Правила плавания по северному морскому пути

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила плавания по северному морскому пути (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовая охрана морской среды при транспортировке нефти и нефтепродуктов: международно-правовые аспекты
(Свецкий А.В.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 4)
До вступления в силу Полярного кодекса международными документами в сфере судоходства в целом, а также транспортировки углеводородов конкретно в высоких широтах являлись правовые акты, разработанные Международной морской организации (ИМО), а именно МАРПОЛ и СОЛАС. Новый документ в данной сфере должен был отразить все детали, связанные с транспортировкой категории опасных грузов в полярных водах. Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс) (Резолюция N MSC.385(94) Международной морской организации "Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)", вступил в силу, в том числе для России, 1 января 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.12.2017) - международный документ, который регулирует не саму перевозку, а конкретные особенности географии перевозок углеводородного сырья в высоких широтах. Полярный кодекс (ПК) содержит новую классификацию судов, допускаемых в полярные воды в зависимости от условий, в которых возможна их эксплуатация. Во введении Полярного кодекса перечислены возможные риски, приводящие к повышенной вероятности возникновения аварии с утечкой СПГ или разливом нефти и нефтепродуктов. Риски эти могут быть связаны в первую очередь со льдами, которые влияют на конструкцию судна, его механизмы, устойчивость судна, а также возможность выполнения других поставленных задач. К другим возможным источникам опасности возникновения аварии отнесено следующее: обледенение верхних конструкций, длительные периоды темного или светлого времени суток, а также критически низкие температуры. Также к ним относится малый опыт работы экипажа судна в полярных условиях, удаленность и недостаток полных гидрографических данных, недостаток оборудования. В п. 3 данного документа отмечается повышенная чувствительность окружающей среды к вредным веществам, а также различие уровней риска, которые варьируются в зависимости от таких факторов, как: географическое положение, время года и др. Несмотря на создание специальных судов для перевозки наливных грузов в полярных водах, а также принятие последних актуальных международно-правовых документов, вопрос обеспечения экологической безопасности арктических вод до сих пор в должной степени не решен. На настоящий момент все еще нет документов, в которых бы в полной мере были урегулированы все проблемные вопросы, возникающие в процессе перевозки углеводородного сырья через полярные воды. Хотя с принятием Полярного кодекса был сделан большой шаг в вопросах обеспечения безопасности окружающей среды Арктики, но по сей день остаются нерешенные вопросы. Так, до сих пор имеется несоответствие между классификацией судов ледовых классов в Полярном кодексе и классификацией российских судов в Правилах плавания в акватории Северным морским путем. Требования Полярного кодекса оказывают влияние на различные стадии жизненного цикла судна: проектирование, постройку и эксплуатацию. Каждое судно, эксплуатируемое в полярных водах, должно иметь свидетельство судна полярного плавания и прилагаемый к нему перечень оборудования и снабжения, а также наставление по эксплуатации в полярных водах. Закрепленные в Полярном кодексе правила на момент вступления его в силу были изложены более подробно, а также содержали более жесткие требования к судам по сравнению с аналогичными нормами, содержащимися в законодательстве РФ. Отметим, что требования, предъявляемые к судам Полярным кодексом, различны для судов, построенных до и после вступления его в силу.
"Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ"
(постатейный)
(Диканова Т.А., Жеребцов А.Н., Бондарев А.И., Зайкова С.Н., Сивопляс А.В., Темникова Н.А., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Ястребов В.В., Беляев М.А., Подолян Д.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
Администрации бассейна внутренних водных путей - это федеральные бюджетные учреждения, подведомственные Росморречфлоту. В соответствии с подп. 5.3.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371, Росморречфлоту предоставлены полномочия по проведению работ по навигационно-гидрографическому обеспечению на трассах Северного морского пути, в акваториях морских портов и на подходах к ним, а также по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях речных портов и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон РФ.

Нормативные акты

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 11.7 (в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории Северного морского пути), 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
2. Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат: