Прекращение полномочий депутата представительного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение полномочий депутата представительного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 16 Закона от 20.03.2025 N 33-ФЗПрокурор не может через суд обязать представительный орган досрочно прекратить полномочия депутата >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Поскольку принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата или иных лиц, процедурой, предусмотренной частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, сама по себе подача такого заявления депутатом не может являться моментом признания депутатских полномочий прекращенными, а указанный в данной правовой норме тридцатидневный срок, установленный для принятия представительным органом муниципального образования соответствующего решения, по его истечении признавать полномочия депутата прекращенными не может."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новое "окно возможностей" государства для участия в делах местного самоуправления
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)3. Необходимо ограничить широкую свободу усмотрения при инициировании высшим должностным лицом субъекта РФ процедуры досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования посредством закрепления в ч. 3 ст. 30 проекта 2021 г. перечня конкретных оснований для применения подобной меры ответственности. Необходимая степень детализации будет способствовать более корректному подходу главы региональной власти к представителю местной власти, получившему свой мандат от населения.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)3. Необходимо ограничить широкую свободу усмотрения при инициировании высшим должностным лицом субъекта РФ процедуры досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования посредством закрепления в ч. 3 ст. 30 проекта 2021 г. перечня конкретных оснований для применения подобной меры ответственности. Необходимая степень детализации будет способствовать более корректному подходу главы региональной власти к представителю местной власти, получившему свой мандат от населения.
Статья: Принцип эффективности и его реализация в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Практика российского конституционализма, как известно, не отрицает существование концепции императивного мандата и, более того, обязывает депутатов поддерживать связь со своими избирателями. Это находит отражение в соответствующих основаниях для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа. Так, в Уставе Тамбовской области (ст. 50) закреплено, что "депутат областной Думы может быть отозван по решению избирателей соответствующего избирательного округа, если он не оправдал доверия избирателей или совершил действия, не достойные звания депутата, в порядке, установленном законом области". Аналогичная норма имеется в Республике Татарстан (ст. 70 Конституции Республики Татарстан). Утрата доверия названа основанием для ответственности перед избирателями депутатов Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва (ст. 101 Конституции Республики Тыва) <26>.
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Практика российского конституционализма, как известно, не отрицает существование концепции императивного мандата и, более того, обязывает депутатов поддерживать связь со своими избирателями. Это находит отражение в соответствующих основаниях для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа. Так, в Уставе Тамбовской области (ст. 50) закреплено, что "депутат областной Думы может быть отозван по решению избирателей соответствующего избирательного округа, если он не оправдал доверия избирателей или совершил действия, не достойные звания депутата, в порядке, установленном законом области". Аналогичная норма имеется в Республике Татарстан (ст. 70 Конституции Республики Татарстан). Утрата доверия названа основанием для ответственности перед избирателями депутатов Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва (ст. 101 Конституции Республики Тыва) <26>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"3. Депутат представительного органа муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования указанного решения.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"3. Депутат представительного органа муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования указанного решения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, широкую практику в последнее время получили административные исковые заявления прокуроров о признании незаконным бездействия органов представительной власти муниципальных образований по прекращению полномочий депутатов в связи с совершением ими проступков по неурегулированию возникшего конфликта интересов.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, широкую практику в последнее время получили административные исковые заявления прокуроров о признании незаконным бездействия органов представительной власти муниципальных образований по прекращению полномочий депутатов в связи с совершением ими проступков по неурегулированию возникшего конфликта интересов.
Статья: Конституционный совет при парламенте субъекта РФ (к вопросу об интеллектуальной модели)
(Миронов Д.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Прекращение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти, прекращение деятельности главы республики (губернатора) реализуются на основе федерального и законодательства субъекта Федерации. На уровне регионального регулирования было бы уместно привлечь Конституционный совет для дачи заключения о нарушении конституции (устава) при принятии решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Можно обсудить вопрос и о возможности закрепления за Конституционным советом права давать заключение о досрочном прекращении полномочий депутата законодательного (представительного) органа, руководителя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Миронов Д.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Прекращение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти, прекращение деятельности главы республики (губернатора) реализуются на основе федерального и законодательства субъекта Федерации. На уровне регионального регулирования было бы уместно привлечь Конституционный совет для дачи заключения о нарушении конституции (устава) при принятии решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Можно обсудить вопрос и о возможности закрепления за Конституционным советом права давать заключение о досрочном прекращении полномочий депутата законодательного (представительного) органа, руководителя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья: К вопросу об отсутствии в законодательстве Российской Федерации правовой конструкции, регламентирующей приостановление полномочий выборных представителей населения муниципалитетов
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2024, N 3)- "3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, временно исполняющего обязанности главы муниципального образования, приостанавливаются на соответствующий срок".
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2024, N 3)- "3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, временно исполняющего обязанности главы муниципального образования, приостанавливаются на соответствующий срок".
