Предоставление персональных данных по запросу государственных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление персональных данных по запросу государственных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Контроль Роскомнадзора в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)"...составлен протокол об административном правонарушении в отношении хххх, в котором указано, что хххх не представил в Терриориальный отдел... Роскомнадзора... сведений (информации), представление которых предусмотрено Федеральным законом... "О персональных данных"... Территориальным органом... Роскомнадзора... направлен запрос в адрес хххх... о предоставлении уведомления об обработке персональных данных (о намерении осуществлять обработку персональных данных) или иных сведений (информации) об обработке персональных данных граждан...
(КонсультантПлюс, 2025)"...составлен протокол об административном правонарушении в отношении хххх, в котором указано, что хххх не представил в Терриориальный отдел... Роскомнадзора... сведений (информации), представление которых предусмотрено Федеральным законом... "О персональных данных"... Территориальным органом... Роскомнадзора... направлен запрос в адрес хххх... о предоставлении уведомления об обработке персональных данных (о намерении осуществлять обработку персональных данных) или иных сведений (информации) об обработке персональных данных граждан...
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2024 N 18АП-7390/2024 по делу N А76-27565/2023
Требование: Об отмене определения о завершении процедуры реализации имущества должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Ошибочное указание отчества должника в ответах на запросы государственных органов, при условии совпадения ИНН гражданина и иных персональных данных, указанных в запросе, не свидетельствует о том, что представленная информация является недостоверной.
Требование: Об отмене определения о завершении процедуры реализации имущества должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Ошибочное указание отчества должника в ответах на запросы государственных органов, при условии совпадения ИНН гражданина и иных персональных данных, указанных в запросе, не свидетельствует о том, что представленная информация является недостоверной.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недостатки и преимущества российской Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют
(Алексеенко А.П.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Концепция основывается на идее деанонимизации владельцев цифровых валют. Для достижения абсолютной прозрачности операций с криптовалютами указывается на необходимость применения сервиса "Прозрачный блокчейн" <5>, предназначенного для отслеживания операций пользователей. Предлагается осуществлять проверку всех транзакций с цифровой валютой (криптовалютой); проводить идентификацию участников операции обмена цифровой валюты на фиатные деньги; хранить и по запросу государственных органов предоставлять информацию о сделке, включая персональные данные сторон; контролировать происхождение и направление цифровой валюты.
(Алексеенко А.П.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Концепция основывается на идее деанонимизации владельцев цифровых валют. Для достижения абсолютной прозрачности операций с криптовалютами указывается на необходимость применения сервиса "Прозрачный блокчейн" <5>, предназначенного для отслеживания операций пользователей. Предлагается осуществлять проверку всех транзакций с цифровой валютой (криптовалютой); проводить идентификацию участников операции обмена цифровой валюты на фиатные деньги; хранить и по запросу государственных органов предоставлять информацию о сделке, включая персональные данные сторон; контролировать происхождение и направление цифровой валюты.
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о предоставлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о предоставлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"10. Подтверждение соответствия индивидуальных предпринимателей и организаций, за исключением организаций финансового рынка, указанных в части 4 настоящей статьи, критерию, указанному в пункте 3 части 8 настоящей статьи, осуществляется путем предоставления организации, осуществляющей аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, по ее запросу информации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
(ред. от 28.12.2024)
"Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"10. Подтверждение соответствия индивидуальных предпринимателей и организаций, за исключением организаций финансового рынка, указанных в части 4 настоящей статьи, критерию, указанному в пункте 3 части 8 настоящей статьи, осуществляется путем предоставления организации, осуществляющей аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, по ее запросу информации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, перечень и порядок представления которой определяются Правительством Российской Федерации, включая персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну;
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, перечень и порядок представления которой определяются Правительством Российской Федерации, включая персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну;
Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работниковЕсли принято решение, что ведется журнал учета выдачи персональных данных работников организациям и государственным органам, в нем целесообразно фиксировать реквизиты поступающих запросов и сведения о направившем запрос лице, цель получения персональных данных, их состав и принадлежность, сведения о передаче или об отказе в их предоставлении в случае, если нет правового основания исполнить запрос.
Статья: Гражданско-правовой статус операторов онлайн-платформ: неопределенное настоящее и возможное будущее
(Краснова С.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 1, 2)<26> Настоящее исследование не охватывает публичные требования к операторам по защите персональных данных, предоставлению определенной информации государственным органам и т.п. Также в силу ограниченного формата статьи не анализируется гражданско-правовая обязанность оператора по обеспечению прозрачности ранжирования результатов поиска по запросу пользователя и рейтингования пользователей.
(Краснова С.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 1, 2)<26> Настоящее исследование не охватывает публичные требования к операторам по защите персональных данных, предоставлению определенной информации государственным органам и т.п. Также в силу ограниченного формата статьи не анализируется гражданско-правовая обязанность оператора по обеспечению прозрачности ранжирования результатов поиска по запросу пользователя и рейтингования пользователей.
