Права педагога в уголовном деле
Подборка наиболее важных документов по запросу Права педагога в уголовном деле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 18.07.2023 по делу N 22-5440/2023 (УИД 24RS0033-01-2022-001485-84)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...); оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Приводимые осужденной О. доводы о нарушении якобы ее права на защиту отказом в допросе педагога ФИО13, ФИО18 (психолога детского дома), нельзя признать состоятельными, поскольку ФИО18 была допрошена в судебном заседании, дала подробные пояснения по личности осужденной. Также судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами о не обоснованном, по мнению О., отказе в отводе председательствующего и прокурора, поскольку само по себе не удовлетворение заявленных ходатайств, не является основанием к отводу указанных лиц. Поскольку следователь ФИО19 была допрошена судом в связи с ошибочностью приобщения к материалам выделенного уголовного дела протокола допроса ФИО12, нарушений уголовно-процессуального закона в этой части также не допущено. Доводы М.Е.А. о нарушении его прав не разъяснением ему регламента судебного заседания также отклоняются судебной коллегий. Поскольку согласно протоколу судебного заседания права подсудимым были разъяснены в судебном заседании 16 мая 2022 года.
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...); оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Приводимые осужденной О. доводы о нарушении якобы ее права на защиту отказом в допросе педагога ФИО13, ФИО18 (психолога детского дома), нельзя признать состоятельными, поскольку ФИО18 была допрошена в судебном заседании, дала подробные пояснения по личности осужденной. Также судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами о не обоснованном, по мнению О., отказе в отводе председательствующего и прокурора, поскольку само по себе не удовлетворение заявленных ходатайств, не является основанием к отводу указанных лиц. Поскольку следователь ФИО19 была допрошена судом в связи с ошибочностью приобщения к материалам выделенного уголовного дела протокола допроса ФИО12, нарушений уголовно-процессуального закона в этой части также не допущено. Доводы М.Е.А. о нарушении его прав не разъяснением ему регламента судебного заседания также отклоняются судебной коллегий. Поскольку согласно протоколу судебного заседания права подсудимым были разъяснены в судебном заседании 16 мая 2022 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Педагог или психолог?
(Багаутдинов Ш.Ф.)
("Российский следователь", 2022, N 10)С учетом изложенного считаем, что в гл. 8 УПК РФ должна быть самостоятельная статья, посвященная процессуальному статусу, полномочиям, правам и обязанностям, ответственности педагога и психолога по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и против несовершеннолетних. Либо такая статья может быть включена в гл. 50 УПК РФ.
(Багаутдинов Ш.Ф.)
("Российский следователь", 2022, N 10)С учетом изложенного считаем, что в гл. 8 УПК РФ должна быть самостоятельная статья, посвященная процессуальному статусу, полномочиям, правам и обязанностям, ответственности педагога и психолога по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и против несовершеннолетних. Либо такая статья может быть включена в гл. 50 УПК РФ.
Статья: Об эффективности защиты несовершеннолетнего, преследуемого на стадии возбуждения уголовного дела
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Ключевые слова: уголовное преследование, стадия возбуждения уголовного дела, несовершеннолетний проверяемый, право на защиту, гарантия, защитник, законный представитель, педагог, психолог.
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Ключевые слова: уголовное преследование, стадия возбуждения уголовного дела, несовершеннолетний проверяемый, право на защиту, гарантия, защитник, законный представитель, педагог, психолог.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)3. Педагог или психолог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.
(ред. от 27.10.2025)3. Педагог или психолог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.
Ситуация: Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В зависимости от возраста, психического состояния несовершеннолетнего и обстоятельств дела при допросе присутствуют педагог, психолог или законный представитель несовершеннолетнего. По уголовным делам для допроса установлено сокращенное время, а также обязательное применение видеозаписи, если несовершеннолетний или его законный представитель не возражают.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В зависимости от возраста, психического состояния несовершеннолетнего и обстоятельств дела при допросе присутствуют педагог, психолог или законный представитель несовершеннолетнего. По уголовным делам для допроса установлено сокращенное время, а также обязательное применение видеозаписи, если несовершеннолетний или его законный представитель не возражают.
Статья: Механизм преодоления злоупотребления правом в досудебном уголовном производстве
(Богатырев Д.В., Ендольцева А.В.)
("Закон", 2024, N 4)Разрабатывая механизм преодоления злоупотребления правом, мы видим его как механизм правового регулирования, представляющий собой совокупность способов и средств, направленных на устранение уголовно-процессуального правонарушения, выраженного в злоупотреблении участником уголовного процесса своим субъективным правом. Мнение о необходимости разработать и закрепить такой механизм в уголовно-процессуальном законе поддержали 87% опрошенных нами респондентов из числа научно-педагогических работников организаций высшего образования системы Министерства внутренних дел и Следственного комитета РФ, а также 76% практических работников <17>.
