Правила назначения административного наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила назначения административного наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и имущества, в т.ч. государственного и муниципального, а также в области закупок товаров, работ, услуг: Должностное лицо (ИП, Организация) обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка заключения (изменения, расторжения) контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
(КонсультантПлюс, 2025)при рассмотрении дела нижестоящим судом не были соблюдены требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о полном и всестороннем выяснении обстоятельств или нарушены правила назначения административного наказания за совершение нескольких правонарушений, при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела в вышестоящем суде истек
(КонсультантПлюс, 2025)при рассмотрении дела нижестоящим судом не были соблюдены требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о полном и всестороннем выяснении обстоятельств или нарушены правила назначения административного наказания за совершение нескольких правонарушений, при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела в вышестоящем суде истек
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.1 "Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке" КоАП РФ"Приведенные общие правила назначения административного наказания подлежат применению по каждому делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренным частью 1 статьи 12.3 и частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом вид и размер административного наказания за совершение административного правонарушения определяются судьей, органом, должностным лицом после выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке назначается административное наказание за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)"Официальный сайт МЧС России www.mchs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт МЧС России", 2022)"Официальный сайт МЧС России www.mchs.gov.ru", 2022
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииВместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу относительно нарушения административным органом правил назначения административного наказания.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При этом новеллы частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, введенные Законом N 70-ФЗ и устанавливающие особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа отдельным категориям субъектов, выступают в качестве специальных норм по отношению к положениям частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, закрепляющим общие правила назначения административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Соответственно, в силу общеправового принципа приоритета специальных норм над общими для целей определения размера подлежащего назначению административного штрафа в данном случае необходимо руководствоваться специальными нормами статьи 4.1.2 КоАП РФ. Положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не подлежат применению.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При этом новеллы частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, введенные Законом N 70-ФЗ и устанавливающие особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа отдельным категориям субъектов, выступают в качестве специальных норм по отношению к положениям частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, закрепляющим общие правила назначения административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Соответственно, в силу общеправового принципа приоритета специальных норм над общими для целей определения размера подлежащего назначению административного штрафа в данном случае необходимо руководствоваться специальными нормами статьи 4.1.2 КоАП РФ. Положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не подлежат применению.
Статья: О некоторых аспектах совершенствования институтов назначения и исполнения административных наказаний
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)По мнению В.А. Селезнева, такой подход не в полной мере соответствует принципу единства правил назначения административных наказаний, в связи с чем указанное правило следует распространить на все составы административных правонарушений <5>.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)По мнению В.А. Селезнева, такой подход не в полной мере соответствует принципу единства правил назначения административных наказаний, в связи с чем указанное правило следует распространить на все составы административных правонарушений <5>.
Статья: К вопросу рассмотрения военными судами дел об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими
(Раков А.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Решением судьи окружного военного суда ввиду допущенных нарушений общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, постановление судьи первой инстанции изменено, срок назначенного А. наказания снижен до девяти месяцев <9>.
(Раков А.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Решением судьи окружного военного суда ввиду допущенных нарушений общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, постановление судьи первой инстанции изменено, срок назначенного А. наказания снижен до девяти месяцев <9>.
Статья: "Мягкость" административного наказания: критерии определения в теории и практике
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)С одной стороны, она проявляется как системный признак административного наказания, определяющий его место в их иерархии ("лестнице" административных наказаний); с другой - это результат субъективной оценки субъектами и участниками производства по делам об административных правонарушениях назначенного административного наказания, в котором отражено понимание его соответствия основным целям и правилам назначения административных наказаний, а также конкретным обстоятельствам события противоправного деяния, общественной опасности личности правонарушителя и его постделиктного поведения.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)С одной стороны, она проявляется как системный признак административного наказания, определяющий его место в их иерархии ("лестнице" административных наказаний); с другой - это результат субъективной оценки субъектами и участниками производства по делам об административных правонарушениях назначенного административного наказания, в котором отражено понимание его соответствия основным целям и правилам назначения административных наказаний, а также конкретным обстоятельствам события противоправного деяния, общественной опасности личности правонарушителя и его постделиктного поведения.
Статья: Административная юрисдикция учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в свете нового проекта КоАП РФ
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- уточнены правила назначения административного наказания в виде административного штрафа (ст. 3.12);
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- уточнены правила назначения административного наказания в виде административного штрафа (ст. 3.12);
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Кроме того, в целях реализации принципов справедливости, соразмерности наказания и гуманизма, обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях общим правилом должно стать назначение административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств <223>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Кроме того, в целях реализации принципов справедливости, соразмерности наказания и гуманизма, обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях общим правилом должно стать назначение административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств <223>.
