Предупреждение коррупционной преступности
Подборка наиболее важных документов по запросу Предупреждение коррупционной преступности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система внутреннего контроля (комплаенс) в предупреждении коррупционных преступлений (зарубежный опыт)
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)"Международное публичное и частное право", 2024, N 2
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)"Международное публичное и частное право", 2024, N 2
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье исследованы механизм уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений как один из инструментов предупреждения коррупционной преступности федеральных государственных служащих и его эффективность в современных реалиях. На основе анализа системы нормативно-правовой регламентации данного механизма федеральными органами исполнительной власти автор выделил ряд регуляторных недостатков, устранение которых позволило бы усовершенствовать применение рассматриваемого антикоррупционного инструмента. В рамках концептуальной характеристики исследуемого механизма с криминологической точки зрения отмечается нецелесообразность участия представителя нанимателя (работодателя) в процедурах по рассмотрению уведомления, проверке содержащихся в нем сведений и принятию по результатам такой проверки управленческого решения. Представляется, что исключение представителя нанимателя (работодателя) из упомянутых процедур позволило бы существенно сократить риски внутриведомственного вмешательства лиц, имеющих причастность к изобличаемому коррупционному противоправному деянию, выраженного в том числе в сокрытии выявленных фактов коррупции и создании негативных последствий для уведомителя.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье исследованы механизм уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений как один из инструментов предупреждения коррупционной преступности федеральных государственных служащих и его эффективность в современных реалиях. На основе анализа системы нормативно-правовой регламентации данного механизма федеральными органами исполнительной власти автор выделил ряд регуляторных недостатков, устранение которых позволило бы усовершенствовать применение рассматриваемого антикоррупционного инструмента. В рамках концептуальной характеристики исследуемого механизма с криминологической точки зрения отмечается нецелесообразность участия представителя нанимателя (работодателя) в процедурах по рассмотрению уведомления, проверке содержащихся в нем сведений и принятию по результатам такой проверки управленческого решения. Представляется, что исключение представителя нанимателя (работодателя) из упомянутых процедур позволило бы существенно сократить риски внутриведомственного вмешательства лиц, имеющих причастность к изобличаемому коррупционному противоправному деянию, выраженного в том числе в сокрытии выявленных фактов коррупции и создании негативных последствий для уведомителя.
Нормативные акты
"Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(утв. Президентом РФ 30.05.2018)а) совершенствование нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с ними;
(утв. Президентом РФ 30.05.2018)а) совершенствование нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с ними;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение;
Статья: К вопросу о противодействии коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
(Кочкина О.В., Дроздова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Коррупционные проявления представляют угрозу в развитии государства и общества. Перспективным направлением по обеспечению безопасности страны является усовершенствование правовых основ по предупреждению коррупционной преступности. Противодействие коррупции - весьма актуальное направление в контексте деятельности работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, так как оно активно изучается многими учеными. Цель исследования заключалась в классифицировании таких категорий, как обязанности, требования, ограничения и запреты работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, связанных с антикоррупционным характером. Методологическую основу исследования составили: метод формальной логики, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод и метод правового моделирования. В статье представлены выводы по анализу содержания основных понятий, затрагивающих сферу антикоррупционной политики. Отмечается, что многообразие существующих антикоррупционных ограничений, запретов, требований и обязанностей работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации нуждается в систематизации и классификации рассматриваемых категорий. Представленная классификация исследуемых категорий внесет определенность и конкретность, что будет способствовать формированию единообразной практики по контролю за их соблюдением.
(Кочкина О.В., Дроздова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Коррупционные проявления представляют угрозу в развитии государства и общества. Перспективным направлением по обеспечению безопасности страны является усовершенствование правовых основ по предупреждению коррупционной преступности. Противодействие коррупции - весьма актуальное направление в контексте деятельности работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, так как оно активно изучается многими учеными. Цель исследования заключалась в классифицировании таких категорий, как обязанности, требования, ограничения и запреты работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, связанных с антикоррупционным характером. Методологическую основу исследования составили: метод формальной логики, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод и метод правового моделирования. В статье представлены выводы по анализу содержания основных понятий, затрагивающих сферу антикоррупционной политики. Отмечается, что многообразие существующих антикоррупционных ограничений, запретов, требований и обязанностей работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации нуждается в систематизации и классификации рассматриваемых категорий. Представленная классификация исследуемых категорий внесет определенность и конкретность, что будет способствовать формированию единообразной практики по контролю за их соблюдением.
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Ключевым нормативным правовым актом из всех перечисленных выше можно назвать Конвенцию ООН против коррупции, основные отличия которой от конвенций с идентичным предметом регулирования состоят в установлении в ней основного направления воздействия норм - предупреждение преступности коррупционной направленности. В иных конвенциях с идентичным предметом регулирования говорится в основном о нормативно-санкционном воздействии на коррупционные преступления. Государства, ратифицировавшие указанные Конвенции, выстраивают свою политику таким образом, чтобы обеспечить эффективное противодействие правонарушениям коррупционного характера, в том числе с помощью предоставления самостоятельности органам государственной власти, осуществляющим такое противодействие.
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Ключевым нормативным правовым актом из всех перечисленных выше можно назвать Конвенцию ООН против коррупции, основные отличия которой от конвенций с идентичным предметом регулирования состоят в установлении в ней основного направления воздействия норм - предупреждение преступности коррупционной направленности. В иных конвенциях с идентичным предметом регулирования говорится в основном о нормативно-санкционном воздействии на коррупционные преступления. Государства, ратифицировавшие указанные Конвенции, выстраивают свою политику таким образом, чтобы обеспечить эффективное противодействие правонарушениям коррупционного характера, в том числе с помощью предоставления самостоятельности органам государственной власти, осуществляющим такое противодействие.
Статья: Факторы, детерминирующие совершение преступлений коррупционной направленности, в условиях современной реальности
(Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 6)Знаменитый на весь мир китайский способ противодействия коррупции с обширным применением смертной казни является весьма одиозным, но далеко не стал панацеей и не снизил существенно темп прироста коррупционных преступлений в этой стране. Исследуя, изучая зарубежный опыт предупреждения коррупционных преступлений, можно сформулировать меры, направленные на противодействие коррупционной преступности в Российской Федерации.
(Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 6)Знаменитый на весь мир китайский способ противодействия коррупции с обширным применением смертной казни является весьма одиозным, но далеко не стал панацеей и не снизил существенно темп прироста коррупционных преступлений в этой стране. Исследуя, изучая зарубежный опыт предупреждения коррупционных преступлений, можно сформулировать меры, направленные на противодействие коррупционной преступности в Российской Федерации.
Статья: К вопросу о коррупционной преступности в органах местного самоуправления
(Окутина Н.Н., Амосова О.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Существенную долю коррупционной преступности в нашей стране в настоящее время составляет такая ее часть, как коррупционная преступность на местах. Учитывая тот факт, что именно местная власть формирует необходимые условия для участия граждан в решении вопросов местного значения, обозначенная тема требует дальнейшей проработки и формирования новых правовых механизмов и мер по предупреждению коррупционной преступности в органах местного самоуправления. Но достижение указанных задач невозможно без комплексного анализа сущности коррупционного преступления и выявления ключевых признаков данного правового понятия.
(Окутина Н.Н., Амосова О.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Существенную долю коррупционной преступности в нашей стране в настоящее время составляет такая ее часть, как коррупционная преступность на местах. Учитывая тот факт, что именно местная власть формирует необходимые условия для участия граждан в решении вопросов местного значения, обозначенная тема требует дальнейшей проработки и формирования новых правовых механизмов и мер по предупреждению коррупционной преступности в органах местного самоуправления. Но достижение указанных задач невозможно без комплексного анализа сущности коррупционного преступления и выявления ключевых признаков данного правового понятия.