Преодоление и устранение коллизий в Российском праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Преодоление и устранение коллизий в Российском праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коллизии норм права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коллизии могут стать причиной нарушения прав и законных интересов участников гражданского оборота, снижения или даже лишения правовых гарантий, которыми они наделены в силу своего статуса. В целях преодоления коллизий для этого случая применяется комплекс мер, позволяющих устранить их. Например, в случае возникновения коллизий между нормами права Евразийского экономического союза и национальным законодательством в части регулирования таможенных отношений подлежит применению право Евразийского экономического союза. Однако для соблюдения прав участников регулируемых отношений правоприменители должны также исходить из недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коллизии могут стать причиной нарушения прав и законных интересов участников гражданского оборота, снижения или даже лишения правовых гарантий, которыми они наделены в силу своего статуса. В целях преодоления коллизий для этого случая применяется комплекс мер, позволяющих устранить их. Например, в случае возникновения коллизий между нормами права Евразийского экономического союза и национальным законодательством в части регулирования таможенных отношений подлежит применению право Евразийского экономического союза. Однако для соблюдения прав участников регулируемых отношений правоприменители должны также исходить из недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
Статья: Подзаконное нормотворчество исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(Митусова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)"Особую роль в преодолении противоречий между законами и подзаконными нормативными правовыми актами играют процедуры судебного нормоконтроля, которые служат весьма эффективным способом устранения коллизий" <5>.
(Митусова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)"Особую роль в преодолении противоречий между законами и подзаконными нормативными правовыми актами играют процедуры судебного нормоконтроля, которые служат весьма эффективным способом устранения коллизий" <5>.
Нормативные акты
Информация Конституционного Суда РФ
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)В этой связи преодоление средствами конституционного нормоконтроля неизбежно возникающих между конституционными императивами и текущим регулированием несоответствий усиливает аксиологическую и эпистемологическую однородность российского права в целом. Сверяясь в своей повседневной деятельности со всем спектром конституционно значимых смыслов, раскрытых в правовых позициях Конституционного Суда, институты публичной власти формируют адекватное представление о началах правовой государственности, вне которых невозможно отстоять ни верховенство Конституции, ни целостность национальной правовой системы.
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)В этой связи преодоление средствами конституционного нормоконтроля неизбежно возникающих между конституционными императивами и текущим регулированием несоответствий усиливает аксиологическую и эпистемологическую однородность российского права в целом. Сверяясь в своей повседневной деятельности со всем спектром конституционно значимых смыслов, раскрытых в правовых позициях Конституционного Суда, институты публичной власти формируют адекватное представление о началах правовой государственности, вне которых невозможно отстоять ни верховенство Конституции, ни целостность национальной правовой системы.
Статья: Особенности реализации правомочий собственника квартиры в жилищных правоотношениях: вопросы теории и практики
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)<2> Петров А.А. Вопросы преодоления коллизий норм кодексов, устанавливающих собственный приоритет // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2019. Право. Т. 10. Вып. 1. С. 4.
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)<2> Петров А.А. Вопросы преодоления коллизий норм кодексов, устанавливающих собственный приоритет // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2019. Право. Т. 10. Вып. 1. С. 4.
Статья: Принципы осуществления и защиты гражданских прав: вопросы теории и практики
(Степин А.Б.)
("Адвокатская практика", 2022, N 6)Для каждой стадии защиты нарушенного (оспариваемого) права законом и выводами руководящей судебной практики установлены отдельные судебные и несудебные, материальные и нематериальные, внутригосударственные и международные принципы защиты с присущими им основополагающими, межотраслевыми, отраслевыми и специальными (ситуационными) системообразующими связями. Как показывает практика, часть принципов, участвующих в регулировании гражданско-правового конфликта, конкретизирована и закреплена в руководящих разъяснениях; представляют собой самостоятельный правовой уровень (судебный (результативный)) защиты нарушенного (оспариваемого) права. В этой связи представляется возможных выделить понятие принципа-результата защиты гражданских прав как основополагающего начала правового регулирования конфликтного правоотношения, в том числе на стадии формирования практики его разрешения, как объективированного опыта реализации средств, способов и форм защиты, преодоления неопределенности и устранения коллизии интересов его участников.
(Степин А.Б.)
("Адвокатская практика", 2022, N 6)Для каждой стадии защиты нарушенного (оспариваемого) права законом и выводами руководящей судебной практики установлены отдельные судебные и несудебные, материальные и нематериальные, внутригосударственные и международные принципы защиты с присущими им основополагающими, межотраслевыми, отраслевыми и специальными (ситуационными) системообразующими связями. Как показывает практика, часть принципов, участвующих в регулировании гражданско-правового конфликта, конкретизирована и закреплена в руководящих разъяснениях; представляют собой самостоятельный правовой уровень (судебный (результативный)) защиты нарушенного (оспариваемого) права. В этой связи представляется возможных выделить понятие принципа-результата защиты гражданских прав как основополагающего начала правового регулирования конфликтного правоотношения, в том числе на стадии формирования практики его разрешения, как объективированного опыта реализации средств, способов и форм защиты, преодоления неопределенности и устранения коллизии интересов его участников.
Статья: Жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ): судебная практика, поиск новых критериев
(Пейсикова Е.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)В интересах защиты права граждан на нормальное развитие общественных отношений в сфере нравственности, а также в целях гарантии защиты животных от жестокого обращения запаздывание законодателя в регулировании указанных общественных отношений, безусловно, должно компенсироваться активностью суда. Особую роль по преодолению пробелов в правовом регулировании, устранению коллизий и противоречий уголовного законодательства выполняют высшие судебные органы - Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.
