Права педагога УПК
Подборка наиболее важных документов по запросу Права педагога УПК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.11.2022 по делу N 55-796/2022 (УИД 28OS0000-01-2022-000103-84)
Приговор: По ч. 2 ст. 162, ст. 316 УК РФ (разбой; укрывательство преступлений).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Указанные признательные показания П., положенные судом в основу приговора, правильно признаны допустимыми доказательствами, так как получены они с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, перед началом допроса П. разъяснялись процессуальные права, в том числе право не давать показания против себя. Протокол допроса составлен в соответствии со ст. 166 УПК РФ и содержит необходимые реквизиты, в частности подписи П. и его защитника. Как следует из протоколов указанных следственных действий, П. допрашивался в присутствии адвоката, педагога (психолога), с участием его законного представителя (отца), что исключало возможность оказания на него противоправного воздействия, при этом ни он, ни другие участники следственных действий, каких-либо заявлений и замечаний не делали.
Приговор: По ч. 2 ст. 162, ст. 316 УК РФ (разбой; укрывательство преступлений).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Указанные признательные показания П., положенные судом в основу приговора, правильно признаны допустимыми доказательствами, так как получены они с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, перед началом допроса П. разъяснялись процессуальные права, в том числе право не давать показания против себя. Протокол допроса составлен в соответствии со ст. 166 УПК РФ и содержит необходимые реквизиты, в частности подписи П. и его защитника. Как следует из протоколов указанных следственных действий, П. допрашивался в присутствии адвоката, педагога (психолога), с участием его законного представителя (отца), что исключало возможность оказания на него противоправного воздействия, при этом ни он, ни другие участники следственных действий, каких-либо заявлений и замечаний не делали.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы участия педагога или психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)В то же время неверно делегировать права и приравнивать права педагога или психолога к правам специалиста (ст. 58 УПК РФ), защитника (ст. 49 - 51 УПК РФ), законного представителя, которые представляют интересы как несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (статьи 48, 426, 428 УПК РФ), так и потерпевшего и свидетеля (ч. 1 ст. 191, ч. 4 ст. 280, ч. 2 ст. 45 УПК РФ), поскольку эти лица имеют разное предназначение в уголовном судопроизводстве при проведении следственных действий.
(Цветкова Е.В.)
("Современное право", 2024, N 4)В то же время неверно делегировать права и приравнивать права педагога или психолога к правам специалиста (ст. 58 УПК РФ), защитника (ст. 49 - 51 УПК РФ), законного представителя, которые представляют интересы как несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (статьи 48, 426, 428 УПК РФ), так и потерпевшего и свидетеля (ч. 1 ст. 191, ч. 4 ст. 280, ч. 2 ст. 45 УПК РФ), поскольку эти лица имеют разное предназначение в уголовном судопроизводстве при проведении следственных действий.
Статья: Участие педагога в гражданском судопроизводстве России и других стран СНГ
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Иначе обстоит дело с правом педагога высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний. В ГПК РСФСР 1964 г. и УПК РСФСР 1960 г. такого права у педагога не было; не наделены им педагоги (психологи), участвующие в допросах несовершеннолетних, в уголовном судопроизводстве и в настоящее время. При этом еще в первой половине XX в. в науке советского уголовно-процессуального права предлагалось закрепить в законе право педагога на выражение своего мнения о правдивости показаний несовершеннолетнего <17>.
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Иначе обстоит дело с правом педагога высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний. В ГПК РСФСР 1964 г. и УПК РСФСР 1960 г. такого права у педагога не было; не наделены им педагоги (психологи), участвующие в допросах несовершеннолетних, в уголовном судопроизводстве и в настоящее время. При этом еще в первой половине XX в. в науке советского уголовно-процессуального права предлагалось закрепить в законе право педагога на выражение своего мнения о правдивости показаний несовершеннолетнего <17>.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)3. Педагог или психолог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.
