Право собственности ликвидированного юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности ликвидированного юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 198 АПК РФ "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными"2.1.4. Отказ регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления ликвидированного продавца-юрлица или умершего продавца-физлица, не имеющего наследников, может быть обжалован в суд (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в сфере регистрации прав на недвижимость (в т.ч. в области кадастрового учета): Заявитель не согласен с отказом в регистрации (приостановкой регистрации) права (доли в праве) собственности на недвижимость (кроме земли)
(КонсультантПлюс, 2025)Отказано в регистрации права на недвижимость (здание теплового узла), так как документы, подтверждающие право собственности продавца - ликвидированного юрлица, не представлены и в ЕГРН отсутствуют сведения о его правах на объект
(КонсультантПлюс, 2025)Отказано в регистрации права на недвижимость (здание теплового узла), так как документы, подтверждающие право собственности продавца - ликвидированного юрлица, не представлены и в ЕГРН отсутствуют сведения о его правах на объект
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости3. Применение норм о судебном порядке государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость в случаях смерти продавца - физического лица или ликвидации продавца - юридического лица
Нормативные акты
<Письмо> Росреестра от 23.06.2025 N 14-6114-ТГ/25
<По вопросу перехода права собственности на земельную долю в случае ликвидации юридического лица по решению его учредителей>
(вместе с <Письмом> Росреестра от 20.05.2025 N 11-4797-АБ/25, <Письмом> Минсельхоза России от 06.05.2025 N 15/1435)ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
<По вопросу перехода права собственности на земельную долю в случае ликвидации юридического лица по решению его учредителей>
(вместе с <Письмом> Росреестра от 20.05.2025 N 11-4797-АБ/25, <Письмом> Минсельхоза России от 06.05.2025 N 15/1435)ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 111
(ред. от 10.06.2025)
"О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании"Распоряжение оставшимся после удовлетворения требований кредиторов имуществом ликвидированной Компании, в том числе исключительными правами (интеллектуальной собственностью), принадлежавшими Компании на момент ликвидации, осуществляется в порядке, установленном учредителем.
(ред. от 10.06.2025)
"О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании"Распоряжение оставшимся после удовлетворения требований кредиторов имуществом ликвидированной Компании, в том числе исключительными правами (интеллектуальной собственностью), принадлежавшими Компании на момент ликвидации, осуществляется в порядке, установленном учредителем.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, при ликвидации продавца - юридического лица вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам гл. 24 АПК РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, при ликвидации продавца - юридического лица вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам гл. 24 АПК РФ.
Статья: Парето-эффективность залога и экспансия частного права: новая концепция залога в свете теории абстрактных вещных прав
(Шевелев А.Ю., Шевелев Г.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Представляется бесспорным, что принятие в качестве основной догмы залога абстрактной теории вещных прав позволяет ввести в орбиту действия залога бесхозяйные вещи, тем самым с правовой точки зрения интересы залогодержателя в ситуации утраты заложенной вещи собственника получают повышенную защиту, а залог - повышенную экономическую эффективность по Парето. Но с учетом положений действующего отечественного законодательства, где невозможно отказаться от права собственности до тех пор, пока другое лицо не приобрело аналогичное право на вещь, можно констатировать ограниченность случаев обнаружения вещей, реально не имеющих собственника. Например, к ним можно отнести движимые вещи, оставшиеся после ликвидации юридического лица, право собственности на которые учредители (участники) отказались приобрести, поскольку один конкретный собственник прекратил существование, а другое лицо отказалось занять место конкретного собственника. Все же несмотря на то, что предлагаемая нами теория позволит не оставить без внимания подобные вещи, наиболее эффективное применение она сможет найти в иностранных правопорядках, где собственник может отказаться от прав на вещь, не ожидая приобретения тех же прав другим лицом.
(Шевелев А.Ю., Шевелев Г.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Представляется бесспорным, что принятие в качестве основной догмы залога абстрактной теории вещных прав позволяет ввести в орбиту действия залога бесхозяйные вещи, тем самым с правовой точки зрения интересы залогодержателя в ситуации утраты заложенной вещи собственника получают повышенную защиту, а залог - повышенную экономическую эффективность по Парето. Но с учетом положений действующего отечественного законодательства, где невозможно отказаться от права собственности до тех пор, пока другое лицо не приобрело аналогичное право на вещь, можно констатировать ограниченность случаев обнаружения вещей, реально не имеющих собственника. Например, к ним можно отнести движимые вещи, оставшиеся после ликвидации юридического лица, право собственности на которые учредители (участники) отказались приобрести, поскольку один конкретный собственник прекратил существование, а другое лицо отказалось занять место конкретного собственника. Все же несмотря на то, что предлагаемая нами теория позволит не оставить без внимания подобные вещи, наиболее эффективное применение она сможет найти в иностранных правопорядках, где собственник может отказаться от прав на вещь, не ожидая приобретения тех же прав другим лицом.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 9 комментируемой статьи, введенная с 30 апреля 2021 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости, регламентирует государственную регистрацию перехода права собственности в случае ликвидации юридического лица или исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности продавца, являющегося юридическим лицом, право собственности которого на отчуждаемый объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 9 комментируемой статьи, введенная с 30 апреля 2021 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости, регламентирует государственную регистрацию перехода права собственности в случае ликвидации юридического лица или исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности продавца, являющегося юридическим лицом, право собственности которого на отчуждаемый объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН:
Статья: Новое слово Конституционного Суда Российской Федерации в защите права собственности и прав кредиторов
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Актуальность темы настоящей статьи обусловлена важнейшим вкладом Конституционного Суда РФ, внесенным в 2021 г. в защиту конституционного права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности путем принятия Постановления от 21 мая 2021 г. N 20-П <1>. Конституция РФ гарантирует вышеуказанные права, однако в некоторых случаях защитить их даже в судебном порядке было весьма проблематично. На практике возникают ситуации, при которых три конституционных права - право собственности (ст. 35), право на использование своего имущества для предпринимательской деятельности (ст. 35) и право на судебную защиту (ст. 46) - во взаимосвязи были недостаточно эффективны, что сказывается на общем состоянии защищенности прав и свобод человека в России. Одним из таких случаев была ситуация, когда юридическое лицо ликвидировалось по инициативе налогового органа в упрощенном порядке, при котором кредиторы не уведомляются персонально, дается только объявление в журнале "Вестник государственной регистрации". Прекращение деятельности (ликвидация) юридических лиц в административном порядке по инициативе налоговых органов происходит после выявления налоговым органом недостоверных сведений о юридическом лице и внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Такие юридические лица ликвидируются, при этом их кредиторы не уведомляются, как при обычной процедуре ликвидации. Зачастую при этом нарушаются права кредиторов, их право собственности, так как ликвидированные юридические лица - должники не возвращают долги. После ликвидации юридического лица было чрезвычайно трудно взыскать долги с его бывших руководителей без применения процедуры банкротства. Однако федеральный орган конституционного контроля поспособствовал решению данной проблемы.
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Актуальность темы настоящей статьи обусловлена важнейшим вкладом Конституционного Суда РФ, внесенным в 2021 г. в защиту конституционного права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности путем принятия Постановления от 21 мая 2021 г. N 20-П <1>. Конституция РФ гарантирует вышеуказанные права, однако в некоторых случаях защитить их даже в судебном порядке было весьма проблематично. На практике возникают ситуации, при которых три конституционных права - право собственности (ст. 35), право на использование своего имущества для предпринимательской деятельности (ст. 35) и право на судебную защиту (ст. 46) - во взаимосвязи были недостаточно эффективны, что сказывается на общем состоянии защищенности прав и свобод человека в России. Одним из таких случаев была ситуация, когда юридическое лицо ликвидировалось по инициативе налогового органа в упрощенном порядке, при котором кредиторы не уведомляются персонально, дается только объявление в журнале "Вестник государственной регистрации". Прекращение деятельности (ликвидация) юридических лиц в административном порядке по инициативе налоговых органов происходит после выявления налоговым органом недостоверных сведений о юридическом лице и внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Такие юридические лица ликвидируются, при этом их кредиторы не уведомляются, как при обычной процедуре ликвидации. Зачастую при этом нарушаются права кредиторов, их право собственности, так как ликвидированные юридические лица - должники не возвращают долги. После ликвидации юридического лица было чрезвычайно трудно взыскать долги с его бывших руководителей без применения процедуры банкротства. Однако федеральный орган конституционного контроля поспособствовал решению данной проблемы.
