Предупреждение преступности несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Предупреждение преступности несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"2. При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судам наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации надлежит учитывать положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.). Также подлежат учету и другие официальные документы, например Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"2. При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судам наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации надлежит учитывать положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.). Также подлежат учету и другие официальные документы, например Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"2. Должностные лица подразделений органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних, пользуются правами, предусмотренными пунктом 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"2. Должностные лица подразделений органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних, пользуются правами, предусмотренными пунктом 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Статья: Профилактика семейно-бытовой преступности участковыми уполномоченными полиции
(Желтобрюх А.В., Якимова Е.М.)
("Российский следователь", 2022, N 8)<5> См.: Воронцов А.Я. Роль участкового уполномоченного полиции в профилактике семейно-бытовых правонарушений // Евразийский юридический журнал. 2017. N 9 (112). С. 316 - 317; Корягина С.А. Семейная медиация в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. N 2. С. 47 - 50.
(Желтобрюх А.В., Якимова Е.М.)
("Российский следователь", 2022, N 8)<5> См.: Воронцов А.Я. Роль участкового уполномоченного полиции в профилактике семейно-бытовых правонарушений // Евразийский юридический журнал. 2017. N 9 (112). С. 316 - 317; Корягина С.А. Семейная медиация в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. N 2. С. 47 - 50.
Статья: Возрастной критерий уголовно-правовой деликтоспособности лица
(Карабанова Е.Н.)
("Закон", 2024, N 1)<8> См.: Глазатова С.В., Бурцева Е.В., Медведева С.В. Киберпреступления, совершаемые несовершеннолетними: проблемы расследования // Российский следователь. 2021. N 2. С. 7 - 10; Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3. С. 40 - 43; Дядюн К.В. К вопросу о субъекте преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ // Российский следователь. 2017. N 23. С. 37 - 40.
(Карабанова Е.Н.)
("Закон", 2024, N 1)<8> См.: Глазатова С.В., Бурцева Е.В., Медведева С.В. Киберпреступления, совершаемые несовершеннолетними: проблемы расследования // Российский следователь. 2021. N 2. С. 7 - 10; Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3. С. 40 - 43; Дядюн К.В. К вопросу о субъекте преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ // Российский следователь. 2017. N 23. С. 37 - 40.
Статья: Отдельные проблемы назначения уголовного наказания несовершеннолетним: сравнительный анализ законодательства России и Англии
(Сулейманова С.Т.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 3)В Англии при назначении наказания несовершеннолетним суд обязан учитывать, что основные цели системы правосудия по делам несовершеннолетних - это предупреждение преступности несовершеннолетних <9>; благополучие ребенка или молодого человека (welfare of the child or young person) <10>. Обеспечение благополучия представляет собой обязанность суда при назначении наказания обеспечить надлежащие условия для образования и профессиональной подготовки несовершеннолетнего, исключение возможности влияния на него нежелательного окружения и необходимость выбора судом уголовно-правового воздействия, которое будет наиболее благоприятно для несовершеннолетнего. При этом суду необходимо учесть следующие факторы: 1) проблемы с психическим здоровьем или трудности в обучении, включая наличие инвалидности; 2) наличие черепно-мозговой травмы или негативного жизненного опыта (включая употребление наркотиков и алкоголя) и то влияние, которое это могло оказать на развитие несовершеннолетнего; 3) наличие языковых трудностей и влияние, которое это может оказать на способность несовершеннолетнего (или любого сопровождающего его взрослого) общаться с судом, понимать назначенное наказание или выполнять обязательства, вытекающие из назначенного несовершеннолетнему приговора; 4) уязвимость несовершеннолетних, склонность к членовредительству, особенно в условиях содержания под стражей; 5) влияние на несовершеннолетнего обстоятельств утраты близких родственников, пренебрежения или жестокого обращения со стороны взрослых. Несмотря на необходимость учета степени тяжести совершенного несовершеннолетним преступления, необходимо, чтобы назначенное наказание прежде всего учитывало индивидуальные особенности несовершеннолетнего. Суд должен учитывать влияние приговора на несовершеннолетнего и на предупреждение в будущем его правонарушающего поведения. В Англии основная цель системы правосудия по делам несовершеннолетних состоит в том, чтобы не наказывать, а побудить несовершеннолетних взять на себя ответственность за свои действия и способствовать реинтеграции несовершеннолетнего в общество. Особую роль при этом играют меры восстановительного правосудия, поскольку они могут побудить несовершеннолетнего осознать ответственность за свои действия и понять, какое негативное влияние их преступление могло оказать на других лиц. Следует указать, что необходимо на законодательном уровне в России рассмотреть применение ювенальных технологий, показавших высокую эффективность при их внедрении на территории отдельных субъектов РФ.