(ред. от 27.10.2025)3. Педагог или психолог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит указаний, кто может выполнять функции психолога, но дает определение педагога как педагогического работника, выполняющего в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся (п. 62 ст. 5 УПК РФ).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит указаний, кто может выполнять функции психолога, но дает определение педагога как педагогического работника, выполняющего в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся (п. 62 ст. 5 УПК РФ).
Статья: Процессуальные последствия наводящих вопросов в уголовном судопроизводстве
(Стойко Н.Г., Баянов А.И., Назаров А.Д., Шагинян А.С., Смирнова И.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2025, N 2)Заданный наводящий вопрос подлежит отведению дознавателем, следователем (далее - следователь) при производстве следственных действий и отклоняется председательствующим в процессе допроса подсудимого (ч. 1 ст. 275 УПК) и при предъявлении для опознания в суде (ст. 289 УПК). Использование законодателем в текстах ст. 190 и 275 УПК разных слов ("отведены" и "отклоняется") не меняет содержания обозначаемых с их помощью действий, так как глаголы "отвести" и "отклонить" могут быть заменены общим глаголом "предотвратить" и рассматриваются в качестве синонимов (Евгеньева, 1977, 416). Предотвращение ответа на заданный наводящий вопрос является процессуальной обязанностью следователя и председательствующего в судебном заседании. Согласно УПК, при проведении следственных действий, кроме следователя, правом задавать вопросы обладают защитник (ч. 2 ст. 53), специалист (п. 2 ч. 3 ст. 58), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59), педагог (ч. 3 ст. 280, ч. 5 ст. 425), психолог (ч. 5 ст. 425), лица, между которыми проводится очная ставка (ч. 2 ст. 192). Кроме председательствующего, в судебном разбирательстве правом на постановку вопросов могут воспользоваться присяжные заседатели (п. 1 ч. 1 ст. 333), стороны защиты и обвинения (ч. 1 ст. 275, ч. 3 ст. 278), законный представитель потерпевшего и свидетеля (ч. 4 ст. 280), педагог (ч. 2 ст. 280), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59), подсудимый (ч. 6 ст. 280, ч. 4 ст. 275). Все перечисленные субъекты, кроме переводчика, могут задавать вопросы с разрешения следователя и председательствующего. Исключение для переводчика связано с назначением задаваемых вопросов, которые направлены только на обеспечение точности перевода, а не на выяснение обстоятельств уголовного дела.
(Стойко Н.Г., Баянов А.И., Назаров А.Д., Шагинян А.С., Смирнова И.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2025, N 2)Заданный наводящий вопрос подлежит отведению дознавателем, следователем (далее - следователь) при производстве следственных действий и отклоняется председательствующим в процессе допроса подсудимого (ч. 1 ст. 275 УПК) и при предъявлении для опознания в суде (ст. 289 УПК). Использование законодателем в текстах ст. 190 и 275 УПК разных слов ("отведены" и "отклоняется") не меняет содержания обозначаемых с их помощью действий, так как глаголы "отвести" и "отклонить" могут быть заменены общим глаголом "предотвратить" и рассматриваются в качестве синонимов (Евгеньева, 1977, 416). Предотвращение ответа на заданный наводящий вопрос является процессуальной обязанностью следователя и председательствующего в судебном заседании. Согласно УПК, при проведении следственных действий, кроме следователя, правом задавать вопросы обладают защитник (ч. 2 ст. 53), специалист (п. 2 ч. 3 ст. 58), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59), педагог (ч. 3 ст. 280, ч. 5 ст. 425), психолог (ч. 5 ст. 425), лица, между которыми проводится очная ставка (ч. 2 ст. 192). Кроме председательствующего, в судебном разбирательстве правом на постановку вопросов могут воспользоваться присяжные заседатели (п. 1 ч. 1 ст. 333), стороны защиты и обвинения (ч. 1 ст. 275, ч. 3 ст. 278), законный представитель потерпевшего и свидетеля (ч. 4 ст. 280), педагог (ч. 2 ст. 280), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59), подсудимый (ч. 6 ст. 280, ч. 4 ст. 275). Все перечисленные субъекты, кроме переводчика, могут задавать вопросы с разрешения следователя и председательствующего. Исключение для переводчика связано с назначением задаваемых вопросов, которые направлены только на обеспечение точности перевода, а не на выяснение обстоятельств уголовного дела.