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)В-пятых, по правовым последствиям применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения: 1) меры административно-правового принуждения влекут за собой последствия материально-правового характера для субъекта административных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, по общему правилу назначение административного наказания влечет за собой не только возникновение административной обязанности по его исполнению в установленном законом порядке, но и дополнительные условия под угрозой применения мер административного понуждения к надлежащему и в полном объеме исполнению предписанных правоприменительным актом обязательных требований, а также состояние подвергнутости административному наказанию в период установленного ст. 4.6 КоАП РФ <12> срока, в течение которого вновь совершенное деяние подлежит квалификации в качестве повторного, в том числе является отягчающим административную ответственность обстоятельством. Назначение административного наказания в виде административного штрафа влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством уплаты в указанный в постановлении срок (ст. 32.2 КоАП РФ) под угрозой принудительного взыскания административного штрафа с исполнительским сбором и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Назначение административного наказания в виде дисквалификации влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством прекращения трудового договора (контракта), а также ограничение занимать соответствующие должности и осуществлять предпринимательскую и иную деятельность на период дисквалификации (ст. 3.11, 32.11 КоАП РФ); 2) меры административно-процессуального принуждения влекут за собой последствия административно-процессуального характера для субъекта административно-процессуальных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административно-процессуальных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, административно-процессуальная обязанность явиться на рассмотрение дела, сдать водительское удостоверение, предоставить доступ к транспортному средству, вещам и документам для досмотра, запрет на пользование арестованным имуществом и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)В-пятых, по правовым последствиям применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения: 1) меры административно-правового принуждения влекут за собой последствия материально-правового характера для субъекта административных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, по общему правилу назначение административного наказания влечет за собой не только возникновение административной обязанности по его исполнению в установленном законом порядке, но и дополнительные условия под угрозой применения мер административного понуждения к надлежащему и в полном объеме исполнению предписанных правоприменительным актом обязательных требований, а также состояние подвергнутости административному наказанию в период установленного ст. 4.6 КоАП РФ <12> срока, в течение которого вновь совершенное деяние подлежит квалификации в качестве повторного, в том числе является отягчающим административную ответственность обстоятельством. Назначение административного наказания в виде административного штрафа влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством уплаты в указанный в постановлении срок (ст. 32.2 КоАП РФ) под угрозой принудительного взыскания административного штрафа с исполнительским сбором и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Назначение административного наказания в виде дисквалификации влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством прекращения трудового договора (контракта), а также ограничение занимать соответствующие должности и осуществлять предпринимательскую и иную деятельность на период дисквалификации (ст. 3.11, 32.11 КоАП РФ); 2) меры административно-процессуального принуждения влекут за собой последствия административно-процессуального характера для субъекта административно-процессуальных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административно-процессуальных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, административно-процессуальная обязанность явиться на рассмотрение дела, сдать водительское удостоверение, предоставить доступ к транспортному средству, вещам и документам для досмотра, запрет на пользование арестованным имуществом и др.
Статья: Характеристика "льготного" режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В данном случае принимаемое уполномоченным органом или должностным лицом решение должно основываться на учете характера совершенного лицом административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, реализуется в рамках общих правил назначения административного наказания (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ) и не зависит от волеизъявления правонарушителя.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В данном случае принимаемое уполномоченным органом или должностным лицом решение должно основываться на учете характера совершенного лицом административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, реализуется в рамках общих правил назначения административного наказания (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ) и не зависит от волеизъявления правонарушителя.
Статья: Принципы деятельности и организации субъектов, обеспечивающих миграционную безопасность в Российской Федерации (принципы обеспечения миграционной безопасности)
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Не менее яркой иллюстрацией уважительного отношения к рассматриваемым принципам со стороны судов выступает Постановление от 24 марта 2005 г., в котором Верховный Суд РФ разъясняет, что при решении вопроса о выдворении иностранного гражданина из страны, в которой проживают члены его семьи, судам необходимо обращать внимание на достижение "справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности" <9>. Совершенно логично, что данный подход высшей судебной инстанции находит свое развитие и в решениях нижестоящих судов общей юрисдикции по аналогичным делам <10>.
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Не менее яркой иллюстрацией уважительного отношения к рассматриваемым принципам со стороны судов выступает Постановление от 24 марта 2005 г., в котором Верховный Суд РФ разъясняет, что при решении вопроса о выдворении иностранного гражданина из страны, в которой проживают члены его семьи, судам необходимо обращать внимание на достижение "справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности" <9>. Совершенно логично, что данный подход высшей судебной инстанции находит свое развитие и в решениях нижестоящих судов общей юрисдикции по аналогичным делам <10>.
Статья: Содержание "правил" назначения наказания (сравнительно-правовые аспекты)
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2025, N 2)В связи с этим показательным выглядит пример толкования в современной судебной практике понятия "правила назначения административного наказания", которое расходится с общеуголовными требованиями. Касается он недавнего видоизменения КоАП РФ в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, затронувшего специфику назначения административного наказания за несколько одновременно выявляемых деликтов.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2025, N 2)В связи с этим показательным выглядит пример толкования в современной судебной практике понятия "правила назначения административного наказания", которое расходится с общеуголовными требованиями. Касается он недавнего видоизменения КоАП РФ в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, затронувшего специфику назначения административного наказания за несколько одновременно выявляемых деликтов.
Готовое решение: Какой порядок (особенности) привлечения к административной ответственности юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физлицо. Равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает юрлицо от административной ответственности за данное правонарушение (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физлицо. Равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает юрлицо от административной ответственности за данное правонарушение (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).