Права и обязанности самозанятых
Подборка наиболее важных документов по запросу Права и обязанности самозанятых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 420 "Объект обложения страховыми взносами" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы ИФНС обоснованными, договоры с самозанятыми регулярно перезаключались, при этом их предмет, место оказания услуг, права и обязанности сторон не изменялись. В договорах об оказании услуг не согласованы определенный объем работы, период выполнения работ, конечный результат, отсутствует подробное описание характера и вида работ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы ИФНС обоснованными, договоры с самозанятыми регулярно перезаключались, при этом их предмет, место оказания услуг, права и обязанности сторон не изменялись. В договорах об оказании услуг не согласованы определенный объем работы, период выполнения работ, конечный результат, отсутствует подробное описание характера и вида работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о межотраслевом статусе самозанятого гражданина
(Савенко Н.Е.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 7)Проведенный анализ законодательства свидетельствует, что межотраслевой статус самозанятых граждан не сформирован. В ряде отдельных отраслей права имеются нормы права, противоречащие друг другу и не имеющие взаимной связи. Отсутствует четкое понятие самозанятых граждан, их признаки разрозненны в различных отраслевых правовых актах. Круг лиц, которые могут обладать данным статусом, размыт. Характеристики деятельности самозанятых противоречивы. Объем прав и обязанностей самозанятых граждан также не имеет четких очертаний. Очевидна необходимость в разграничении самозанятых от индивидуальных предпринимателей и работников. Это будет способствовать более эффективному правовому регулированию их деятельности.
(Савенко Н.Е.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 7)Проведенный анализ законодательства свидетельствует, что межотраслевой статус самозанятых граждан не сформирован. В ряде отдельных отраслей права имеются нормы права, противоречащие друг другу и не имеющие взаимной связи. Отсутствует четкое понятие самозанятых граждан, их признаки разрозненны в различных отраслевых правовых актах. Круг лиц, которые могут обладать данным статусом, размыт. Характеристики деятельности самозанятых противоречивы. Объем прав и обязанностей самозанятых граждан также не имеет четких очертаний. Очевидна необходимость в разграничении самозанятых от индивидуальных предпринимателей и работников. Это будет способствовать более эффективному правовому регулированию их деятельности.
Готовое решение: Как принять участие в электронном аукционе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку порядок проведения закупки устанавливается в положении о закупке, а требования к составу заявки определяются заказчиком в аукционной документации, последствия непредставления копий учредительных документов зависят от условий закупки (ч. 2 ст. 2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если в соответствии с такими условиями представление копий учредительных документов участника является обязательным и предусмотрено соответствующее основание для отклонения заявки, то заявка такого участника может быть отклонена. Так, например, право предусмотреть обязанность участника предоставить учредительный документ установлено для закупок среди СМСП и самозанятых (п. 1 ч. 19.1, ч. 19.7 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку порядок проведения закупки устанавливается в положении о закупке, а требования к составу заявки определяются заказчиком в аукционной документации, последствия непредставления копий учредительных документов зависят от условий закупки (ч. 2 ст. 2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если в соответствии с такими условиями представление копий учредительных документов участника является обязательным и предусмотрено соответствующее основание для отклонения заявки, то заявка такого участника может быть отклонена. Так, например, право предусмотреть обязанность участника предоставить учредительный документ установлено для закупок среди СМСП и самозанятых (п. 1 ч. 19.1, ч. 19.7 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)В части, регулируемой гражданским законодательством, приобретение заказчиком статуса индивидуального предпринимателя или самозанятого в ходе исполнения договора само по себе не влияет на права и обязанности сторон. Однако в отдельных случаях могут иметь значение цель, с которой заказаны услуги, и (или) характер деятельности заказчика.
(КонсультантПлюс, 2025)В части, регулируемой гражданским законодательством, приобретение заказчиком статуса индивидуального предпринимателя или самозанятого в ходе исполнения договора само по себе не влияет на права и обязанности сторон. Однако в отдельных случаях могут иметь значение цель, с которой заказаны услуги, и (или) характер деятельности заказчика.
Статья: Налоговый капитал: современное правовое регулирование и перспективы развития
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты трансформации содержания понятия налогового капитала. Автор анализирует актуальное правовое регулирование налогового капитала, предоставленного налогоплательщикам-самозанятым в качестве меры финансовой поддержки в период пандемии коронавируса COVID-19. По мнению автора, налоговый капитал не соответствует классической модели налогового вычета, предусмотренной в российском налоговом праве, несмотря на его признание таковым при установлении налоговых обязанностей самозанятых. В статье сделаны выводы относительно необходимости дальнейшего развития норм налогового законодательства Российской Федерации о налоговом капитале с учетом тенденций цифровой трансформации налогообложения и налогового администрирования. По результатам анализа сформулировано два направления трансформации законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении категории налогового капитала: привести положения о налоговом капитале в соответствие с основами правового регулирования налоговых отношений в части предоставления налоговых вычетов или осуществления кредитования налогоплательщиков либо разработать понятие налогового капитала, наделив его новым содержанием. Автором обосновывается ценность применения второго подхода: сформулированы выгоды признания налогового капитала суммой уплаченных за установленный временной период налогов, в зависимость от которой ставится возможность реализации в отношении плательщика налоговых и иных преференций.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты трансформации содержания понятия налогового капитала. Автор анализирует актуальное правовое регулирование налогового капитала, предоставленного налогоплательщикам-самозанятым в качестве меры финансовой поддержки в период пандемии коронавируса COVID-19. По мнению автора, налоговый капитал не соответствует классической модели налогового вычета, предусмотренной в российском налоговом праве, несмотря на его признание таковым при установлении налоговых обязанностей самозанятых. В статье сделаны выводы относительно необходимости дальнейшего развития норм налогового законодательства Российской Федерации о налоговом капитале с учетом тенденций цифровой трансформации налогообложения и налогового администрирования. По результатам анализа сформулировано два направления трансформации законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении категории налогового капитала: привести положения о налоговом капитале в соответствие с основами правового регулирования налоговых отношений в части предоставления налоговых вычетов или осуществления кредитования налогоплательщиков либо разработать понятие налогового капитала, наделив его новым содержанием. Автором обосновывается ценность применения второго подхода: сформулированы выгоды признания налогового капитала суммой уплаченных за установленный временной период налогов, в зависимость от которой ставится возможность реализации в отношении плательщика налоговых и иных преференций.