Предмет муниципального права

Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет муниципального права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2021 N 310-ЭС21-2762 по делу N А14-21954/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным приказа уполномоченного органа об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, обязании принять решение о предоставлении в аренду лесного участка.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено расположение испрашиваемого участка на землях лесного фонда, являющихся защитными лесами.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
При этом апелляционный суд исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:6982 отнесен к категории земель лесного фонда; испрашиваемый обществом в целях добычи полезных ископаемых лесной участок является частью названного земельного участка и относится к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов в зеленой зоне, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями; испрашиваемая часть земельного участка не прошла кадастровый учет, право государственной или муниципальной собственности в его отношении не зарегистрировано, в связи с чем не может являться предметом договора аренды.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)
С вопросами ведения и полномочиями местного самоуправления связана его идентификация как самостоятельной формы публичной власти. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения является конституционным принципом, без которого немыслимо существование самого этого института власти. Тем не менее в результате появления многочисленных законодательных конструкций, направленных на огосударствление местного самоуправления, оно начинает терять свою идентичность. Что же представляет собой законодательный механизм закрепления компетенции местного самоуправления? Для начала рассмотрим понятийный аппарат исследуемых явлений. Так, Ю.А. Тихомиров относит к элементам компетенции: 1) нормативно установленные цели; 2) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия; 3) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий <1>. Согласно определениям, данным В.И. Фадеевым, закрепляемые нормами муниципального права предметы ведения местного самоуправления определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований <2>. Среди предметов ведения местного самоуправления можно выделить: 1) вопросы местного значения (ст. 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3> (далее - Закон N 131-ФЗ)); 2) вопросы местного значения, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) для сельских поселений (ч. 3 ст. 14), для городских округов с внутригородским делением (ч. 3 ст. 16), для внутригородского района (ч. 2 ст. 16.2); 3) вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, по которым органы местного самоуправления вправе принимать решения (ст. 14.1, 15.1, 16.1). Большим разнообразием отличается порядок закрепления полномочий органов местного самоуправления: 1) полномочия по вопросам местного значения (ст. 17), в том числе исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления (ч. 10 ст. 35), и полномочия, которые не могут быть отнесены при перераспределении к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (ч. 1.2 ст. 17); 2) полномочия по организации собственной деятельности (предусмотренные соответствующими регламентами, положениями, инструкциями и т.п.); 3) полномочия, передаваемые по соглашению между органами местного самоуправления отдельных поселений и муниципальных районов (ч. 4 ст. 15); 4) полномочия по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения (ст. 14.1, 15.1, 16.1); 5) делегированные государственные полномочия (глава 4); 6) перераспределенные полномочия согласно законам субъекта РФ (ч. 1.2 ст. 17); 7) инкорпорированные государственные полномочия <4>.

Нормативные акты

Решение Омского УФАС России от 31.03.2023 N 055/10/18.1-323/2023
Обстоятельства: Поступила жалоба Заявителя, который полагает, что информационное сообщение о проведении торгов содержит недостоверные сведения, что не позволило ИП подать заявку на участие в аукционе.
Решение: Признать жалобу необоснованной.
Соответственно, земельный участок не может являться самостоятельным предметом аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Также указанный земельный участок не может являться предметом аукциона по приватизации государственного и муниципального имущества.
Решение Кемеровского УФАС России от 01.03.2023 по делу N 042/06/33-183/2023
Нарушение: п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.
Поскольку предметом контракта является "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в муниципальную собственность", что не подпадает под исключения, установленные статьей 95 ФЗ N 44-ФЗ, заказчиком нарушены требования указанной нормы права.