экстремистских преступлений, совершенных с использованием сети Интернет. Освещены некоторые особенности раскрытия и расследования таких преступных деяний, приведен ряд примеров из практики Следственного комитета Российской Федерации. Были рассмотрены виды судебных экспертиз, которые могут назначаться по данным категориям дел, основные из которых - компьютерная (компьютерно-техническая), лингвистическая экспертизы. Подчеркнуто, что эффективное расследование преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сети Интернет, немыслимо без реализации в ходе расследования возможностей применения специальных знаний.
(Ложис З.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)В статье рассматриваются актуальные вопросы противодействия преступлениям экстремистской направленности и террористического характера. Был произведен анализ террористической активности в соответствии с имеющейся статистикой за последние пять лет. Отмечено, что необходимо активизировать превентивную работу по выявлению вербовщиков и сообщников террористов, перекрывать каналы поставки оружия и денег, пресекать пропагандистскую деятельность радикалов и экстремистов в сети Интернет. Дана краткая криминалистическая характеристика экстремистских преступлений, совершенных с использованием сети Интернет. Освещены некоторые особенности раскрытия и расследования таких преступных деяний, приведен ряд примеров из практики Следственного комитета Российской Федерации. Были рассмотрены виды судебных экспертиз, которые могут назначаться по данным категориям дел, основные из которых - компьютерная (компьютерно-техническая), лингвистическая экспертизы. Подчеркнуто, что эффективное расследование преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сети Интернет, немыслимо без реализации в ходе расследования возможностей применения специальных знаний.
Статья: Актуальные проблемы мер административной ответственности за правонарушения экстремистского характера, предусмотренных КоАП РФ
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Борьба с проявлениями экстремизма в настоящее время осуществляется целым рядом общих и специальных механизмов, которые реализуются на основе соответствующих международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов. Для Российской Федерации, в частности, комплексный подход к противодействию экстремизму обеспечивается за счет сочетания профилактико-предупредительной деятельности и функционирования правоохранительных органов непосредственно в рамках выявления и пресечения противоправного поведения указанной направленности. В данном контексте представляется необходимым подчеркнуть принципиальное значение профилактико-предупредительной деятельности и ее эффективности, так как в случае достижения высоких результатов в указанной области существенно снижается потребность в выявлении правонарушений и преступлений.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Борьба с проявлениями экстремизма в настоящее время осуществляется целым рядом общих и специальных механизмов, которые реализуются на основе соответствующих международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов. Для Российской Федерации, в частности, комплексный подход к противодействию экстремизму обеспечивается за счет сочетания профилактико-предупредительной деятельности и функционирования правоохранительных органов непосредственно в рамках выявления и пресечения противоправного поведения указанной направленности. В данном контексте представляется необходимым подчеркнуть принципиальное значение профилактико-предупредительной деятельности и ее эффективности, так как в случае достижения высоких результатов в указанной области существенно снижается потребность в выявлении правонарушений и преступлений.
Статья: Эффективность конфискации имущества в контексте официальной статистики
(Маслов В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<40> Босхолов С.С., Татарников В.Г. Парадоксы законодательного регулирования уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности // Пролог: журнал о праве. 2021. N 1 (29). С. 76.
(Маслов В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<40> Босхолов С.С., Татарников В.Г. Парадоксы законодательного регулирования уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности // Пролог: журнал о праве. 2021. N 1 (29). С. 76.
Статья: Особенности борьбы с финансированием экстремистской деятельности
(Канунникова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Однако в рамках данной статьи представляется необходимым сконцентрировать внимание на превентивных мерах, эффективное осуществление которых позволяет исключить дальнейшую деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений экстремистской направленности. Значимость профилактико-предупредительной деятельности в отношении борьбы с проявлениями экстремизма подчеркивается во многих современных научных исследованиях по заявленной проблематике.
(Канунникова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Однако в рамках данной статьи представляется необходимым сконцентрировать внимание на превентивных мерах, эффективное осуществление которых позволяет исключить дальнейшую деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений экстремистской направленности. Значимость профилактико-предупредительной деятельности в отношении борьбы с проявлениями экстремизма подчеркивается во многих современных научных исследованиях по заявленной проблематике.