Статья: Цифровые доказательства, полученные путем использования систем видео-конференц-связи
(Рамалданов Х.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Еще одним обстоятельством, требующим научного обсуждения, является процессуальный статус должностного лица, оказывающего содействие при производстве указанных выше следственных действий. УПК РФ предусматривает участие при производстве следственных действий специалиста, эксперта, педагога, переводчика, защитника и др.
(Рамалданов Х.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Еще одним обстоятельством, требующим научного обсуждения, является процессуальный статус должностного лица, оказывающего содействие при производстве указанных выше следственных действий. УПК РФ предусматривает участие при производстве следственных действий специалиста, эксперта, педагога, переводчика, защитника и др.
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Проведенное нами исследование позволяет предложить более полную редакцию закрепленной п. 2 ч. 1 ст. 61 УПК РФ нормы права. Она могла бы звучать следующим образом: "Судья, следователь (дознаватель и др.) не вправе участвовать в уголовном судопроизводстве, если он ранее участвовал (участвует) в том же уголовном процессе в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, врача, педагога, психолога, переводчика, понятого, статиста, помощника судьи, секретаря судебного заседания, защитника, адвоката потерпевшего (свидетеля, лица, в помещении которого проводится обыск), законного представителя подозреваемого, обвиняемого, не являющегося ни подозреваемым, ни обвиняемым лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, лица, заболевшего после совершения преступления психическим расстройством, делающими невозможным назначение или исполнение наказания, законного представителя (представителя) потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя, представителя гражданского ответчика и (или) законного представителя свидетеля, а судья также - в качестве дознавателя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, руководителя (члена) следственной группы (группы дознавателей), следователя-криминалиста, прокурора".
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Проведенное нами исследование позволяет предложить более полную редакцию закрепленной п. 2 ч. 1 ст. 61 УПК РФ нормы права. Она могла бы звучать следующим образом: "Судья, следователь (дознаватель и др.) не вправе участвовать в уголовном судопроизводстве, если он ранее участвовал (участвует) в том же уголовном процессе в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, врача, педагога, психолога, переводчика, понятого, статиста, помощника судьи, секретаря судебного заседания, защитника, адвоката потерпевшего (свидетеля, лица, в помещении которого проводится обыск), законного представителя подозреваемого, обвиняемого, не являющегося ни подозреваемым, ни обвиняемым лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, лица, заболевшего после совершения преступления психическим расстройством, делающими невозможным назначение или исполнение наказания, законного представителя (представителя) потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя, представителя гражданского ответчика и (или) законного представителя свидетеля, а судья также - в качестве дознавателя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, руководителя (члена) следственной группы (группы дознавателей), следователя-криминалиста, прокурора".
Статья: Процессуальные особенности допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). Комментарий к ст. 191 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Однако нам известен и иной подход к аналогичной норме права. Речь идет о требовании, закрепленном в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. Там законодатель предусмотрел обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Однако нам известен и иной подход к аналогичной норме права. Речь идет о требовании, закрепленном в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. Там законодатель предусмотрел обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.
Статья: Использование видео-конференц-связи в следственных действиях: технические преимущества и процессуальные проблемы
(Белкин А.Р.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)Часть 1 ст. 279 УПК РФ разрешает свидетелю пользоваться письменными заметками, которые суд вправе потребовать предъявить, но физически предъявить судье или показать в камеру - это вовсе не одно и то же. Еще хуже обстоит дело с документами (ч. 2) - суд вправе их приобщить к делу своим постановлением (определением), но дистанционное приобщение чего бы то ни было УПК не предусматривает.