Вопрос: Должен ли работодатель отвечать на запрос полиции о представлении сведений о работниках, в частности паспортных данных, номеров телефонов? Если должен, то в какой срок?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Полиция имеет право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением определенных случаев (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ)).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Полиция имеет право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением определенных случаев (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ)).
Готовое решение: Что учесть в связи с созданием межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости
(КонсультантПлюс, 2025)запрашивать у органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, например о хозяйствующих субъектах, у которых объемы предоставляемых услуг по заключенным государственным (муниципальным) контрактам не соответствуют численности работников, указанной в отчетности;
(КонсультантПлюс, 2025)запрашивать у органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, например о хозяйствующих субъектах, у которых объемы предоставляемых услуг по заключенным государственным (муниципальным) контрактам не соответствуют численности работников, указанной в отчетности;
Статья: Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Содержащаяся в НРЭР информация носит специальный характер, а ее анализ требует не просто профессиональной подготовки, а научного подхода. Следовательно, она адресована не гражданам, чьи персональные данные она отражает, а публичным субъектам, полномочным принимать решения по вопросам преодоления последствий радиационного воздействия. Она предоставляется Министерством здравоохранения РФ по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в пределах их компетенции <12>.
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Содержащаяся в НРЭР информация носит специальный характер, а ее анализ требует не просто профессиональной подготовки, а научного подхода. Следовательно, она адресована не гражданам, чьи персональные данные она отражает, а публичным субъектам, полномочным принимать решения по вопросам преодоления последствий радиационного воздействия. Она предоставляется Министерством здравоохранения РФ по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в пределах их компетенции <12>.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Обработка персональных данных при отсутствии согласия субъекта персональных данных может осуществляться и в случае, когда на то есть прямое указание в законодательстве РФ. При этом данная норма оперирует термином "законодательство Российской Федерации", тем самым допуская наличие соответствующих положений не только в федеральных законах, но и в постановлениях Правительства РФ, актах органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. При этом требования законодательства иных государств, даже если они могут быть применимы к оператору в силу ведения им деятельности на территории таких государств или в силу экстерриториального характера таких актов, не охватываются рассматриваемым основанием. Аналогичным образом не являются обязательными для российских операторов запросы иностранных государственных органов о предоставлении персональных данных, за исключением случаев, когда такие запросы могут направляться в соответствии с действующими международными договорами РФ. Данный подход вытекает из принципа национального суверенитета и является типичным для любого государства. В качестве примера можно привести положения GDPR, согласно которым любое решение иностранного суда или государственного органа, которое обязывает оператора или обработчика предоставить персональные данные, является действительным только в рамках существующих международных соглашений, существующих между таким иностранным государством и страной - членом ЕС, на территории которой находится такой оператор или обработчик (ст. 48 GDPR). Данный подход последовательно отражен и в позиции европейских регуляторов, согласно которой требования американских государственных органов, адресованные европейским компаниям о предоставлении информации в рамках US Clarifying Overseas Use of Data Act 2018 (CLOUD Act), являются юридически обязательными для них только при наличии международного договора <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Обработка персональных данных при отсутствии согласия субъекта персональных данных может осуществляться и в случае, когда на то есть прямое указание в законодательстве РФ. При этом данная норма оперирует термином "законодательство Российской Федерации", тем самым допуская наличие соответствующих положений не только в федеральных законах, но и в постановлениях Правительства РФ, актах органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. При этом требования законодательства иных государств, даже если они могут быть применимы к оператору в силу ведения им деятельности на территории таких государств или в силу экстерриториального характера таких актов, не охватываются рассматриваемым основанием. Аналогичным образом не являются обязательными для российских операторов запросы иностранных государственных органов о предоставлении персональных данных, за исключением случаев, когда такие запросы могут направляться в соответствии с действующими международными договорами РФ. Данный подход вытекает из принципа национального суверенитета и является типичным для любого государства. В качестве примера можно привести положения GDPR, согласно которым любое решение иностранного суда или государственного органа, которое обязывает оператора или обработчика предоставить персональные данные, является действительным только в рамках существующих международных соглашений, существующих между таким иностранным государством и страной - членом ЕС, на территории которой находится такой оператор или обработчик (ст. 48 GDPR). Данный подход последовательно отражен и в позиции европейских регуляторов, согласно которой требования американских государственных органов, адресованные европейским компаниям о предоставлении информации в рамках US Clarifying Overseas Use of Data Act 2018 (CLOUD Act), являются юридически обязательными для них только при наличии международного договора <1>.
Статья: Теоретические основы привлечения сотрудников МФЦ к административной ответственности: проблемы и пути решения
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)- своевременная передача органу, предоставляющему государственную услугу, органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)- своевременная передача органу, предоставляющему государственную услугу, органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. В прежней (первоначальной) редакции ч. 2 комментируемой статьи устанавливалось, что запрос заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, в орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо в подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона государственных и муниципальных услуг, о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в таких органе или организации в целях и объеме, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. В прежней (первоначальной) редакции ч. 2 комментируемой статьи устанавливалось, что запрос заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, в орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо в подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона государственных и муниципальных услуг, о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в таких органе или организации в целях и объеме, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".