Правосубъектность публично-правовых обрАзований
Подборка наиболее важных документов по запросу Правосубъектность публично-правовых обрАзований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)6.1. Виды и правосубъектность публично-правовых образований
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)6.1. Виды и правосубъектность публично-правовых образований
Статья: Развитие норм о субъектах права в кодификациях гражданского законодательства
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Ключевые слова: кодекс; правовой статус; правосубъектность; публично-правовые образования; субъект права; физические лица; юридические лица.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Ключевые слова: кодекс; правовой статус; правосубъектность; публично-правовые образования; субъект права; физические лица; юридические лица.
Статья: Усмотрение публично-правовых образований при участии в договорных правоотношениях
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)<4> Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)<4> Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
Статья: Парадигма суда как субъекта права
(Солянко П.Б.)
("Российский судья", 2024, N 9)<7> См., например: Гордеева Ж.А. Правоспособность и дееспособность юридического лица публичного права // Вопросы экономики и права. 2009. N 11. С. 11 - 13; Еникеев З.И. Правосубъектность органов государственной власти Республики Башкортостан // Евразийский юридический журнал. 2011. N 6. С. 86 - 88; Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. N 5. С. 27 - 36; Бабаков В.А. Правосубъектность государства и его органов: современное состояние и перспективы развития // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. N 4. С. 95 - 100; Мариян В.Г. Некоторые проблемы правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10 - 30 и др.
(Солянко П.Б.)
("Российский судья", 2024, N 9)<7> См., например: Гордеева Ж.А. Правоспособность и дееспособность юридического лица публичного права // Вопросы экономики и права. 2009. N 11. С. 11 - 13; Еникеев З.И. Правосубъектность органов государственной власти Республики Башкортостан // Евразийский юридический журнал. 2011. N 6. С. 86 - 88; Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. N 5. С. 27 - 36; Бабаков В.А. Правосубъектность государства и его органов: современное состояние и перспективы развития // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. N 4. С. 95 - 100; Мариян В.Г. Некоторые проблемы правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10 - 30 и др.
Статья: Правосубъектность федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 6)Подход к разрешению проблемы правосубъектности публично-правовых образований несколько раз предпринимал Конституционный Суд РФ. Так, в Определении от 4 декабря 1997 г. N 139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и простом векселе" он указал, что публично-правовые субъекты участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права, преследующих частные интересы. Далее, в Определении от 5 июля 2005 г. N 297-О Конституционный Суд РФ выделил два способа регламентации гражданско-правового статуса публично-правовых образований: 1) наличие специальных норм об участии их в гражданских правоотношениях и 2) нормы о юридических лицах, не применяемые к государственным и муниципальным образованиям, исходя из их публично-властной природы (например, нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица и т.д.).
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 6)Подход к разрешению проблемы правосубъектности публично-правовых образований несколько раз предпринимал Конституционный Суд РФ. Так, в Определении от 4 декабря 1997 г. N 139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и простом векселе" он указал, что публично-правовые субъекты участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права, преследующих частные интересы. Далее, в Определении от 5 июля 2005 г. N 297-О Конституционный Суд РФ выделил два способа регламентации гражданско-правового статуса публично-правовых образований: 1) наличие специальных норм об участии их в гражданских правоотношениях и 2) нормы о юридических лицах, не применяемые к государственным и муниципальным образованиям, исходя из их публично-властной природы (например, нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица и т.д.).
Статья: Гражданско-правовой анализ категории "публичное юридическое лицо" на примере юридических лиц - органов публичной власти
(Дондоков Ж.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Ключевые слова: публичное юридическое лицо, юридическое лицо публичного права, частное право, орган власти, правосубъектность, учреждение, публично-правовое образование, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальное образование, интерес, дуализм.
(Дондоков Ж.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Ключевые слова: публичное юридическое лицо, юридическое лицо публичного права, частное право, орган власти, правосубъектность, учреждение, публично-правовое образование, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальное образование, интерес, дуализм.
Статья: Диффамация в адрес публично-правовых образований: сущность, виды и противостояние с позиций гражданского права
(Парыгина Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Итак, способы защиты чести и достоинства граждан, деловой репутации граждан и юридических лиц во многом не соответствуют возможностям и потребностям государства, субъектов Федерации, муниципальных образований. К большинству указанных способов формально применима аналогия закона, из-под ее действия следует вывести только компенсацию морального вреда. Малоэффективными для целей защиты репутации публично-правовых образований представляются осуществляемые в судебном порядке опровержение ложных порочащих сведений, опубликование ответа на них, признание сведений не соответствующими действительности, возмещение убытков. Целесообразными видятся те способы защиты, которые ведут к пресечению противоправных действий. Однако специфике правосубъектности публично-правовых образований в наибольшей степени отвечают не правовые, а политические меры воздействия на нарушителя. Максимально продуктивным и оперативным способом защиты прав при диффамации в отношении публично-правового образования выступает самозащита, которая и должна прежде всего применяться при подобных посягательствах на публичные интересы.
