Право преимущественной покупки при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Подборка наиболее важных документов по запросу Право преимущественной покупки при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2021 по делу N 88-18406/2021
Категория спора: Продажа недвижимости.
Требования продавца: Об обязании заключить договор.
Обстоятельства: У ответчика возникла обязанность по оформлению договора купли-продажи, заключенного путем направления оферты и получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Решение: Отказано.
Ссылка Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на положения закона Тверской области от 09 апреля 2008 г. N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" и распоряжение администрации Тверской области от 01 февраля 2011 г. N 52-ра, как на основания для предъявление требований о понуждении к заключению договора купли-продажи, указывает на полномочия Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, но не свидетельствует о безусловном праве требования заключения договора.
Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2021 N 308-ЭС20-24142 по делу N А53-36284/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными отказов в регистрации права собственности на земельные участки, обязании зарегистрировать право собственности.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как извещения о намерении продать участки были направлены администрации уже после заключения договора купли-продажи. При совершении сделки нарушены положения ст. 8 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ввиду чего она является ничтожной и не может служить основанием для регистрации за обществом права собственности на участки.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями статей 2, 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пришли к выводу о законности решений управления Росреестра об отказе в совершении регистрационных действий в связи с нарушением при заключении договора купли-продажи от 23.12.2013 норм статьи 8 Закона N 101-ФЗ, влекущими ничтожность указанной сделки. Суды установили, что извещение о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения направлено администрации 16.04.2014, а правительству - 28.04.2014. То есть извещения о намерении продать земельные участки направлены уже после совершения сделки купли-продажи с учетом внесения покупателем полной оплаты за недвижимое имущество 23.12.2013 и 11.04.2014. Поскольку данная сделка совершена с нарушением преимущественного права покупки, договор купли-продажи от 12.08.2013 N 34 не может служить законным основанием для государственной регистрации за обществом (покупателем) права собственности на спорное имущество.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реализация права на землю сельскими жителями
(Попова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2019, N 9)
Преимущественное право купли-продажи сельскохозяйственных земель органами субъектов Российской Федерации, предельные размеры сельскохозяйственных земельных участков, наделение сельских жителей долями и некоторые другие особенности аграрного законодательства являются ограничениями в реализации права сельских жителей на владение землей. Отсутствие надлежащей инфраструктуры сельских территорий, особенно на территориях Дальнего Востока, подпадающих под проект "Дальневосточный гектар", также рассматриваются как препятствие для сельских жителей в реализации права на землю.
Вопрос: Может ли быть передан в качестве отступного земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, без извещения органа исполнительной власти?
(Консультация эксперта, 2021)
Несмотря на то, что в ст. 8 Закона N 101-ФЗ предусматривается право преимущественной покупки для органа власти при заключении сделки купли-продажи земельного участка земель сельскохозяйственного назначения, в сложившейся в настоящее время судебной практике суды распространяют указанное требование на соглашение об отступном.

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
К. обратился в арбитражный суд с иском к участнику торгов о переводе на себя прав покупателя по договору купли-продажи. К. указал, что занимается производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеет на праве аренды земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, проданному на торгах. К. ссылался на то, что конкурсный управляющий вопреки требованиям ст. 179 Закона о банкротстве не предложил ему воспользоваться преимущественным правом покупки спорного имущества.