Повышение пенсий сельских пенсионеров
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение пенсий сельских пенсионеров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 09.10.2024 по делу N 33-9567/2024(2-89/2024) (УИД 22RS0035-01-2024-000068-43)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при назначении пенсии ответчиком не был засчитан в страховой стаж, а также в стаж работы в сельском хозяйстве период работы в колхозе, что повлияло на размер назначенной пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Из приведенной нормы части 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что условиями для повышения фиксированной выплаты являются: наличие стажа работы не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве по профессии, должности, специальности и (или) на работах, указанных в Списке; отсутствие у пенсионера иной работы, подлежащей обязательному пенсионному страхованию.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при назначении пенсии ответчиком не был засчитан в страховой стаж, а также в стаж работы в сельском хозяйстве период работы в колхозе, что повлияло на размер назначенной пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Из приведенной нормы части 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что условиями для повышения фиксированной выплаты являются: наличие стажа работы не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве по профессии, должности, специальности и (или) на работах, указанных в Списке; отсутствие у пенсионера иной работы, подлежащей обязательному пенсионному страхованию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кому положены надбавки к пенсии за продолжительный стаж работы (службы)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пенсионер проживает в сельской местности. Однако при выезде в новое место жительства за пределы сельской местности после повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение сохраняется.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пенсионер проживает в сельской местности. Однако при выезде в новое место жительства за пределы сельской местности после повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение сохраняется.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)История правового регулирования МРОТ в России позволяет сделать вывод о том, что законодатель не всегда своевременно и адекватно учитывал как социально-экономические реалии, так и функции МРОТ. Как справедливо указывается в юридической литературе, выплата МРОТ является правовой гарантией жизнеобеспечения работника и юридической обязанностью работодателя. Кроме того, МРОТ является важнейшим регулятором оплаты труда, являясь базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов <9>. Очевидно, что экономическая и социальная функции МРОТ могут быть реализованы в полном объеме, только если его сумма будет экономически и научно обоснована. Именно обоснованное решение по правовому регулированию МРОТ может существенным образом повлиять на улучшение уровня и качества жизни работников, работающих в настоящее время на условиях минимальной оплаты труда; также это позволит снизить коэффициент необоснованной дифференциации в оплате труда работников, увеличит покупательную способность заработной платы работников, сумму отчислений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налоговые отчисления; повлияет на увеличение размера страховых пенсий будущих пенсионеров, а в целом - благотворно скажется на экономической и социальной ситуации в стране. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с конвенциями Международной организации труда (МОТ) N 26 "О процедуре установления минимальной заработной платы" (заключена в Женеве 16 июня 1928 г.), N 99 "О процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве" (заключена в Женеве 28 июня 1951 г.), N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (заключена в Женеве 22 июня 1970 г.) целью установления минимальной заработной платы является предоставление получателям необходимой социальной защиты, поэтому она не должна быть ниже уровня, обеспечивающего самого работника и его семью средствами существования <10>.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)История правового регулирования МРОТ в России позволяет сделать вывод о том, что законодатель не всегда своевременно и адекватно учитывал как социально-экономические реалии, так и функции МРОТ. Как справедливо указывается в юридической литературе, выплата МРОТ является правовой гарантией жизнеобеспечения работника и юридической обязанностью работодателя. Кроме того, МРОТ является важнейшим регулятором оплаты труда, являясь базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов <9>. Очевидно, что экономическая и социальная функции МРОТ могут быть реализованы в полном объеме, только если его сумма будет экономически и научно обоснована. Именно обоснованное решение по правовому регулированию МРОТ может существенным образом повлиять на улучшение уровня и качества жизни работников, работающих в настоящее время на условиях минимальной оплаты труда; также это позволит снизить коэффициент необоснованной дифференциации в оплате труда работников, увеличит покупательную способность заработной платы работников, сумму отчислений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налоговые отчисления; повлияет на увеличение размера страховых пенсий будущих пенсионеров, а в целом - благотворно скажется на экономической и социальной ситуации в стране. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с конвенциями Международной организации труда (МОТ) N 26 "О процедуре установления минимальной заработной платы" (заключена в Женеве 16 июня 1928 г.), N 99 "О процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве" (заключена в Женеве 28 июня 1951 г.), N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (заключена в Женеве 22 июня 1970 г.) целью установления минимальной заработной платы является предоставление получателям необходимой социальной защиты, поэтому она не должна быть ниже уровня, обеспечивающего самого работника и его семью средствами существования <10>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"8. В случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве, предусмотренного настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"8. В случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве, предусмотренного настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Федеральный закон от 26.05.2021 N 153-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4) в части 8 статьи 18 после слов "выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства," дополнить словами "приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве, предусмотренного настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность,", слова "выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства" исключить;
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4) в части 8 статьи 18 после слов "выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства," дополнить словами "приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве, предусмотренного настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность,", слова "выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства" исключить;
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве;
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве;
Вопрос: Проживание пенсионера за пределами сельской местности.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)Вопрос: Проживание пенсионера за пределами сельской местности.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)Вопрос: Проживание пенсионера за пределами сельской местности.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Существующая пенсионная система недостаточно учитывает более ранние сроки наступления нетрудоспособности работника в связи со старостью и серьезное нарушение его здоровья в особых климатических условиях. В настоящее время не имеется обоснованных данных о целесообразности повышения сроков выхода на пенсию для жителей северных территорий.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Существующая пенсионная система недостаточно учитывает более ранние сроки наступления нетрудоспособности работника в связи со старостью и серьезное нарушение его здоровья в особых климатических условиях. В настоящее время не имеется обоснованных данных о целесообразности повышения сроков выхода на пенсию для жителей северных территорий.
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Так, размер ФВ к страховой пенсии по старости при обычных условиях с 1 января 2024 г. составил 8 134,88 руб. <34>. Однако в случае достижения пенсионером 80-летнего возраста или установления I группы инвалидности размер его ФВ при отсутствии иждивенцев составит 16 269,76 руб. При наличии иждивенцев размер ФВ такого пенсионера будет дифференцироваться по их количеству (не более трех) и составит - 18 981,39 руб., 21 693,02 руб. и 24 404,65 руб. Размер ФВ к страховой пенсии по старости также может быть повышен за работу и (или) проживание в районах Крайнего Севера и приравненных местностях <35>, работу в сельской местности и по ряду иных оснований, установленных ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Так, размер ФВ к страховой пенсии по старости при обычных условиях с 1 января 2024 г. составил 8 134,88 руб. <34>. Однако в случае достижения пенсионером 80-летнего возраста или установления I группы инвалидности размер его ФВ при отсутствии иждивенцев составит 16 269,76 руб. При наличии иждивенцев размер ФВ такого пенсионера будет дифференцироваться по их количеству (не более трех) и составит - 18 981,39 руб., 21 693,02 руб. и 24 404,65 руб. Размер ФВ к страховой пенсии по старости также может быть повышен за работу и (или) проживание в районах Крайнего Севера и приравненных местностях <35>, работу в сельской местности и по ряду иных оснований, установленных ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".