Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18.10 "Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации" КоАП РФ"Утверждение в жалобе о том, что имеются основания для исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 (в редакции от 15 декабря 2020 года) "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", состоятельным признать нельзя.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""При таких обстоятельствах, учитывая вменные заявителю сроки уклонения от выезда из Российской Федерации, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку срок временного пребывания в Российской Федерации, установленный абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", с учетом положений Указа Президента РФ N 364 от 15 июня 2021 года "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", на момент окончания установленного срока пребывания - 30 апреля 2022 года не истек."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные направления реформирования современного миграционного законодательства в России (по материалам законопроекта о правовом положении иностранных граждан)
(Безруков А.В., Невирко Д.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)Потребность в подобном акте назрела довольно давно. Действующие на данный момент законы, регламентирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, были приняты в период (в большей части) с 2002 по 2006 г. За последние 19 лет миграционные отношения постоянно изменялись, однако совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере носило в основном фрагментарный характер, что в конечном итоге привело к возникновению ряда пробелов, коллизий, "казуальности" норм и иных нарушений правил юридической техники, что, по мнению многих ученых, приводит к "раздуванию" миграционного законодательства <3>. Сами по себе вышеуказанные недостатки не имеют существенного негативного влияния на миграционные отношения, однако они "размывают" саму концепцию регулирования миграционных отношений, которая была изначально заложена авторами законопроектов, и не предлагают ничего взамен. Неудивительно, что все чаще специалисты говорят о необходимости создания миграционного кодекса <4>, что позволило бы упорядочить и систематизировать основные категории и институты законодательства в сфере миграции, привести правовой понятийный аппарат и терминологию в сфере миграции в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепить компетенцию органов государственной власти, местного самоуправления и административные процедуры в сфере миграции и др. <5>. Представленный проект хотя и не является кодексом, но вполне приблизился к такого рода правовым актам по содержанию.
(Безруков А.В., Невирко Д.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)Потребность в подобном акте назрела довольно давно. Действующие на данный момент законы, регламентирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, были приняты в период (в большей части) с 2002 по 2006 г. За последние 19 лет миграционные отношения постоянно изменялись, однако совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере носило в основном фрагментарный характер, что в конечном итоге привело к возникновению ряда пробелов, коллизий, "казуальности" норм и иных нарушений правил юридической техники, что, по мнению многих ученых, приводит к "раздуванию" миграционного законодательства <3>. Сами по себе вышеуказанные недостатки не имеют существенного негативного влияния на миграционные отношения, однако они "размывают" саму концепцию регулирования миграционных отношений, которая была изначально заложена авторами законопроектов, и не предлагают ничего взамен. Неудивительно, что все чаще специалисты говорят о необходимости создания миграционного кодекса <4>, что позволило бы упорядочить и систематизировать основные категории и институты законодательства в сфере миграции, привести правовой понятийный аппарат и терминологию в сфере миграции в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепить компетенцию органов государственной власти, местного самоуправления и административные процедуры в сфере миграции и др. <5>. Представленный проект хотя и не является кодексом, но вполне приблизился к такого рода правовым актам по содержанию.
Статья: Обеспечение миграционной безопасности в условиях современной России
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Указанная мера в значительной степени будет способствовать сохранению социального спокойствия и одновременно устойчивому экономическому развитию страны. В этой связи представляется весьма полезным опыт Республики Беларусь, в которой подобные ограничения уже действуют. Интересными с точки зрения развития предложения об ограничения въезда семьи мигранта представляются положения ст. 55 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. N 105-3 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" <14>, определяющие право на воссоединение семьи (ст. 55).
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Указанная мера в значительной степени будет способствовать сохранению социального спокойствия и одновременно устойчивому экономическому развитию страны. В этой связи представляется весьма полезным опыт Республики Беларусь, в которой подобные ограничения уже действуют. Интересными с точки зрения развития предложения об ограничения въезда семьи мигранта представляются положения ст. 55 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. N 105-3 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" <14>, определяющие право на воссоединение семьи (ст. 55).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"Статья 13. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
(ред. от 24.06.2025)
"О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"Статья 13. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Статья: Иностранный гражданин как специальный субъект дисциплинарной ответственности
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)Трудовое законодательство не содержит норм, предусматривающих специальную дисциплинарную ответственность для иностранных граждан и апатридов. В связи с изложенным актуален вопрос ее введения. Цель данной работы заключается в выявлении особенностей правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могли бы стать основаниями для отнесения такой категории работников к специальному субъекту дисциплинарной ответственности. Исследование проводилось на основе методов сравнительного анализа и синтеза, формально-юридического анализа, а также общенаучных методов познания. Научная новизна выражается в формулировании вывода о целесообразности применения к указанной категории работников специальной дисциплинарной ответственности в виде расторжения трудового договора в случае несообщения либо несвоевременного сообщения работодателю о возникновении обстоятельств, с которым законодательство связывает обязанность сторон прекратить трудовой договор. Также предлагается запретить работодателям, финансируемым за счет бюджетных средств, принимать на работу иностранных граждан (апатридов), ранее уволенных за виновные действия.