(Пейсикова Е.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 4)В интересах защиты права граждан на нормальное развитие общественных отношений в сфере нравственности, а также в целях гарантии защиты животных от жестокого обращения запаздывание законодателя в регулировании указанных общественных отношений, безусловно, должно компенсироваться активностью суда. Особую роль по преодолению пробелов в правовом регулировании, устранению коллизий и противоречий уголовного законодательства выполняют высшие судебные органы - Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.
Статья: О понятиях правозащитной деятельности и правозащитной системы или же к вопросу об организационно-правовых предпосылках "всенародного счастья"
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Проблематичность изложенного шага федерального законодателя видится в том, что он: а) "взламывает" устоявшиеся, считавшиеся доселе неоспоримыми, представления об иерархизме государственного уклада и в силу этого б) создает предпосылки для вторжения нижестоящего по рангу органа публичной власти в компетенцию не одного даже, а множества вертикально интегрированных звеньев механизма государства, расположенных рангом выше. Совершенно недавно, в марте 2020 г., принят новый Федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", который в основных чертах воспроизводит содержание ст. 16.1 Федерального закона от 6 ноября 1999 г. N 184-ФЗ. Правда, нормы, возлагавшие на уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации контрольные функции в отношении территориальных звеньев федеральных органов исполнительной власти, несколько сглажены либо исключены (ст. 9 - 11) <2>. На рассмотрении Государственной Думы находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", текст которого в основных чертах дублирует содержание Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ. В случае его принятия противоречия между двумя Законами в части регулирования деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, видимо, будут преодолены <3>.
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Проблематичность изложенного шага федерального законодателя видится в том, что он: а) "взламывает" устоявшиеся, считавшиеся доселе неоспоримыми, представления об иерархизме государственного уклада и в силу этого б) создает предпосылки для вторжения нижестоящего по рангу органа публичной власти в компетенцию не одного даже, а множества вертикально интегрированных звеньев механизма государства, расположенных рангом выше. Совершенно недавно, в марте 2020 г., принят новый Федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", который в основных чертах воспроизводит содержание ст. 16.1 Федерального закона от 6 ноября 1999 г. N 184-ФЗ. Правда, нормы, возлагавшие на уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации контрольные функции в отношении территориальных звеньев федеральных органов исполнительной власти, несколько сглажены либо исключены (ст. 9 - 11) <2>. На рассмотрении Государственной Думы находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", текст которого в основных чертах дублирует содержание Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ. В случае его принятия противоречия между двумя Законами в части регулирования деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, видимо, будут преодолены <3>.
Статья: Особенности механизма правового регулирования социально-трудовых отношений
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)В трудовом праве понятие "трудовой стаж" имеет иное значение и не совпадает по содержанию ни с одной из приведенных разновидностей трудового стажа в праве социального обеспечения. Дефиниция "трудовой стаж" в трудовом праве (ст. 66 ТК РФ), по сути, означает стаж работы в чистом виде, то есть суммарную продолжительность работы у того или иного работодателя по трудовому договору, независимо от перерывов в ней и географического места ее осуществления, и определяется работодателем на основании данных в трудовой книжке (с 1 января 2020 г. - сведений о трудовой деятельности) - сведений о приеме и увольнении с работы. Именно в таком значении употребляется термин "общий трудовой стаж работы" при регламентации особенностей заполнения дубликата трудовой книжки в новом Приказе Минтруда России от 19 мая 2021 г. N 320н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек", вступившим в силу с 1 сентября 2021 г. По сути, для устранения возможных коллизий законодатель использовал способ отраслевого разграничения данного понятия в двух смежных отраслях.
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)В трудовом праве понятие "трудовой стаж" имеет иное значение и не совпадает по содержанию ни с одной из приведенных разновидностей трудового стажа в праве социального обеспечения. Дефиниция "трудовой стаж" в трудовом праве (ст. 66 ТК РФ), по сути, означает стаж работы в чистом виде, то есть суммарную продолжительность работы у того или иного работодателя по трудовому договору, независимо от перерывов в ней и географического места ее осуществления, и определяется работодателем на основании данных в трудовой книжке (с 1 января 2020 г. - сведений о трудовой деятельности) - сведений о приеме и увольнении с работы. Именно в таком значении употребляется термин "общий трудовой стаж работы" при регламентации особенностей заполнения дубликата трудовой книжки в новом Приказе Минтруда России от 19 мая 2021 г. N 320н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек", вступившим в силу с 1 сентября 2021 г. По сути, для устранения возможных коллизий законодатель использовал способ отраслевого разграничения данного понятия в двух смежных отраслях.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)В конституциях и уставах субъектов РФ получили закрепление правила разрешения разногласий и споров. Законодательные нормы о самостоятельности субъектов РФ, наряду с ростом темпов их собственного правового регулирования, не могут не влечь увеличения объема разногласий между ними. При этом крайне важно, чтобы согласование интересов и устранения разногласий осуществлялось преимущественно путем закрепления легальных процедур.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)В конституциях и уставах субъектов РФ получили закрепление правила разрешения разногласий и споров. Законодательные нормы о самостоятельности субъектов РФ, наряду с ростом темпов их собственного правового регулирования, не могут не влечь увеличения объема разногласий между ними. При этом крайне важно, чтобы согласование интересов и устранения разногласий осуществлялось преимущественно путем закрепления легальных процедур.