Правила внутреннего контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила внутреннего контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 70 "Обращение взыскания на денежные средства" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Соответственно, вопреки доводам банка, нормой ч. 8.1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, предусматривающей право банка не исполнить исполнительный документ в случае возникновения подозрений в результате реализации правил внутреннего контроля, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, прямо предусмотрено, что положения данной нормы не применяются в отношении исполнительного документа, выданного на основании судебного акта.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Взносы на страхование от несчастных случаев: СФР (ФСС РФ) посчитал гражданско-правовой договор трудовым и доначислил взносы
(КонсультантПлюс, 2025)на физлицо (исполнителя) не распространяются правила внутреннего распорядка, отсутствует контроль за соблюдением им режима рабочего времени (обратное не доказано) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)на физлицо (исполнителя) не распространяются правила внутреннего распорядка, отсутствует контроль за соблюдением им режима рабочего времени (обратное не доказано) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать лизинговую компанию
(КонсультантПлюс, 2025)5.1. Правила внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ
(КонсультантПлюс, 2025)5.1. Правила внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, экстремистской деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, экстремистской деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Юридические лица, указанные в пунктах 1, 3 - 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязаны:
(ред. от 08.08.2024)
"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Юридические лица, указанные в пунктах 1, 3 - 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязаны:
Готовое решение: Как организации или ИП открыть расчетный счет в банке
(КонсультантПлюс, 2025)Ниже рассмотрим основные документы, которые вам понадобятся. Конкретный перечень документов и форму их представления рекомендуем уточнить в банке, поскольку кредитные организации самостоятельно определяют порядок открытия счета, перечень документов и сведений, необходимых для этого, в банковских правилах (п. п. 1.4, 8.1 Инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И). Кроме того, потребуются дополнительные документы и сведения, которые нужны банку в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Они предусмотрены Приложениями N N 1, 2 к Положению Банка России от 15.10.2015 N 499-П (п. 2.1 этого Положения). Перечень иных документов и сведений, требуемых в указанных целях, банки могут самостоятельно определять в правилах внутреннего контроля (п. 2.1 данного Положения).
(КонсультантПлюс, 2025)Ниже рассмотрим основные документы, которые вам понадобятся. Конкретный перечень документов и форму их представления рекомендуем уточнить в банке, поскольку кредитные организации самостоятельно определяют порядок открытия счета, перечень документов и сведений, необходимых для этого, в банковских правилах (п. п. 1.4, 8.1 Инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И). Кроме того, потребуются дополнительные документы и сведения, которые нужны банку в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Они предусмотрены Приложениями N N 1, 2 к Положению Банка России от 15.10.2015 N 499-П (п. 2.1 этого Положения). Перечень иных документов и сведений, требуемых в указанных целях, банки могут самостоятельно определять в правилах внутреннего контроля (п. 2.1 данного Положения).
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)правилами внутреннего контроля качества работы, которые установлены самой аудиторской организацией (аудитором) (ч. 1 ст. 10 Закона об аудиторской деятельности);
(КонсультантПлюс, 2025)правилами внутреннего контроля качества работы, которые установлены самой аудиторской организацией (аудитором) (ч. 1 ст. 10 Закона об аудиторской деятельности);
Статья: Идентификация выгодоприобретателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В практике Верховного Суда РФ сформулирована позиция, согласно которой такие сведения могут быть получены как из информации, предоставленной обратившимся лицом, так и из иных источников, определяемых кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма. Например, непредставление копии паспорта выгодоприобретателя при обращении в банк для открытия вклада или совершения иных банковских операций не означает безусловную невозможность для банка в будущем идентифицировать клиента. Действующее законодательство не запрещает проводить идентификацию на основании устно сообщенных сведений (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.12.2023 N 44-КГ23-23-К7).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В практике Верховного Суда РФ сформулирована позиция, согласно которой такие сведения могут быть получены как из информации, предоставленной обратившимся лицом, так и из иных источников, определяемых кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма. Например, непредставление копии паспорта выгодоприобретателя при обращении в банк для открытия вклада или совершения иных банковских операций не означает безусловную невозможность для банка в будущем идентифицировать клиента. Действующее законодательство не запрещает проводить идентификацию на основании устно сообщенных сведений (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.12.2023 N 44-КГ23-23-К7).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)лицам, осуществлявшим на день наступления страхового случая и (или) в иной период времени в течение 12 месяцев, предшествующих дню наступления страхового случая, функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, члена совета директоров (наблюдательного совета), руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля банка, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в банке в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (независимо от срока, в течение которого осуществлялись такие функции);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)лицам, осуществлявшим на день наступления страхового случая и (или) в иной период времени в течение 12 месяцев, предшествующих дню наступления страхового случая, функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, члена совета директоров (наблюдательного совета), руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля банка, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в банке в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (независимо от срока, в течение которого осуществлялись такие функции);
Статья: Использование криптовалют в трансграничных расчетах: проблемы и перспективы правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)<18> Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. 2012. 18 апреля. N 20.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)<18> Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. 2012. 18 апреля. N 20.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) участие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности аудиторской организацией на основании трудового договора между ними предполагает, что аудиторской организацией для данного аудитора определена трудовая функция, выполнение которой осуществляется последним в интересах под управлением и контролем аудиторской организации. Определенная в трудовом договоре трудовая функция подлежит выполнению аудитором, среди прочего, в соответствии с правилами внутреннего контроля качества работы, предусмотренными ст. 10 комментируемого Закона;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) участие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности аудиторской организацией на основании трудового договора между ними предполагает, что аудиторской организацией для данного аудитора определена трудовая функция, выполнение которой осуществляется последним в интересах под управлением и контролем аудиторской организации. Определенная в трудовом договоре трудовая функция подлежит выполнению аудитором, среди прочего, в соответствии с правилами внутреннего контроля качества работы, предусмотренными ст. 10 комментируемого Закона;
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 7 Закона о ПОД/ФТ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каким нормативно-правовым актам должны соответствовать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ?
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каким нормативно-правовым актам должны соответствовать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ?
Готовое решение: Как управляют госкорпорациями и контролируют их
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу внутренний контроль - проверку финансово-хозяйственной деятельности госкорпораций осуществляют созданные в них ревизионные комиссии. Порядок формирования и полномочия ревизионной комиссии госкорпорации могут быть приведены в законе о ее создании (ч. 2 ст. 22 Закона о ГК "Росатом", ч. 2 ст. 21 Закона о ГК "Роскосмос", ч. 2 ст. 10 Закона о ГК "Ростех").
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу внутренний контроль - проверку финансово-хозяйственной деятельности госкорпораций осуществляют созданные в них ревизионные комиссии. Порядок формирования и полномочия ревизионной комиссии госкорпорации могут быть приведены в законе о ее создании (ч. 2 ст. 22 Закона о ГК "Росатом", ч. 2 ст. 21 Закона о ГК "Роскосмос", ч. 2 ст. 10 Закона о ГК "Ростех").