Предоставление земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"В рассматриваемом случае нарушение порядка включения в перечень муниципального имущества, предназначенного для имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, земельного участка, равно как отсутствие информации о возможности подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в извещении о проведении аукциона противоречит подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и содержит признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 18 "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации""Кроме того, суды учли, что из содержания части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не могут включаться земельные участки, в отношении которых отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Также не могут рассчитывать на меры имущественной поддержки в виде предоставления земельного участка из названных перечней субъекты малого и среднего предпринимательства:
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Также не могут рассчитывать на меры имущественной поддержки в виде предоставления земельного участка из названных перечней субъекты малого и среднего предпринимательства:
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Выводы судов требуют неоднозначной оценки. С одной стороны, в условиях фактически производимого субъектами Федерации "передела" судебная практика позволяет обеспечить защиту прав арендаторов, которым земельные участки были предоставлены местной властью до перераспределения полномочий. Причем во многих случаях арендаторами предстают граждане, субъекты малого и среднего предпринимательства, о поддержке которых особо заботится государство. С другой стороны, полномочие по предоставлению земельных участков неразграниченной государственной собственности наделяет уполномоченное лицо как правом на заключение договора, так и правом на его расторжение и пр. (во всяком случае, в Законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не сказано обратного, а расторжение договора аренды или изменение ставок не перечислены в качестве отдельных правомочий). Скорее, вопрос о полномочиях по заключенным ранее договорам аренды должен быть отражен в региональном законе о перераспределении.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Выводы судов требуют неоднозначной оценки. С одной стороны, в условиях фактически производимого субъектами Федерации "передела" судебная практика позволяет обеспечить защиту прав арендаторов, которым земельные участки были предоставлены местной властью до перераспределения полномочий. Причем во многих случаях арендаторами предстают граждане, субъекты малого и среднего предпринимательства, о поддержке которых особо заботится государство. С другой стороны, полномочие по предоставлению земельных участков неразграниченной государственной собственности наделяет уполномоченное лицо как правом на заключение договора, так и правом на его расторжение и пр. (во всяком случае, в Законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не сказано обратного, а расторжение договора аренды или изменение ставок не перечислены в качестве отдельных правомочий). Скорее, вопрос о полномочиях по заключенным ранее договорам аренды должен быть отражен в региональном законе о перераспределении.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)С 3 июля 2018 года <89> СМСП наделены преимущественным правом выкупа арендуемого ими имущества в рамках Закона N 159-ФЗ <90>. Отмечаются случаи отказа территориальными органами Росимущества (далее - ТО Росимущества) от предоставления преимущественного права выкупа СМСП арендованных земельных участков и последующего заключения договора купли-продажи на основании решения суда <91>.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)С 3 июля 2018 года <89> СМСП наделены преимущественным правом выкупа арендуемого ими имущества в рамках Закона N 159-ФЗ <90>. Отмечаются случаи отказа территориальными органами Росимущества (далее - ТО Росимущества) от предоставления преимущественного права выкупа СМСП арендованных земельных участков и последующего заключения договора купли-продажи на основании решения суда <91>.
Статья: Правовые аспекты реализации прав на публичные земельные участки в условиях реформы законодательства о недвижимости
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)земельные участки, предоставленные резидентам особых и свободных экономических зон;
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)земельные участки, предоставленные резидентам особых и свободных экономических зон;
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В п. 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В п. 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
Статья: Участие колхозов в аграрном комплексе России: история и современная практика
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Расцвет сельскохозяйственных кооперативов пришелся на середину XX в. Зачастую в сельской местности кооперативы выступали единственно возможным местом работы его жителей. Почему колхозов с каждым годом становится все меньше? Это связано с государственной политикой, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, поддержку в первую очередь крестьянских (фермерских) хозяйств. Целевым показателем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 <8>, указано: "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечено в рамках мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства". К 2030 г. планируется создать 16 тыс. новых рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах". Следовательно, преимущественной формой ведения хозяйства видится не колхоз, а крестьянские фермерские хозяйства и другие формы организации от малого до крупного, поддержкой которых государство занимается на всех уровнях от региональных форм поощрения, кредитов, до федерального. Стимулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется также путем льготного порядка предоставления государственных и муниципальных земельных участков фермерам с 1 января 2023 г. Безусловно, имеются определенные проблемы в этом процессе и у фермерских хозяйств, на что особо обращает внимание В.А. Сукало <9>, предлагая решения имеющихся проблем. Однако подобных преимуществ колхозы в принципе лишены.
