Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)<3> См., напр.: Добробаба М.Б. Формализация оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих: проблемы и перспективы. Административное право и процесс. 2017. N 5. С. 19; Гольцова Д.О., Рамазанов К.Н. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе как механизм борьбы с коррупцией // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество: Сб. науч. ст. Саратов: Поволжск. ин-т упр. им. П.А. Столыпина, 2015. С. 101.
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)<3> См., напр.: Добробаба М.Б. Формализация оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих: проблемы и перспективы. Административное право и процесс. 2017. N 5. С. 19; Гольцова Д.О., Рамазанов К.Н. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе как механизм борьбы с коррупцией // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество: Сб. науч. ст. Саратов: Поволжск. ин-т упр. им. П.А. Столыпина, 2015. С. 101.
Статья: К вопросу о правовых пробелах института "конфликт интересов на государственной службе"
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<4> См., например: Добробаба М.Б. Формализация оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2017. N 5. С. 19; Гольцова Д.О., Рамазанов К.Н. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе как механизм борьбы с коррупцией // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество: сб. науч. ст. Саратов: Поволжск. ин-т упр. им. П.А. Столыпина, 2015. С. 101.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<4> См., например: Добробаба М.Б. Формализация оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2017. N 5. С. 19; Гольцова Д.О., Рамазанов К.Н. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе как механизм борьбы с коррупцией // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество: сб. науч. ст. Саратов: Поволжск. ин-т упр. им. П.А. Столыпина, 2015. С. 101.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (часть 3.2 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (часть 3.2 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в соответствии с ч. 1 ст. 59.2 Закона о гражданской службе гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в соответствии с ч. 1 ст. 59.2 Закона о гражданской службе гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Чтобы создать стимул для проявления должностными лицами необходимой сознательности, ч. 6 ст. 11 Закона N 273-ФЗ предусматривает суровую санкцию за непринятие должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно увольнение такого лица. Соответствующие основания для увольнения предусмотрены п. 7.1 ст. 81 ТК РФ, а также п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Чтобы создать стимул для проявления должностными лицами необходимой сознательности, ч. 6 ст. 11 Закона N 273-ФЗ предусматривает суровую санкцию за непринятие должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно увольнение такого лица. Соответствующие основания для увольнения предусмотрены п. 7.1 ст. 81 ТК РФ, а также п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Здесь, к слову, безусловно следует напомнить, что в соответствии с законодательством непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, способным повлечь за собой его увольнение. Такая мера ответственности для лиц, допустивших конфликт личных и публичных интересов, предусмотрена в ч. 6 ст. 11 Федерального закона N 273 "О противодействии коррупции", и увольнение в данном случае должно производиться в соответствии с российским законодательством. Так, непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта собственных личных интересов с публичными влечет увольнение служащего в связи с утратой доверия в соответствии со ст. 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Увольнение происходит на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы соответствующего государственного органа. Если же доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - еще и на основании рекомендации комиссии. И, хотя гражданский служащий вправе обжаловать (в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд) свое увольнение, ущерб его деловой репутации тем не менее может быть уже нанесен [18].
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Здесь, к слову, безусловно следует напомнить, что в соответствии с законодательством непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, способным повлечь за собой его увольнение. Такая мера ответственности для лиц, допустивших конфликт личных и публичных интересов, предусмотрена в ч. 6 ст. 11 Федерального закона N 273 "О противодействии коррупции", и увольнение в данном случае должно производиться в соответствии с российским законодательством. Так, непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта собственных личных интересов с публичными влечет увольнение служащего в связи с утратой доверия в соответствии со ст. 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Увольнение происходит на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы соответствующего государственного органа. Если же доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - еще и на основании рекомендации комиссии. И, хотя гражданский служащий вправе обжаловать (в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд) свое увольнение, ущерб его деловой репутации тем не менее может быть уже нанесен [18].
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственные гражданские служащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия к ним со стороны работодателя, в том числе в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственные гражданские служащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия к ним со стороны работодателя, в том числе в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)организации практико-ориентированного обучения представителей нанимателя (работодателей) в целях реализации ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)организации практико-ориентированного обучения представителей нанимателя (работодателей) в целях реализации ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных.
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Дементьев А.Н., Качушкин С.В. Институт конфликта интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 2.
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Дементьев А.Н., Качушкин С.В. Институт конфликта интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 2.
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В то же время охватить все возможные случаи представления заведомо ложных сведений/непредставления сведений вопросами, которые могут быть закреплены в анкете, на наш взгляд, не получится. Это обусловлено тем, что некоторые обстоятельства, возникновение которых препятствует замещению должности гражданской службы, имеют оценочный характер. Например, таково требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в силу оценочного же характера самого конфликта интересов (существуют различные перечни типовых ситуаций конфликта интересов, однако каждая конкретная все равно может трактоваться по-разному). В силу этого формулировка ограничения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе, должна, на наш взгляд, содержать указание на представление заведомо ложных сведений/непредставление сведений по вопросам, указанным в анкете, а также об иных фактических обстоятельствах, наличие которых может повлечь нарушение установленных ограничений, запретов и требований, препятствующее замещению должности гражданской службы.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В то же время охватить все возможные случаи представления заведомо ложных сведений/непредставления сведений вопросами, которые могут быть закреплены в анкете, на наш взгляд, не получится. Это обусловлено тем, что некоторые обстоятельства, возникновение которых препятствует замещению должности гражданской службы, имеют оценочный характер. Например, таково требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в силу оценочного же характера самого конфликта интересов (существуют различные перечни типовых ситуаций конфликта интересов, однако каждая конкретная все равно может трактоваться по-разному). В силу этого формулировка ограничения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе, должна, на наш взгляд, содержать указание на представление заведомо ложных сведений/непредставление сведений по вопросам, указанным в анкете, а также об иных фактических обстоятельствах, наличие которых может повлечь нарушение установленных ограничений, запретов и требований, препятствующее замещению должности гражданской службы.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В этой связи мы считаем необходимым распространить (с некоторыми поправками) на проступки, связанные с нарушением запретов, публично-правовую модель дисциплинарной ответственности, которая на сегодняшний день предусмотрена в отношении коррупционных правонарушений. Согласно ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания, перечисленные в данной статье. То есть, по буквальному смыслу этой нормы, возбуждение дисциплинарного производства и применение одного из предусмотренных дисциплинарных взысканий является обязательным. Аналогичный подход предусмотрен и в ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, где говорится, что за совершение отдельных коррупционных правонарушений гражданский служащий подлежит увольнению. Вместе с тем нам представляется неверным использование безальтернативной санкции в виде увольнения, что в последнее время стало осознаваться не только в доктрине, но и на практике <24>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В этой связи мы считаем необходимым распространить (с некоторыми поправками) на проступки, связанные с нарушением запретов, публично-правовую модель дисциплинарной ответственности, которая на сегодняшний день предусмотрена в отношении коррупционных правонарушений. Согласно ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания, перечисленные в данной статье. То есть, по буквальному смыслу этой нормы, возбуждение дисциплинарного производства и применение одного из предусмотренных дисциплинарных взысканий является обязательным. Аналогичный подход предусмотрен и в ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, где говорится, что за совершение отдельных коррупционных правонарушений гражданский служащий подлежит увольнению. Вместе с тем нам представляется неверным использование безальтернативной санкции в виде увольнения, что в последнее время стало осознаваться не только в доктрине, но и на практике <24>.