(Парыгина Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Итак, способы защиты чести и достоинства граждан, деловой репутации граждан и юридических лиц во многом не соответствуют возможностям и потребностям государства, субъектов Федерации, муниципальных образований. К большинству указанных способов формально применима аналогия закона, из-под ее действия следует вывести только компенсацию морального вреда. Малоэффективными для целей защиты репутации публично-правовых образований представляются осуществляемые в судебном порядке опровержение ложных порочащих сведений, опубликование ответа на них, признание сведений не соответствующими действительности, возмещение убытков. Целесообразными видятся те способы защиты, которые ведут к пресечению противоправных действий. Однако специфике правосубъектности публично-правовых образований в наибольшей степени отвечают не правовые, а политические меры воздействия на нарушителя. Максимально продуктивным и оперативным способом защиты прав при диффамации в отношении публично-правового образования выступает самозащита, которая и должна прежде всего применяться при подобных посягательствах на публичные интересы.
Статья: Проблемы регулирования экономического обеспечения публично-правовых территорий в Российской Федерации
(Новиков В.Б.)
("Цивилист", 2025, N 3)Таким образом, экономическая база публично-правового образования имела единовременный характер правоустановления. Момент официальной передачи активов утвердил позиции правосубъектности рассматриваемого публично-правового образования.
(Новиков В.Б.)
("Цивилист", 2025, N 3)Таким образом, экономическая база публично-правового образования имела единовременный характер правоустановления. Момент официальной передачи активов утвердил позиции правосубъектности рассматриваемого публично-правового образования.
Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Отметим, что в развитие идей С.Н. Братуся о гражданской правосубъектности государства как "казны, управляющей тем государственным имуществом, которое еще не поступило в распоряжение госорганов", и прежде всего - средствами госбюджета <12>, его коллега и последователь М.И. Брагинский еще до принятия Основ гражданского законодательства 1991 г. указывал, что "государственным имуществом управляет не один субъект-государство, а определенная система государственных образований - Союз ССР, союзные и автономные республики и административно-территориальные единицы, действующие в качестве особых коллективных субъектов гражданского права" со своими бюджетами <13>. Ведь за такими субъектами гражданского права стоят соответствующие бюджеты (по его выражению, "звенья бюджетной системы"), составляющие основу государственного имущества, не распределенного между государственными юридическими лицами, которые и делают возможным участие этих "бюджетных звеньев" в связи с исполнением соответствующего бюджета не только в финансовых, но и в гражданских правоотношениях <14>. Этот подход М.И. Брагинского, являвшегося одним из активных участников рабочей группы по созданию Основ гражданского законодательства 1991 г. и ГК РФ 1994 г., нашел отражение в содержании соответствующих норм названных законодательных актов, касавшихся гражданской правосубъектности государства (публично-правовых образований).
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Отметим, что в развитие идей С.Н. Братуся о гражданской правосубъектности государства как "казны, управляющей тем государственным имуществом, которое еще не поступило в распоряжение госорганов", и прежде всего - средствами госбюджета <12>, его коллега и последователь М.И. Брагинский еще до принятия Основ гражданского законодательства 1991 г. указывал, что "государственным имуществом управляет не один субъект-государство, а определенная система государственных образований - Союз ССР, союзные и автономные республики и административно-территориальные единицы, действующие в качестве особых коллективных субъектов гражданского права" со своими бюджетами <13>. Ведь за такими субъектами гражданского права стоят соответствующие бюджеты (по его выражению, "звенья бюджетной системы"), составляющие основу государственного имущества, не распределенного между государственными юридическими лицами, которые и делают возможным участие этих "бюджетных звеньев" в связи с исполнением соответствующего бюджета не только в финансовых, но и в гражданских правоотношениях <14>. Этот подход М.И. Брагинского, являвшегося одним из активных участников рабочей группы по созданию Основ гражданского законодательства 1991 г. и ГК РФ 1994 г., нашел отражение в содержании соответствующих норм названных законодательных актов, касавшихся гражданской правосубъектности государства (публично-правовых образований).
Статья: Публичный партнер по законодательству о государственно-частном партнерстве: основы и проблемы правового статуса
(Долинская В.В.)
("Современное право", 2023, N 6)Ключевые слова: государственно-частное партнерство; государственные органы; законодательство; иерархия источников права; правосубъектность; публично-правовые образования; публичный партнер.
(Долинская В.В.)
("Современное право", 2023, N 6)Ключевые слова: государственно-частное партнерство; государственные органы; законодательство; иерархия источников права; правосубъектность; публично-правовые образования; публичный партнер.
Статья: Репутация публично-правового образования и возможность ее недобросовестной деформации
(Парыгина Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<35> См.: Пятков Д.В. Закон как форма реализации гражданской правосубъектности публично-правового образования // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. N 21-1. С. 161.
(Парыгина Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<35> См.: Пятков Д.В. Закон как форма реализации гражданской правосубъектности публично-правового образования // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. N 21-1. С. 161.