(Белкин А.Р.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)Часть 1 ст. 279 УПК РФ разрешает свидетелю пользоваться письменными заметками, которые суд вправе потребовать предъявить, но физически предъявить судье или показать в камеру - это вовсе не одно и то же. Еще хуже обстоит дело с документами (ч. 2) - суд вправе их приобщить к делу своим постановлением (определением), но дистанционное приобщение чего бы то ни было УПК не предусматривает.
Вопрос: В образовательную организацию поступили сведения о том, что в отношении одного из работников (не является преподавателем) возбуждено уголовное дело по подозрению в преступлении, связанном с наркотиками. Нужно ли его отстранить от работы или уволить?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)Обоснование: Работодатель обязан отстранить от работы работника, подозреваемого в совершении преступления, на основании постановления судьи, вынесенного на основании ходатайства следователя или дознавателя (ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)Обоснование: Работодатель обязан отстранить от работы работника, подозреваемого в совершении преступления, на основании постановления судьи, вынесенного на основании ходатайства следователя или дознавателя (ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Статья: Недопустимые доказательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Любое доказательство может быть признано недопустимым в случае, если его сбор повлек нарушение прав участника судопроизводства. К таковым могут относиться, в частности: проведение следственных действий в ночное время без уважительных причин и случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или психолога (ст. 191 УПК РФ), нарушения правил допроса отдельных категорий свидетелей (ст. 56 УПК РФ; Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 44-О "По жалобе гражданина Демьяненко Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 56, 246, 278 и 355 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации") и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Любое доказательство может быть признано недопустимым в случае, если его сбор повлек нарушение прав участника судопроизводства. К таковым могут относиться, в частности: проведение следственных действий в ночное время без уважительных причин и случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или психолога (ст. 191 УПК РФ), нарушения правил допроса отдельных категорий свидетелей (ст. 56 УПК РФ; Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 44-О "По жалобе гражданина Демьяненко Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 56, 246, 278 и 355 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации") и др.
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Помимо указанных требований, УПК РФ отражает, что до начала допроса председательствующий должен разъяснить права и обязанности педагогу, а также допрашиваемому несовершеннолетнему потерпевшему (свидетелю) его права, предусмотренные ст. 42 (ст. 56) УПК РФ, значение полных и правдивых показаний, так как несовершеннолетнее лицо в возрасте до 16 лет об уголовной ответственности согласно ст. 307 - 308 УК РФ не предупреждается. Кроме того, председательствующий должен выяснить, какие отношения у потерпевшего (свидетеля) с подсудимым, знакомы ли они, состоят ли в дружеских отношениях либо в неприязненных.
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Помимо указанных требований, УПК РФ отражает, что до начала допроса председательствующий должен разъяснить права и обязанности педагогу, а также допрашиваемому несовершеннолетнему потерпевшему (свидетелю) его права, предусмотренные ст. 42 (ст. 56) УПК РФ, значение полных и правдивых показаний, так как несовершеннолетнее лицо в возрасте до 16 лет об уголовной ответственности согласно ст. 307 - 308 УК РФ не предупреждается. Кроме того, председательствующий должен выяснить, какие отношения у потерпевшего (свидетеля) с подсудимым, знакомы ли они, состоят ли в дружеских отношениях либо в неприязненных.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)4. Процессуальное положение и смысл участия педагога в допросе несовершеннолетнего сродни положению специалиста - его основная задача заключается в том, чтобы помочь суду создать благоприятную психологическую атмосферу официального диалога, т.е. допроса, и получить полные, правдивые и достоверные показания, не травмируя психику подростка. Педагог с разрешения председательствующего в судебном заседании может задавать допрашиваемому вопросы.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)4. Процессуальное положение и смысл участия педагога в допросе несовершеннолетнего сродни положению специалиста - его основная задача заключается в том, чтобы помочь суду создать благоприятную психологическую атмосферу официального диалога, т.е. допроса, и получить полные, правдивые и достоверные показания, не травмируя психику подростка. Педагог с разрешения председательствующего в судебном заседании может задавать допрашиваемому вопросы.