(Богатырев Д.В., Ендольцева А.В.)
("Закон", 2024, N 4)Разрабатывая механизм преодоления злоупотребления правом, мы видим его как механизм правового регулирования, представляющий собой совокупность способов и средств, направленных на устранение уголовно-процессуального правонарушения, выраженного в злоупотреблении участником уголовного процесса своим субъективным правом. Мнение о необходимости разработать и закрепить такой механизм в уголовно-процессуальном законе поддержали 87% опрошенных нами респондентов из числа научно-педагогических работников организаций высшего образования системы Министерства внутренних дел и Следственного комитета РФ, а также 76% практических работников <17>.
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)<12> Пятакова Е.В. Судебные ошибки при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Уголовный процесс. 2010. N 5. С. 57; Тетюев С. Обстоятельства, исключающие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2006. N 6. С. 88; Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974. С. 47 - 48; Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПб., 2001. С. 75; Михеенко М.М. Доказывание в советском уголовном судопроизводстве. Киев, 1984. С. 88.
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)<12> Пятакова Е.В. Судебные ошибки при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Уголовный процесс. 2010. N 5. С. 57; Тетюев С. Обстоятельства, исключающие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2006. N 6. С. 88; Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974. С. 47 - 48; Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПб., 2001. С. 75; Михеенко М.М. Доказывание в советском уголовном судопроизводстве. Киев, 1984. С. 88.
Статья: О совершенствовании законодательства, регулирующего участие педагога и психолога в уголовном процессе
(Галдин М.В., Костенко К.А.)
("Российский судья", 2021, N 5)Вовлечение ребенка в производство по уголовному делу сопряжено с наделением его дополнительными гарантиями защиты прав и свобод. Отсутствие необходимого уровня знаний и жизненного опыта, высокая мобильность, социально-психологическая незрелость, суженный кругозор и другие психофизиологические особенности несовершеннолетних предопределяют специальные нормативные правила производства следственных и судебных действий. Одно из них состоит в обеспечении участия педагога или психолога. Их основная задача, на наш взгляд, заключается в оказании дознавателю, следователю и суду содействия в получении достоверных и полных сведений от участника уголовного судопроизводства в зависимости от его индивидуально-психологических, возрастных особенностей и состояния здоровья. Под сведениями нами понимаются не только показания, но и любая вербальная информация, которая может быть получена в рамках широкого круга следственных действий.
(Галдин М.В., Костенко К.А.)
("Российский судья", 2021, N 5)Вовлечение ребенка в производство по уголовному делу сопряжено с наделением его дополнительными гарантиями защиты прав и свобод. Отсутствие необходимого уровня знаний и жизненного опыта, высокая мобильность, социально-психологическая незрелость, суженный кругозор и другие психофизиологические особенности несовершеннолетних предопределяют специальные нормативные правила производства следственных и судебных действий. Одно из них состоит в обеспечении участия педагога или психолога. Их основная задача, на наш взгляд, заключается в оказании дознавателю, следователю и суду содействия в получении достоверных и полных сведений от участника уголовного судопроизводства в зависимости от его индивидуально-психологических, возрастных особенностей и состояния здоровья. Под сведениями нами понимаются не только показания, но и любая вербальная информация, которая может быть получена в рамках широкого круга следственных действий.
Статья: Участие педагога или психолога при привлечении в качестве обвиняемого несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2024, N 10)Кроме того, если на момент поступления дела в суд обвиняемый, страдающий психическим расстройством, достиг совершеннолетия, то возвращение дела прокурору с целью обеспечения участия педагога или психолога в его допросе при предъявлении обвинения является бессмысленным, поскольку не способно восстановить права обвиняемого.
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2024, N 10)Кроме того, если на момент поступления дела в суд обвиняемый, страдающий психическим расстройством, достиг совершеннолетия, то возвращение дела прокурору с целью обеспечения участия педагога или психолога в его допросе при предъявлении обвинения является бессмысленным, поскольку не способно восстановить права обвиняемого.
Статья: Некоторые проблемы правовой оценки и предупреждения неосторожных преступлений в сфере образования, совершенных при ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей
(Быкова Е.Г., Сидорова Е.З.)
("Российский следователь", 2023, N 10)Сидорова Екатерина Закариевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук.
(Быкова Е.Г., Сидорова Е.З.)