Статья: Распределение имущества корпорации как одно из последствий исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц: вопросы теории и практики
(Маврина Ю.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 4)Такое понимание подтверждается и нормами специального законодательства <3>. Прежде всего правилами Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество автоматически право собственности юридических лиц не прекращается в связи с ликвидацией и (или) исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, в названном Законе отсутствуют соответствующие правовые основания для прекращения права собственности названных юридических лиц. Примечательно, что и ст. 235 ГК РФ не называет в качестве оснований прекращения права собственности ни исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, ни ликвидацию. Налоговое законодательство также не содержит норм о прекращении налоговых обязательств в результате исключения юридического лица, и, по мнению профильных ведомств, прекращение деятельности юридического лица не всегда влечет списание кредиторской задолженности, в том числе налоговой <4>. Вышеприведенные указания свидетельствуют о том, что вопросы правовых последствий прекращения деятельности юридических лиц недоработаны и требуют более детальной регламентации с учетом взаимосвязи всех федеральных законов, имеющих выход на указанную проблематику.
(Маврина Ю.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 4)Такое понимание подтверждается и нормами специального законодательства <3>. Прежде всего правилами Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество автоматически право собственности юридических лиц не прекращается в связи с ликвидацией и (или) исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, в названном Законе отсутствуют соответствующие правовые основания для прекращения права собственности названных юридических лиц. Примечательно, что и ст. 235 ГК РФ не называет в качестве оснований прекращения права собственности ни исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, ни ликвидацию. Налоговое законодательство также не содержит норм о прекращении налоговых обязательств в результате исключения юридического лица, и, по мнению профильных ведомств, прекращение деятельности юридического лица не всегда влечет списание кредиторской задолженности, в том числе налоговой <4>. Вышеприведенные указания свидетельствуют о том, что вопросы правовых последствий прекращения деятельности юридических лиц недоработаны и требуют более детальной регламентации с учетом взаимосвязи всех федеральных законов, имеющих выход на указанную проблематику.
Вопрос: Организация планирует отказаться от права собственности на свое недвижимое имущество в пользу Департамента городского имущества и ликвидироваться. До какого момента организация будет нести бремя содержания недвижимого имущества?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация планирует отказаться от права собственности на свое недвижимое имущество в пользу Департамента городского имущества и ликвидироваться. До какого момента организация будет нести бремя содержания недвижимого имущества?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация планирует отказаться от права собственности на свое недвижимое имущество в пользу Департамента городского имущества и ликвидироваться. До какого момента организация будет нести бремя содержания недвижимого имущества?
Статья: Иностранные инвестиции в компанию с ограниченной ответственностью китайского права: история регулирования и актуальные проблемы
(Игнатенков Н.А.)
("Статут", 2024)В соглашении о создании кооперативного предприятия стороны закрепляли условия осуществления инвестиций, функционирования и управления, раздела доходов и продукции, распределения рисков и убытков, а также разрешали вопрос о переходе прав собственности на имущество после прекращения деятельности предприятия.
(Игнатенков Н.А.)
("Статут", 2024)В соглашении о создании кооперативного предприятия стороны закрепляли условия осуществления инвестиций, функционирования и управления, раздела доходов и продукции, распределения рисков и убытков, а также разрешали вопрос о переходе прав собственности на имущество после прекращения деятельности предприятия.