Правила осуществления внутреннего финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила осуществления внутреннего финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2025 N 17АП-8316/2025-ГК по делу N А60-52264/2024
Требование: О взыскании убытков, полученных в связи с необоснованными переводами денежных средств со счета общества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства со ссылками на положения ст. ст. 845, 847, 854 ГК РФ, п.п. 1.9, 1.26, 2.4 Положения Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", ст. 2, 6, 10 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", ст. ст. 7, 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", указание на неразумное поведение Шатравки М.Г., передачу доступа к системе ДБО третьим лицом, ненадлежащую организацию руководителем общества эффективной системы внутреннего контроля совершаемых финансовых операций, а также предположения об осведомленности Шатравки М.Г. об обстоятельствах подобных способов мошенничества достаточным основанием для удовлетворения иска не являются, поскольку не подтверждают наличия в действиях бывшего руководителя общества вины, умысла на причинение обществу убытков.
Требование: О взыскании убытков, полученных в связи с необоснованными переводами денежных средств со счета общества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства со ссылками на положения ст. ст. 845, 847, 854 ГК РФ, п.п. 1.9, 1.26, 2.4 Положения Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", ст. 2, 6, 10 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", ст. ст. 7, 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", указание на неразумное поведение Шатравки М.Г., передачу доступа к системе ДБО третьим лицом, ненадлежащую организацию руководителем общества эффективной системы внутреннего контроля совершаемых финансовых операций, а также предположения об осведомленности Шатравки М.Г. об обстоятельствах подобных способов мошенничества достаточным основанием для удовлетворения иска не являются, поскольку не подтверждают наличия в действиях бывшего руководителя общества вины, умысла на причинение обществу убытков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 <8>, которое утратило силу с 1 января 2020 г., были утверждены Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита <9>. Так, данными Правилами был утвержден порядок осуществления полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту для главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих различные процедуры и операции со средствами федерального бюджета. Таким образом, ВФК и ВФА осуществлялись в соответствии с порядком, устанавливаемым соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации были уполномочены на самостоятельную организацию деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита путем издания собственных порядков. Однако зачастую положения названных Правил ими просто копировались.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 <8>, которое утратило силу с 1 января 2020 г., были утверждены Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита <9>. Так, данными Правилами был утвержден порядок осуществления полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту для главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих различные процедуры и операции со средствами федерального бюджета. Таким образом, ВФК и ВФА осуществлялись в соответствии с порядком, устанавливаемым соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации были уполномочены на самостоятельную организацию деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита путем издания собственных порядков. Однако зачастую положения названных Правил ими просто копировались.
Вопрос: Об отзыве (отмене), обжаловании и признании недействительным представления (предписания) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-09-05/121640)Обжалование представлений (предписаний) в досудебном порядке осуществляется в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237.
(Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-09-05/121640)Обжалование представлений (предписаний) в досудебном порядке осуществляется в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.02.2025 N 79
(ред. от 16.09.2025)
"Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам"17. Федеральное казначейство в течение 15 рабочих дней со дня поступления запроса, направленного Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, проводит в соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления внутреннего государственного финансового контроля, проверку достоверности данных, представленных в таком запросе, и представляет в письменной форме в Министерство финансов Российской Федерации информацию о достоверности или недостоверности сведений об объеме фактического направления субъектом Российской Федерации высвобождаемых средств на реализацию мероприятий в отчетном периоде, о соответствии одобренных мероприятий отдельным кодам направлений расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также информацию о включении инвестиционных проектов в рамках сферы, предусмотренной абзацем седьмым пункта 6 настоящих Правил, в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета.