("Российский следователь", 2023, N 10)Сидорова Екатерина Закариевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Статья: Дополнительные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних допрашиваемых в уголовном судопроизводстве. Комментарий к статье 2 Федерального закона от 6 марта 2022 года N 38-ФЗ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Полный перечень физических недостатков несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), наличие которых возлагает на суд обязанность привлечь к участию в его допросе педагога и (или) психолога, сформулировать сложно. Обычно вопрос, мешает ли физический недостаток несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) давать показания, судья решает лично по своему внутреннему убеждению. Главное правило, которым ему в этом случае следует руководствоваться, звучит так - если доказано, что лицо страдает физическим недостатком и есть хоть малейшая вероятность, что наличие этого недостатка мешает ему в полной мере воспользоваться своими правами допрашиваемого лица, правильно изложить имеющие отношение к делу сведения, то в его допросе обязательно должен принять участие педагог и (или) психолог.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Полный перечень физических недостатков несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), наличие которых возлагает на суд обязанность привлечь к участию в его допросе педагога и (или) психолога, сформулировать сложно. Обычно вопрос, мешает ли физический недостаток несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) давать показания, судья решает лично по своему внутреннему убеждению. Главное правило, которым ему в этом случае следует руководствоваться, звучит так - если доказано, что лицо страдает физическим недостатком и есть хоть малейшая вероятность, что наличие этого недостатка мешает ему в полной мере воспользоваться своими правами допрашиваемого лица, правильно изложить имеющие отношение к делу сведения, то в его допросе обязательно должен принять участие педагог и (или) психолог.
Статья: Первоочередные направления совершенствования норм, регламентирующих процессуальные издержки в уголовном судопроизводстве
(Власова Н.А., Власова В.С.)
("Мировой судья", 2024, N 1)В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 297-О <3> и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам" <4> указано, что к числу процессуальных издержек относятся расходы потерпевших и других лиц (экспертов, специалистов, педагогов, психологов, переводчиков, свидетелей, законных представителей и т.п.) на всех стадиях уголовного судопроизводства, включая стадию возбуждения уголовного дела.
(Власова Н.А., Власова В.С.)
("Мировой судья", 2024, N 1)В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 297-О <3> и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам" <4> указано, что к числу процессуальных издержек относятся расходы потерпевших и других лиц (экспертов, специалистов, педагогов, психологов, переводчиков, свидетелей, законных представителей и т.п.) на всех стадиях уголовного судопроизводства, включая стадию возбуждения уголовного дела.
Статья: Проверка сообщения о преступлении, совершенном несовершеннолетним осужденным
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В целях обеспечения соблюдения прав участников стадии возбуждения уголовного дела необходимо законодательно урегулировать момент формального приобретения статуса потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, законного представителя несовершеннолетнего, защитника и специалиста (педагога), признав их полноценными участниками стадии возбуждения уголовного дела <7>.
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)В целях обеспечения соблюдения прав участников стадии возбуждения уголовного дела необходимо законодательно урегулировать момент формального приобретения статуса потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, законного представителя несовершеннолетнего, защитника и специалиста (педагога), признав их полноценными участниками стадии возбуждения уголовного дела <7>.
Статья: Правовые проблемы участия педагога или психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Проблемы, связанные с участием педагога или психолога в уголовном судопроизводстве, постоянно обсуждаются на дискуссионных площадках, поскольку в научных кругах и у правоприменителя остается много нерешенных вопросов о правильности взаимодействия с дополнительными участниками. С точки зрения процессуального права ни педагог, ни психолог не являются полноценными участниками уголовного судопроизводства в силу того, что они не отнесены законодательно ни к одной квалификационной категории. Процессуальное положение педагога или психолога, их полномочия, права и обязанности не закреплены в Кодексе. Не понятно, какие нормы уголовно-процессуального законодательства должен разъяснить суд при допросе свидетеля, потерпевшего в ходе судебного следствия, о чем требует ч. 2 ст. 280 УПК РФ. Напротив, при производстве предварительного следствия или дознания такое правило не предусмотрено ст. 191 УПК РФ. В соответствии с частями 5, 6 ст. 425 УПК РФ педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя, суда знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Считаем, данное положение также небезупречно в плане передачи, перераспределения обязанностей защитника лицам, не имеющим юридического образования и не знающим правил расследования уголовных дел.
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)Проблемы, связанные с участием педагога или психолога в уголовном судопроизводстве, постоянно обсуждаются на дискуссионных площадках, поскольку в научных кругах и у правоприменителя остается много нерешенных вопросов о правильности взаимодействия с дополнительными участниками. С точки зрения процессуального права ни педагог, ни психолог не являются полноценными участниками уголовного судопроизводства в силу того, что они не отнесены законодательно ни к одной квалификационной категории. Процессуальное положение педагога или психолога, их полномочия, права и обязанности не закреплены в Кодексе. Не понятно, какие нормы уголовно-процессуального законодательства должен разъяснить суд при допросе свидетеля, потерпевшего в ходе судебного следствия, о чем требует ч. 2 ст. 280 УПК РФ. Напротив, при производстве предварительного следствия или дознания такое правило не предусмотрено ст. 191 УПК РФ. В соответствии с частями 5, 6 ст. 425 УПК РФ педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя, суда знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Считаем, данное положение также небезупречно в плане передачи, перераспределения обязанностей защитника лицам, не имеющим юридического образования и не знающим правил расследования уголовных дел.