(Сулейманова С.Т.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 3)В Англии при назначении наказания несовершеннолетним суд обязан учитывать, что основные цели системы правосудия по делам несовершеннолетних - это предупреждение преступности несовершеннолетних <9>; благополучие ребенка или молодого человека (welfare of the child or young person) <10>. Обеспечение благополучия представляет собой обязанность суда при назначении наказания обеспечить надлежащие условия для образования и профессиональной подготовки несовершеннолетнего, исключение возможности влияния на него нежелательного окружения и необходимость выбора судом уголовно-правового воздействия, которое будет наиболее благоприятно для несовершеннолетнего. При этом суду необходимо учесть следующие факторы: 1) проблемы с психическим здоровьем или трудности в обучении, включая наличие инвалидности; 2) наличие черепно-мозговой травмы или негативного жизненного опыта (включая употребление наркотиков и алкоголя) и то влияние, которое это могло оказать на развитие несовершеннолетнего; 3) наличие языковых трудностей и влияние, которое это может оказать на способность несовершеннолетнего (или любого сопровождающего его взрослого) общаться с судом, понимать назначенное наказание или выполнять обязательства, вытекающие из назначенного несовершеннолетнему приговора; 4) уязвимость несовершеннолетних, склонность к членовредительству, особенно в условиях содержания под стражей; 5) влияние на несовершеннолетнего обстоятельств утраты близких родственников, пренебрежения или жестокого обращения со стороны взрослых. Несмотря на необходимость учета степени тяжести совершенного несовершеннолетним преступления, необходимо, чтобы назначенное наказание прежде всего учитывало индивидуальные особенности несовершеннолетнего. Суд должен учитывать влияние приговора на несовершеннолетнего и на предупреждение в будущем его правонарушающего поведения. В Англии основная цель системы правосудия по делам несовершеннолетних состоит в том, чтобы не наказывать, а побудить несовершеннолетних взять на себя ответственность за свои действия и способствовать реинтеграции несовершеннолетнего в общество. Особую роль при этом играют меры восстановительного правосудия, поскольку они могут побудить несовершеннолетнего осознать ответственность за свои действия и понять, какое негативное влияние их преступление могло оказать на других лиц. Следует указать, что необходимо на законодательном уровне в России рассмотреть применение ювенальных технологий, показавших высокую эффективность при их внедрении на территории отдельных субъектов РФ.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению судьи С.А. Ламинцевой, среди мер, направленных на создание системы защиты и обеспечения прав и законных интересов детей, Российская Федерация предполагает создание дружественного к ребенку правосудия <1>, гарантирующего уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение, основанного на национальном законодательстве и общепризнанных международных принципах, закрепленных в Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Миланском плане действий и Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г.) <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению судьи С.А. Ламинцевой, среди мер, направленных на создание системы защиты и обеспечения прав и законных интересов детей, Российская Федерация предполагает создание дружественного к ребенку правосудия <1>, гарантирующего уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение, основанного на национальном законодательстве и общепризнанных международных принципах, закрепленных в Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Миланском плане действий и Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г.) <2>.
Статья: Актуальные проблемы деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (на примере Ставропольского края)
(Ефимов А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Представители Общественного совета организовали 129 мероприятий: слушания, круглые столы, пресс-конференции, семинары, информационно-пропагандистские акции и др. Сотрудниками ГУ МВД по Ставропольскому краю вместе с представителями общественных советов при ОВД в ходе общероссийской кампании "Гражданин и полиция" был проведен мониторинг деятельности ОВД. Общественный совет реализует спецпроект "Внимание и забота", цель которого предупреждение преступности несовершеннолетних. Представители Общественного совета организуют и проводят на постоянной основе мероприятия для молодежи по профилактике терроризма, экстремизма и недопущению проявлений расовой и религиозной ненависти или вражды, суицидальных проявлений.
(Ефимов А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Представители Общественного совета организовали 129 мероприятий: слушания, круглые столы, пресс-конференции, семинары, информационно-пропагандистские акции и др. Сотрудниками ГУ МВД по Ставропольскому краю вместе с представителями общественных советов при ОВД в ходе общероссийской кампании "Гражданин и полиция" был проведен мониторинг деятельности ОВД. Общественный совет реализует спецпроект "Внимание и забота", цель которого предупреждение преступности несовершеннолетних. Представители Общественного совета организуют и проводят на постоянной основе мероприятия для молодежи по профилактике терроризма, экстремизма и недопущению проявлений расовой и религиозной ненависти или вражды, суицидальных проявлений.
Статья: Перспективы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции в Республике Беларусь
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Анализ правоприменительной практики, предшествующей проведению эксперимента, позволил сделать перспективный прогноз. Возможность одновременного осуществления профилактики правонарушений и оперативной работы одним подразделением обусловлена спецификой преступности малочисленных районов (очевидность, бытовой характер совершаемых преступлений), а также незначительным количеством лиц, вынашивающих преступные намерения. Фактическое упразднение ИДН как самостоятельного подразделения также обосновано незначительным количеством правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, особенно в сельской местности. При этом указанный подход не противоречит международным стандартам. В соответствии с Минимальными стандартными правилами, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), утвержденными Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 29 ноября 1985 г. N 40/33 <16>, для обеспечения эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних и борьбы с ней, а также улучшения обращения с несовершеннолетними правонарушителями специальные подразделения полиции должны быть созданы лишь в крупных городах. В иных населенных пунктах служащие полиции, которые часто или исключительно занимаются несовершеннолетними, должны пройти специальный инструктаж и подготовку (правило 12).
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Анализ правоприменительной практики, предшествующей проведению эксперимента, позволил сделать перспективный прогноз. Возможность одновременного осуществления профилактики правонарушений и оперативной работы одним подразделением обусловлена спецификой преступности малочисленных районов (очевидность, бытовой характер совершаемых преступлений), а также незначительным количеством лиц, вынашивающих преступные намерения. Фактическое упразднение ИДН как самостоятельного подразделения также обосновано незначительным количеством правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, особенно в сельской местности. При этом указанный подход не противоречит международным стандартам. В соответствии с Минимальными стандартными правилами, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), утвержденными Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 29 ноября 1985 г. N 40/33 <16>, для обеспечения эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних и борьбы с ней, а также улучшения обращения с несовершеннолетними правонарушителями специальные подразделения полиции должны быть созданы лишь в крупных городах. В иных населенных пунктах служащие полиции, которые часто или исключительно занимаются несовершеннолетними, должны пройти специальный инструктаж и подготовку (правило 12).
Статья: Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия преступности несовершеннолетних
(Санташов А.Л.)
("Российский следователь", 2021, N 6)В Руководящих принципах Организации Объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы) <4> отмечается, что средства массовой информации должны сознавать свою огромную общественную роль и ответственность, а также то влияние, которое они оказывают, распространяя информацию о злоупотреблении молодежью наркотиками и алкоголем, о различных правонарушениях.
(Санташов А.Л.)
("Российский следователь", 2021, N 6)В Руководящих принципах Организации Объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы) <4> отмечается, что средства массовой информации должны сознавать свою огромную общественную роль и ответственность, а также то влияние, которое они оказывают, распространяя информацию о злоупотреблении молодежью наркотиками и алкоголем, о различных правонарушениях.