(ред. от 16.09.2025)
"Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам"17. Федеральное казначейство в течение 15 рабочих дней со дня поступления запроса, направленного Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, проводит в соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления внутреннего государственного финансового контроля, проверку достоверности данных, представленных в таком запросе, и представляет в письменной форме в Министерство финансов Российской Федерации информацию о достоверности или недостоверности сведений об объеме фактического направления субъектом Российской Федерации высвобождаемых средств на реализацию мероприятий в отчетном периоде, о соответствии одобренных мероприятий отдельным кодам направлений расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также информацию о включении инвестиционных проектов в рамках сферы, предусмотренной абзацем седьмым пункта 6 настоящих Правил, в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Еще одной ключевой особенностью второго этапа реформы является унификация нормативно-правовой основы осуществления государственного и муниципального финансового контроля. В течение 2020 г. были приняты единые федеральные стандарты осуществления государственного (муниципального) внутреннего финансового контроля (утвержденные постановлениями Правительства РФ), унифицировавшие принципы финансового контроля, права и обязанности должностных лиц, его осуществляющих, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), правила планирования и проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, правила составления отчетности о результатах контрольных мероприятий, правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) субъектов, осуществляющих финансовый контроль <1>, и иные положения, необходимые для осуществления финансового контроля.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Еще одной ключевой особенностью второго этапа реформы является унификация нормативно-правовой основы осуществления государственного и муниципального финансового контроля. В течение 2020 г. были приняты единые федеральные стандарты осуществления государственного (муниципального) внутреннего финансового контроля (утвержденные постановлениями Правительства РФ), унифицировавшие принципы финансового контроля, права и обязанности должностных лиц, его осуществляющих, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), правила планирования и проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, правила составления отчетности о результатах контрольных мероприятий, правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) субъектов, осуществляющих финансовый контроль <1>, и иные положения, необходимые для осуществления финансового контроля.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<224> Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89".
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<224> Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89".
Статья: Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)Источник: составлено автором по Правилам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита/Source: compiled by the author according to the Rules for the implementation of internal financial control and internal financial audit.
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)Источник: составлено автором по Правилам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита/Source: compiled by the author according to the Rules for the implementation of internal financial control and internal financial audit.
Вопрос: Об истребовании сведений и документов органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках административного производства.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 02-09-10/64689)Согласно положениям пункта 3 статьи 269.2 БК РФ органы контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны руководствоваться единой системой федеральных стандартов, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 02-09-10/64689)Согласно положениям пункта 3 статьи 269.2 БК РФ органы контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны руководствоваться единой системой федеральных стандартов, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)После упразднения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) и передачи полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в Федеральное казначейство реализация казначейского сопровождения контрактных обязательств становится, по сути, основной формой финансового контроля, осуществляемого с учетом новых цифровых технологий и принятия новой концепции регулирования правоотношений, связанных с финансовым обеспечением публичных закупок. В перспективе предполагается введение автоматической фиксации бюджетных правонарушений и привлечение к ответственности без участия должностного лица (контролера) - по аналогии применения ГИБДД камер фиксирования нарушений правил дорожного движения. Указанное также потребует корректировки норм, обеспечивающих правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)После упразднения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) и передачи полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в Федеральное казначейство реализация казначейского сопровождения контрактных обязательств становится, по сути, основной формой финансового контроля, осуществляемого с учетом новых цифровых технологий и принятия новой концепции регулирования правоотношений, связанных с финансовым обеспечением публичных закупок. В перспективе предполагается введение автоматической фиксации бюджетных правонарушений и привлечение к ответственности без участия должностного лица (контролера) - по аналогии применения ГИБДД камер фиксирования нарушений правил дорожного движения. Указанное также потребует корректировки норм, обеспечивающих правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)21. Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)21. Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<469> См., например: Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<469> См., например: Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" и др.
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)правила планирования проверок.
(КонсультантПлюс, 2025)правила планирования проверок.
Статья: Финансовый контроль за реализацией научных проектов класса "мегасайенс": текущее состояние и перспективы совершенствования
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)- права и обязанности должностных лиц органов данного контроля и объектов контроля при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля <10>;
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)- права и обязанности должностных лиц органов данного контроля и объектов контроля при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля <10>;
Вопрос: О представлении документов, информации и материалов при проведении контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 02-09-10/61439)Согласно пункту 3 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны руководствоваться федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее - федеральные стандарты).
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 02-09-10/61439)Согласно пункту 3 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны руководствоваться федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее - федеральные стандарты).