(Усанова В.А., Кайль Я.Я.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Расцвет сельскохозяйственных кооперативов пришелся на середину XX в. Зачастую в сельской местности кооперативы выступали единственно возможным местом работы его жителей. Почему колхозов с каждым годом становится все меньше? Это связано с государственной политикой, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, поддержку в первую очередь крестьянских (фермерских) хозяйств. Целевым показателем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 <8>, указано: "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечено в рамках мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства". К 2030 г. планируется создать 16 тыс. новых рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах". Следовательно, преимущественной формой ведения хозяйства видится не колхоз, а крестьянские фермерские хозяйства и другие формы организации от малого до крупного, поддержкой которых государство занимается на всех уровнях от региональных форм поощрения, кредитов, до федерального. Стимулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется также путем льготного порядка предоставления государственных и муниципальных земельных участков фермерам с 1 января 2023 г. Безусловно, имеются определенные проблемы в этом процессе и у фермерских хозяйств, на что особо обращает внимание В.А. Сукало <9>, предлагая решения имеющихся проблем. Однако подобных преимуществ колхозы в принципе лишены.
Статья: Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для предпринимательских целей
(Аверьянова Н.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 11)3. Имекова М.П. Значение торгов в процедуре предоставления государственных или муниципальных земельных участков // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 12. С. 23 - 28.
(Аверьянова Н.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 11)3. Имекова М.П. Значение торгов в процедуре предоставления государственных или муниципальных земельных участков // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 12. С. 23 - 28.
Готовое решение: Особенности расторжения договора аренды публичного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Аренда участка, предоставленного на основании договора о комплексном развитии территории (земельного участка, образованного из такого участка), может быть прекращена в том числе по требованию арендодателя при расторжении такого договора (п. 2.2 ст. 46 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Аренда участка, предоставленного на основании договора о комплексном развитии территории (земельного участка, образованного из такого участка), может быть прекращена в том числе по требованию арендодателя при расторжении такого договора (п. 2.2 ст. 46 ЗК РФ).
Статья: Уступка права аренды земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Статья: Земельные ресурсы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Дефицит свободных земельных участков препятствует реализации Закона Иркутской области о бесплатном предоставлении земельных участков для отдельных категорий граждан, в первую очередь многодетных семей, участников СВО, в части имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и в целом для стимулирования как массовой застройки, так и для индивидуального жилищного строительства, в том числе для реализации программ переселения граждан из аварийного жилья, строительства жилья для детей-сирот и т.д.
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Дефицит свободных земельных участков препятствует реализации Закона Иркутской области о бесплатном предоставлении земельных участков для отдельных категорий граждан, в первую очередь многодетных семей, участников СВО, в части имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и в целом для стимулирования как массовой застройки, так и для индивидуального жилищного строительства, в том числе для реализации программ переселения граждан из аварийного жилья, строительства жилья для детей-сирот и т.д.
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)В условиях так называемых международных санкций LegalTech позволяет предоставлять качественную юридическую помощь физическим лицам и небольшим компаниям, предлагая комплекты юридических документов для открытия компании, регистрации товарного знака, получения разрешения на строительство объекта недвижимости, осуществления бракоразводного процесса, получения земельного участка под строительство объекта инвестиции, например мини-гостиницы, регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, получения льготного кредита субъектом малого и среднего предпринимательства.
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)В условиях так называемых международных санкций LegalTech позволяет предоставлять качественную юридическую помощь физическим лицам и небольшим компаниям, предлагая комплекты юридических документов для открытия компании, регистрации товарного знака, получения разрешения на строительство объекта недвижимости, осуществления бракоразводного процесса, получения земельного участка под строительство объекта инвестиции, например мини-гостиницы, регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, получения льготного кредита субъектом малого и среднего предпринимательства.
Статья: Правовой конфликт в механизмах защиты гражданских прав
(Степин А.Б.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 4)В механизмах защиты гражданских прав конфликты определяют положение участников правоотношения, которые одновременно или последовательно могут находиться в сфере гражданских и административно-правовых отношений, как, например, субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом определяющим для защиты является то, в сфере каких отношений реализуются субъективные права (обращение, обеспечение) и исполняются обязанности (восстановление). Другой особенностью конфликтов является отражение правового положения объектов гражданских прав при реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации), наличии объекта недвижимости (объект незавершенного строительства) и вновь возводимого объекта <17> и др.
(Степин А.Б.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 4)В механизмах защиты гражданских прав конфликты определяют положение участников правоотношения, которые одновременно или последовательно могут находиться в сфере гражданских и административно-правовых отношений, как, например, субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом определяющим для защиты является то, в сфере каких отношений реализуются субъективные права (обращение, обеспечение) и исполняются обязанности (восстановление). Другой особенностью конфликтов является отражение правового положения объектов гражданских прав при реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации), наличии объекта недвижимости (объект незавершенного строительства) и вновь возводимого объекта <17> и др.