ПреобрАзование муниципального предприятия в акционерное общество
Подборка наиболее важных документов по запросу ПреобрАзование муниципального предприятия в акционерное общество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с признанием права собственности: Истец хочет признать право собственности на объект незавершенного строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Если право собственности возникло в результате реорганизации в форме преобразования государственного (муниципального) предприятия в акционерное общество в порядке приватизации - документами, подтверждающими в совокупности (абз. 5 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010):
(КонсультантПлюс, 2025)Если право собственности возникло в результате реорганизации в форме преобразования государственного (муниципального) предприятия в акционерное общество в порядке приватизации - документами, подтверждающими в совокупности (абз. 5 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010):
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 18.12.2024 по делу N 33а-19985/2023 (УИД 61RS0004-01-2023-002034-35)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Истец указал, что само по себе наличие охранной зоны тепловых сетей не является препятствием для предоставления спорного земельного участка под существующим объектом недвижимости.
Решение: Отказано.Указанная теплотрасса в соответствии с имеющейся технической документацией существует с 1974 года и до передачи в собственность АО "Теплокоммунэнерго" при преобразовании из муниципального унитарного предприятия в акционерное общество являлась муниципальной собственностью. За время нахождения данной теплотрассы на балансе АО "Теплокоммунэнерго" ее трассировка не изменялась.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Истец указал, что само по себе наличие охранной зоны тепловых сетей не является препятствием для предоставления спорного земельного участка под существующим объектом недвижимости.
Решение: Отказано.Указанная теплотрасса в соответствии с имеющейся технической документацией существует с 1974 года и до передачи в собственность АО "Теплокоммунэнерго" при преобразовании из муниципального унитарного предприятия в акционерное общество являлась муниципальной собственностью. За время нахождения данной теплотрассы на балансе АО "Теплокоммунэнерго" ее трассировка не изменялась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
Статья: Порядок приватизации муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из смысла п. 4 ст. 66 ГК РФ, ч. 2 ст. 2, ст. 13 Закона о приватизации и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) приватизация муниципального унитарного предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из смысла п. 4 ст. 66 ГК РФ, ч. 2 ст. 2, ст. 13 Закона о приватизации и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) приватизация муниципального унитарного предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
Нормативные акты
Распоряжение Госкомимущества РФ от 08.04.1996 N 464-р
<Об утверждении Госкомимуществом России уполномоченных банков для проведения межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных муниципальных предприятий>ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Об утверждении Госкомимуществом России уполномоченных банков для проведения межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных муниципальных предприятий>ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)На этой волне передать в частные руки магазины, рестораны, кафе и иные объекты "малой приватизации" удалось довольно быстро. Но с акционированием муниципальных унитарных предприятий все складывалось гораздо сложнее. Не так легко оказалось найти желающих стать акционером преобразовывавшихся в акционерные общества унитарных предприятий, т.е. инвестировать в зачастую неликвидные объекты социальной инфраструктуры. Да и с преобразованием предприятий в акционерные общества не спешили сами муниципалитеты, предпочитая сохранить непосредственный контроль над социально чувствительными сферами. В итоге МУПы в области водо- и теплоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и школьного питания, ремонта дорог и благоустройства и пр. были сохранены. Впрочем, целесообразность такого акционирования с самого начала вызывала сомнения, несмотря на сильную доктринальную (цивилистическую) поддержку: преимущества корпоративного управления для муниципальных предприятий оказались весьма сомнительны, как минимум не доказаны; ожидания появления инвесторов (акционеров) с широкомасштабными инвестициями в малорентабельные, находящиеся в критическом состоянии объекты социальной инфраструктуры - завышены. При таких обстоятельствах акционирование муниципальных унитарных предприятий представало не более чем сменой вывески <4>. Причем за сменой вывески следовала передача в собственность акционерного общества (пусть и со стопроцентным муниципальным участием) критически значимой социальной инфраструктуры, на что многие муниципалитеты - и весьма обоснованно (!) - решиться не могли.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)На этой волне передать в частные руки магазины, рестораны, кафе и иные объекты "малой приватизации" удалось довольно быстро. Но с акционированием муниципальных унитарных предприятий все складывалось гораздо сложнее. Не так легко оказалось найти желающих стать акционером преобразовывавшихся в акционерные общества унитарных предприятий, т.е. инвестировать в зачастую неликвидные объекты социальной инфраструктуры. Да и с преобразованием предприятий в акционерные общества не спешили сами муниципалитеты, предпочитая сохранить непосредственный контроль над социально чувствительными сферами. В итоге МУПы в области водо- и теплоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и школьного питания, ремонта дорог и благоустройства и пр. были сохранены. Впрочем, целесообразность такого акционирования с самого начала вызывала сомнения, несмотря на сильную доктринальную (цивилистическую) поддержку: преимущества корпоративного управления для муниципальных предприятий оказались весьма сомнительны, как минимум не доказаны; ожидания появления инвесторов (акционеров) с широкомасштабными инвестициями в малорентабельные, находящиеся в критическом состоянии объекты социальной инфраструктуры - завышены. При таких обстоятельствах акционирование муниципальных унитарных предприятий представало не более чем сменой вывески <4>. Причем за сменой вывески следовала передача в собственность акционерного общества (пусть и со стопроцентным муниципальным участием) критически значимой социальной инфраструктуры, на что многие муниципалитеты - и весьма обоснованно (!) - решиться не могли.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)На муниципальном уровне при приватизации муниципальных предприятий путем преобразования в акционерные общества муниципалитеты формируют в составе муниципальной собственности пакеты акций данных корпораций <1>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)На муниципальном уровне при приватизации муниципальных предприятий путем преобразования в акционерные общества муниципалитеты формируют в составе муниципальной собственности пакеты акций данных корпораций <1>.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Важно также подчеркнуть, что в силу правопреемства происходит именно переход права (собственности) от одного лица к другому, а не прекращение одного права собственности (какого-либо "вида" или "формы") и возникновение другого, нового права собственности (иного "вида" или "формы"). Даже при приватизации государственного и муниципального имущества оформляются гражданско-правовые сделки по его возмездному отчуждению публичным собственником и приобретению частным собственником (в том числе акционерным обществом, созданным в результате преобразования государственного или муниципального предприятия), что прямо свидетельствует о производном характере приобретения последним права собственности, т.е. о наличии правопреемства. Данное обстоятельство вновь подтверждает единство права собственности даже применительно к государственной (публичной) и частной собственности и юридическую бессмысленность выделения различных "форм собственности" и "видов" или "форм права собственности", признание которых по существу означает отрицание правопреемства, а тем самым и гражданского (имущественного) оборота. Ведь правопреемство составляет существо этого оборота, предметом которого становятся права на вещи, возникшие не только производными, но и первоначальными способами.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Важно также подчеркнуть, что в силу правопреемства происходит именно переход права (собственности) от одного лица к другому, а не прекращение одного права собственности (какого-либо "вида" или "формы") и возникновение другого, нового права собственности (иного "вида" или "формы"). Даже при приватизации государственного и муниципального имущества оформляются гражданско-правовые сделки по его возмездному отчуждению публичным собственником и приобретению частным собственником (в том числе акционерным обществом, созданным в результате преобразования государственного или муниципального предприятия), что прямо свидетельствует о производном характере приобретения последним права собственности, т.е. о наличии правопреемства. Данное обстоятельство вновь подтверждает единство права собственности даже применительно к государственной (публичной) и частной собственности и юридическую бессмысленность выделения различных "форм собственности" и "видов" или "форм права собственности", признание которых по существу означает отрицание правопреемства, а тем самым и гражданского (имущественного) оборота. Ведь правопреемство составляет существо этого оборота, предметом которого становятся права на вещи, возникшие не только производными, но и первоначальными способами.