Правила подготовки нормативных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила подготовки нормативных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим п. 9.10 Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, поскольку предписание оспариваемого пункта о наделении руководителя ФНС России правом на утверждение положения о территориальном налоговом органе в соответствии с типовым положением о территориальном налоговом органе, утвержденным приказом Минфина России, основано на Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, не противоречит им, так как содержит в себе отсылочную норму к п. 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452, и к Положению о Минфине России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329. Суд отклонил довод общества о несоответствии оспариваемой нормы подп. 10.2 п. 10 Положения о Минфине России, устанавливающему, что Министр финансов Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях министерства, о территориальных органах федеральных служб и федерального агентства, подведомственных министерству, поскольку оспариваемая норма корреспондирует положениям п. 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, не изменяет правового регулирования в сфере организации деятельности федеральных органов исполнительной власти. Суд отметил, что во исполнение подп. 10.2 п. 10 Положения о Минфине России приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н утверждены Типовые положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим п. 9.10 Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, поскольку предписание оспариваемого пункта о наделении руководителя ФНС России правом на утверждение положения о территориальном налоговом органе в соответствии с типовым положением о территориальном налоговом органе, утвержденным приказом Минфина России, основано на Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, не противоречит им, так как содержит в себе отсылочную норму к п. 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452, и к Положению о Минфине России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329. Суд отклонил довод общества о несоответствии оспариваемой нормы подп. 10.2 п. 10 Положения о Минфине России, устанавливающему, что Министр финансов Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях министерства, о территориальных органах федеральных служб и федерального агентства, подведомственных министерству, поскольку оспариваемая норма корреспондирует положениям п. 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, не изменяет правового регулирования в сфере организации деятельности федеральных органов исполнительной власти. Суд отметил, что во исполнение подп. 10.2 п. 10 Положения о Минфине России приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н утверждены Типовые положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Полномочие Банка России по изданию нормативных актов предусмотрено нормой ч. 1 ст. 7 Закона о Банке России, согласно которой Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции названным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. На основании ч. 2 указанной статьи издано Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" <42>, которое устанавливает правила подготовки нормативных актов Банка России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Полномочие Банка России по изданию нормативных актов предусмотрено нормой ч. 1 ст. 7 Закона о Банке России, согласно которой Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции названным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. На основании ч. 2 указанной статьи издано Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" <42>, которое устанавливает правила подготовки нормативных актов Банка России.
Статья: Правовые проблемы определения компетенции Банка России в "антисанкционных" нормативных актах
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Подход исследователей, которые относят Банк России к органам власти, представляется более обоснованным, так как Банк России осуществляет ряд полномочий, характерных именно для органов власти. Так, Банк России наделен полномочиями по принятию нормативных актов, устанавливающих обязательное, в том числе и для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, регулирование по отдельным вопросам, связанным с функционированием финансового рынка. При этом правила подготовки нормативных актов устанавливаются Банком России самостоятельно (ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <11>, далее - Закон о ЦБ РФ).
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Подход исследователей, которые относят Банк России к органам власти, представляется более обоснованным, так как Банк России осуществляет ряд полномочий, характерных именно для органов власти. Так, Банк России наделен полномочиями по принятию нормативных актов, устанавливающих обязательное, в том числе и для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, регулирование по отдельным вопросам, связанным с функционированием финансового рынка. При этом правила подготовки нормативных актов устанавливаются Банком России самостоятельно (ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <11>, далее - Закон о ЦБ РФ).
Нормативные акты
Положение Банка России от 22.09.2017 N 602-П
(ред. от 23.03.2020)
"О правилах подготовки нормативных актов Банка России"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 23.03.2020)
"О правилах подготовки нормативных актов Банка России"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Особенности правового регулирования инфраструктурных организаций финансового рынка в условиях санкционных ограничений
(Александрова А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)<16> Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" // СПС "КонсультантПлюс".
(Александрова А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)<16> Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" // СПС "КонсультантПлюс".
Информация: Создание комиссии по проверке знаний по электробезопасности
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Статья: Комментарий к Решению Верховного Суда РФ от 20.09.2023 N АКПИ23-561 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 23)- Правилам подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их госрегистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009).