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)Трудовое законодательство не содержит норм, предусматривающих специальную дисциплинарную ответственность для иностранных граждан и апатридов. В связи с изложенным актуален вопрос ее введения. Цель данной работы заключается в выявлении особенностей правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могли бы стать основаниями для отнесения такой категории работников к специальному субъекту дисциплинарной ответственности. Исследование проводилось на основе методов сравнительного анализа и синтеза, формально-юридического анализа, а также общенаучных методов познания. Научная новизна выражается в формулировании вывода о целесообразности применения к указанной категории работников специальной дисциплинарной ответственности в виде расторжения трудового договора в случае несообщения либо несвоевременного сообщения работодателю о возникновении обстоятельств, с которым законодательство связывает обязанность сторон прекратить трудовой договор. Также предлагается запретить работодателям, финансируемым за счет бюджетных средств, принимать на работу иностранных граждан (апатридов), ранее уволенных за виновные действия.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Части 1 и 2 ст. 267 КАС РФ устанавливают срок обращения в суд с административным исковым заявлением о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение (центр временного содержания иностранных граждан) или продлении срока содержания в таком учреждении. Административное исковое заявление о помещение иностранного гражданина в специальное учреждение должно быть подано в суд в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение по решению уполномоченного органа. Установление указанного срока связано с тем, что нахождение иностранного гражданина в центре временного содержания иностранных граждан по решению уполномоченного органа возможно не более 48 часов, после истечения которых он должен быть освобожден (п. 9, 9.3 ст. 31 и п. 4, 5 ст. 32.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Как указывалось ранее, установление указанного срока имеет конституционную основу (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ). Так, Конституционный Суд РФ известным Постановлением от 17.02.1998 N 6-П признал положение ч. 2 ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (утратил силу с даты вступления в силу Закона о правовом положении иностранных граждан), согласно которому иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о выдворении из пределов Российской Федерации, в случае уклонения от выезда подлежит с санкции прокурора задержанию на срок, необходимый для выдворения, не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 22 и 46, в той мере, в какой оно допускает продление срока задержания указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Части 1 и 2 ст. 267 КАС РФ устанавливают срок обращения в суд с административным исковым заявлением о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение (центр временного содержания иностранных граждан) или продлении срока содержания в таком учреждении. Административное исковое заявление о помещение иностранного гражданина в специальное учреждение должно быть подано в суд в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение по решению уполномоченного органа. Установление указанного срока связано с тем, что нахождение иностранного гражданина в центре временного содержания иностранных граждан по решению уполномоченного органа возможно не более 48 часов, после истечения которых он должен быть освобожден (п. 9, 9.3 ст. 31 и п. 4, 5 ст. 32.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Как указывалось ранее, установление указанного срока имеет конституционную основу (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ). Так, Конституционный Суд РФ известным Постановлением от 17.02.1998 N 6-П признал положение ч. 2 ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (утратил силу с даты вступления в силу Закона о правовом положении иностранных граждан), согласно которому иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о выдворении из пределов Российской Федерации, в случае уклонения от выезда подлежит с санкции прокурора задержанию на срок, необходимый для выдворения, не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 22 и 46, в той мере, в какой оно допускает продление срока задержания указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
Статья: Влияние конституционной реформы 2020 г. на деятельность Главы государства и Правительства Российской Федерации по государственному управлению в сфере здравоохранения
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)<14> Указ Президента РФ от 18 апреля 2020 г. N 274 (ред. от 02.01.2021) "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СЗ РФ. 2020. N 16. Ст. 2573.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)<14> Указ Президента РФ от 18 апреля 2020 г. N 274 (ред. от 02.01.2021) "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СЗ РФ. 2020. N 16. Ст. 2573.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)На основе и в целях конкретизации общих положений указанного федерального кодифицированного системообразующего закона могут приниматься (издаваться) и другие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие, в частности, особенности правового статуса отдельных видов (систем) органов исполнительной власти, отдельных категорий физических лиц и организаций, особенности применения отдельных мер административно-правового принуждения, в том числе мер административной ответственности. В числе таких нормативных правовых актов можно, в частности, выделить Федеральные законы о государственной службе, об общественных объединениях, о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, о лицензировании отдельных видов деятельности, о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)На основе и в целях конкретизации общих положений указанного федерального кодифицированного системообразующего закона могут приниматься (издаваться) и другие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие, в частности, особенности правового статуса отдельных видов (систем) органов исполнительной власти, отдельных категорий физических лиц и организаций, особенности применения отдельных мер административно-правового принуждения, в том числе мер административной ответственности. В числе таких нормативных правовых актов можно, в частности, выделить Федеральные законы о государственной службе, об общественных объединениях, о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, о лицензировании отдельных видов деятельности, о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" в целях применения данного Закона включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан. В связи с этим далее под иностранными гражданами понимаются в том числе лица без гражданства.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" в целях применения данного Закона включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан. В связи с этим далее под иностранными гражданами понимаются в том числе лица без гражданства.