Статья: Проект нового Закона о местном самоуправлении без самоуправления
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Представляется, что усиление зависимости органов местного самоуправления от государственной власти (показательно, что в ст. 1 законопроекта "Местное самоуправление" упоминается Президент Российской Федерации) коррелирует, с одной стороны, с усилением зависимости региональных органов от Федерации (новый Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"), а с другой - с ограничением зависимости органов местного самоуправления от населения. Так, например, ст. 41 законопроекта, исчерпывающим перечнем закрепляющая формы непосредственной демократии на муниципальном уровне, не упоминает такую форму, как отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Этот институт существовал на региональном и муниципальном уровне, хотя и в очень усеченном виде (что было предопределено несколькими решениями Конституционного Суда РФ <12>) и, как отмечал судья Конституционного Суда РФ В.О. Лучин в мнении к Постановлению от 7 июня 2000 г. N 10-П, являлся мерой "конституционной ответственности, возможность наступления которой обусловлена правом народа на непосредственное осуществление власти". Более того, судья Н.В. Витрук в мнении к Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П указал: "Право отзыва выборного должностного лица местного самоуправления предопределено самой природой и особенностями местного самоуправления. Ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления в виде их отзыва при утрате доверия населения, в том числе за ненадлежащее исполнение публичных обязанностей, вытекает из природы местного самоуправления и отвечает принципам правового государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации" <13>. Теперь от этого института предлагают отказаться. Население отозвать депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления не сможет, но при этом предусматривается возможность обращения высшего должностного лица субъекта РФ с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования (п. 3 ст. 30 законопроекта), и высшее же должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации (п. 7 ст. 29 законопроекта), отрешить их от должности (п. 4 ст. 30). То есть ответственность органов местного самоуправления, муниципальных депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением ослабляется, а перед государственной властью усиливается.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Представляется, что усиление зависимости органов местного самоуправления от государственной власти (показательно, что в ст. 1 законопроекта "Местное самоуправление" упоминается Президент Российской Федерации) коррелирует, с одной стороны, с усилением зависимости региональных органов от Федерации (новый Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"), а с другой - с ограничением зависимости органов местного самоуправления от населения. Так, например, ст. 41 законопроекта, исчерпывающим перечнем закрепляющая формы непосредственной демократии на муниципальном уровне, не упоминает такую форму, как отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Этот институт существовал на региональном и муниципальном уровне, хотя и в очень усеченном виде (что было предопределено несколькими решениями Конституционного Суда РФ <12>) и, как отмечал судья Конституционного Суда РФ В.О. Лучин в мнении к Постановлению от 7 июня 2000 г. N 10-П, являлся мерой "конституционной ответственности, возможность наступления которой обусловлена правом народа на непосредственное осуществление власти". Более того, судья Н.В. Витрук в мнении к Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П указал: "Право отзыва выборного должностного лица местного самоуправления предопределено самой природой и особенностями местного самоуправления. Ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления в виде их отзыва при утрате доверия населения, в том числе за ненадлежащее исполнение публичных обязанностей, вытекает из природы местного самоуправления и отвечает принципам правового государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации" <13>. Теперь от этого института предлагают отказаться. Население отозвать депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления не сможет, но при этом предусматривается возможность обращения высшего должностного лица субъекта РФ с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования (п. 3 ст. 30 законопроекта), и высшее же должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации (п. 7 ст. 29 законопроекта), отрешить их от должности (п. 4 ст. 30). То есть ответственность органов местного самоуправления, муниципальных депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением ослабляется, а перед государственной властью усиливается.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для органов законодательной власти субъектов РФ сначала существовали прямые выборы депутатов по избирательным округам. С 2004 г. стало обязательным не менее 50% депутатов избирать по спискам политических партий. С 2013 г. эта планка снизилась до 25%, она оставлена и в Федеральном законе 2021 г. "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Некоторые субъекты РФ, например, г. Москва, стали избирать с сентября 2014 г. всех депутатов своего парламента (городская Дума) по избирательным округам. Такой элемент представительной природы депутатского мандата, как отзыв депутатов, существовал в субъектах РФ на этапе выборов по избирательным округам, но он сразу же был исключен из законодательства при введении смешанных выборов по округам и партийным спискам. Упомянутый Федеральный закон 2021 г. не предусматривает такого пути прекращения полномочий депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, как их отзыв избирателями.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для органов законодательной власти субъектов РФ сначала существовали прямые выборы депутатов по избирательным округам. С 2004 г. стало обязательным не менее 50% депутатов избирать по спискам политических партий. С 2013 г. эта планка снизилась до 25%, она оставлена и в Федеральном законе 2021 г. "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Некоторые субъекты РФ, например, г. Москва, стали избирать с сентября 2014 г. всех депутатов своего парламента (городская Дума) по избирательным округам. Такой элемент представительной природы депутатского мандата, как отзыв депутатов, существовал в субъектах РФ на этапе выборов по избирательным округам, но он сразу же был исключен из законодательства при введении смешанных выборов по округам и партийным спискам. Упомянутый Федеральный закон 2021 г. не предусматривает такого пути прекращения полномочий депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, как их отзыв избирателями.