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 23)- Правилам подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их госрегистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Нормативным актам Банка России посвящена статья 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно ч. 1 которой Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливает Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" <45>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Нормативным актам Банка России посвящена статья 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно ч. 1 которой Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливает Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" <45>.
Информация: Можно ли подписывать заключения ЭПБ УКЭП и хранить копии заключений ЭПБ в электронном виде
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)Сообщаем, что в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Статья: Эффективность административных актов таможенных органов
(Зарембо С.А.)
("Юрист", 2023, N 9)Вопросы оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) решаются в соответствии с правилами подготовки нормативных актов, основанными в этой части на правительственных актах в области оценки воздействия и раскрытия информации <4>. ОРВ может быть опосредована экспериментальным регулированием. В 2016 году в ФТС России было сформировано пять комиссий Общественного совета, в том числе комиссия по ОРВ, которая должна способствовать эффективному взаимодействию с объединениями граждан и бизнесом.
(Зарембо С.А.)
("Юрист", 2023, N 9)Вопросы оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) решаются в соответствии с правилами подготовки нормативных актов, основанными в этой части на правительственных актах в области оценки воздействия и раскрытия информации <4>. ОРВ может быть опосредована экспериментальным регулированием. В 2016 году в ФТС России было сформировано пять комиссий Общественного совета, в том числе комиссия по ОРВ, которая должна способствовать эффективному взаимодействию с объединениями граждан и бизнесом.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Нормативным актам Банка России посвящена ст. 7 Закона о Банке России, согласно ч. 1 которой Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. На основании ч. 2 указанной статьи издано Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" <76>, которое устанавливает правила подготовки нормативных актов Банка России;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Нормативным актам Банка России посвящена ст. 7 Закона о Банке России, согласно ч. 1 которой Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. На основании ч. 2 указанной статьи издано Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" <76>, которое устанавливает правила подготовки нормативных актов Банка России;
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Нормативным актам Банка России посвящена ст. 7 Закона о Банке России, согласно ч. 1 которой, Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. На основании ч. 2 указанной статьи издано Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" <71>, которое устанавливает правила подготовки нормативных актов Банка России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Нормативным актам Банка России посвящена ст. 7 Закона о Банке России, согласно ч. 1 которой, Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. На основании ч. 2 указанной статьи издано Положение Банка России от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" <71>, которое устанавливает правила подготовки нормативных актов Банка России.
Статья: Об установлении обязательных требований Банком России
(Переседов А.М.)
("Банковское право", 2025, N 2)Относительно порядка принятия обязательных требований отметим, что в 2012 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1318), которое возложило на федеральные органы исполнительной власти необходимость осуществлять оценку регулирующего воздействия. По вполне понятным причинам (Правительство Российской Федерации не вправе регулировать деятельность Банка России), а также в силу того, что мегарегулятор издает не нормативные правовые акты, а нормативные акты, Постановление N 1318 не было распространено на деятельность Банка России. Вместо этого Банк России осуществляет оценку регулирующего воздействия на основе особого порядка, который сам же разработал и определил в Положении от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" (далее - Положение N 602-П) <12>.
(Переседов А.М.)
("Банковское право", 2025, N 2)Относительно порядка принятия обязательных требований отметим, что в 2012 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1318), которое возложило на федеральные органы исполнительной власти необходимость осуществлять оценку регулирующего воздействия. По вполне понятным причинам (Правительство Российской Федерации не вправе регулировать деятельность Банка России), а также в силу того, что мегарегулятор издает не нормативные правовые акты, а нормативные акты, Постановление N 1318 не было распространено на деятельность Банка России. Вместо этого Банк России осуществляет оценку регулирующего воздействия на основе особого порядка, который сам же разработал и определил в Положении от 22 сентября 2017 г. N 602-П "О правилах подготовки нормативных актов Банка России" (далее - Положение N 602-П) <12>.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Допустимо, если правила ВТР имеют приложения в виде таблиц, графиков, карт, схем, а соответствующие пункты ПВТР содержат ссылки на эти приложения (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Допустимо, если правила ВТР имеют приложения в виде таблиц, графиков, карт, схем, а соответствующие пункты ПВТР содержат ссылки на эти приложения (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации").