Постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение ВАС РФ от 02.06.2014 N ВАС-3403/13 по делу N А45-17577/2012
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в результате порчи почв.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом проводятся работы по рекультивации участков, доказательств, подтверждающих ухудшение показателей плодородности почвы на момент рассмотрения спора, не представлено, натуральная форма восполнения причиненного природе вреда предполагает длительный период.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано.Доводы заявителя сводятся к его несогласию с установленным судами первой и апелляционной инстанций фактом возмещения ущерба ответчиком в натуре и восстановления поврежденных земель. Управление ссылается на то, что факт рекультивации земель может быть подтвержден только соответствующим актом постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в результате порчи почв.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом проводятся работы по рекультивации участков, доказательств, подтверждающих ухудшение показателей плодородности почвы на момент рассмотрения спора, не представлено, натуральная форма восполнения причиненного природе вреда предполагает длительный период.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано.Доводы заявителя сводятся к его несогласию с установленным судами первой и апелляционной инстанций фактом возмещения ущерба ответчиком в натуре и восстановления поврежденных земель. Управление ссылается на то, что факт рекультивации земель может быть подтвержден только соответствующим актом постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
Определение ВАС РФ от 10.01.2013 N ВАС-17498/12 по делу N А32-43647/2011
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании денежных средств в качестве возмещения вреда, причиненного загрязнением почв в результате утечки сырой нефти.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку причиненный окружающей среде вред возмещен обществом добровольно путем проведения работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано.Доводы заявителя сводятся к его несогласию с установленным судами первой и апелляционной инстанции фактом возмещения ущерба ответчиком в натуре и восстановления поврежденных земель. Департамент ссылается на то, что факт рекультивации земель может быть подтвержден только соответствующим актом постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании денежных средств в качестве возмещения вреда, причиненного загрязнением почв в результате утечки сырой нефти.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку причиненный окружающей среде вред возмещен обществом добровольно путем проведения работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано.Доводы заявителя сводятся к его несогласию с установленным судами первой и апелляционной инстанции фактом возмещения ущерба ответчиком в натуре и восстановления поврежденных земель. Департамент ссылается на то, что факт рекультивации земель может быть подтвержден только соответствующим актом постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)На уровне местного самоуправления создаются и действуют постоянные комиссии по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы <18>. Именно в их компетенции в ряде случаев оказывается определение порядка обращения со снятым плодородным слоем почвы.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)На уровне местного самоуправления создаются и действуют постоянные комиссии по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы <18>. Именно в их компетенции в ряде случаев оказывается определение порядка обращения со снятым плодородным слоем почвы.
"Рекультивация земель"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Согласно пунктам 14 и 15 Приказа Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Согласно пунктам 14 и 15 Приказа Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.03.2018 N АПЛ18-22
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N АКПИ17-831, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 14 - 23 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995>Пунктом 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется решением органа местного самоуправления создать специальную Постоянную комиссию по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N АКПИ17-831, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 14 - 23 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995>Пунктом 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется решением органа местного самоуправления создать специальную Постоянную комиссию по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Решение Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N АКПИ17-831
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 14-23 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995>Так, согласно пункту 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется решением органа местного самоуправления создать специальную Постоянную комиссию по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 14-23 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995>Так, согласно пункту 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется решением органа местного самоуправления создать специальную Постоянную комиссию по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Бельская А.А., Сухова Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, указанным выше Приказом N 525/67 предусматривается создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Бельская А.А., Сухова Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, указанным выше Приказом N 525/67 предусматривается создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
"Многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Следует отметить, что Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомземом N 67 от 22.12.1995, предусматривают получение соответствующего разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; получение положительного заключения экологической экспертизы на соответствующую проектную документацию; приемку-передачу рекультивированных земель Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, созданной соответствующим решением органа местного самоуправления, в состав которой должны включаться представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов; утверждение акта приемки-сдачи рекультивированных земель; ведение учета нарушенных земель; контроль за рекультивацией земель и ответственность за невыполнение обязанностей. Как отмечалось выше, указанные требования подлежат исполнению в части, не противоречащей и соответствующей действующему законодательству.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Следует отметить, что Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомземом N 67 от 22.12.1995, предусматривают получение соответствующего разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; получение положительного заключения экологической экспертизы на соответствующую проектную документацию; приемку-передачу рекультивированных земель Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, созданной соответствующим решением органа местного самоуправления, в состав которой должны включаться представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов; утверждение акта приемки-сдачи рекультивированных земель; ведение учета нарушенных земель; контроль за рекультивацией земель и ответственность за невыполнение обязанностей. Как отмечалось выше, указанные требования подлежат исполнению в части, не противоречащей и соответствующей действующему законодательству.
"Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации"
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Юринформцентр", 1998)После того как будет подготовлен проект рекультивации нарушенных земель и проведена сама работа по восстановлению земель, специально созданная решением органа местного самоуправления постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель осуществляет приемку рекультивированных земель. В состав этой комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно - строительных, санитарных, финансово - кредитных и других заинтересованных органов. Председателем постоянной комиссии, как правило, назначается представитель органа местного самоуправления, а его заместителем - председатель районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Юринформцентр", 1998)После того как будет подготовлен проект рекультивации нарушенных земель и проведена сама работа по восстановлению земель, специально созданная решением органа местного самоуправления постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель осуществляет приемку рекультивированных земель. В состав этой комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно - строительных, санитарных, финансово - кредитных и других заинтересованных органов. Председателем постоянной комиссии, как правило, назначается представитель органа местного самоуправления, а его заместителем - председатель районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Доводы заявителя сводились к его несогласию с установленным судами первой и апелляционной инстанций фактом возмещения ущерба ответчиком в натуре и восстановления поврежденных земель. Заявитель ссылался на то, что факт рекультивации земель может быть подтвержден только соответствующим актом постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Доводы заявителя сводились к его несогласию с установленным судами первой и апелляционной инстанций фактом возмещения ущерба ответчиком в натуре и восстановления поврежденных земель. Заявитель ссылался на то, что факт рекультивации земель может быть подтвержден только соответствующим актом постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
Статья: Государство выбирает деньги
(Некрасов А.)
("ЭЖ-Юрист", 2013, N 19)По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие восстановление обществом нарушенного состояния окружающей среды. Департамент полагал, что подобным доказательством может быть только акт приемки-сдачи рекультивированных земель, подписанный постоянной комиссией по вопросам рекультивации земель.
(Некрасов А.)
("ЭЖ-Юрист", 2013, N 19)По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие восстановление обществом нарушенного состояния окружающей среды. Департамент полагал, что подобным доказательством может быть только акт приемки-сдачи рекультивированных земель, подписанный постоянной комиссией по вопросам рекультивации земель.
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой)
("Юстицинформ", 2002)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, в Основных положениях о рекультивации... рекомендовано создать решением органов местного самоуправления специальные постоянные комиссии по вопросам рекультивации земель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой)
("Юстицинформ", 2002)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, в Основных положениях о рекультивации... рекомендовано создать решением органов местного самоуправления специальные постоянные комиссии по вопросам рекультивации земель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статья: Возмещение вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Кроме того, согласно п. 14 Основных положений, утв. указанным Приказом Минприроды РФ и Роскомзема, для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Кроме того, согласно п. 14 Основных положений, утв. указанным Приказом Минприроды РФ и Роскомзема, для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
"Экологическое право: Учебник"
(Демичев А.А., Грачева О.С.)
("Прометей", 2017)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
(Демичев А.А., Грачева О.С.)
("Прометей", 2017)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
"Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(Сухова Е.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, указанным выше Приказом N 525/67 предусматривается создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
(Сухова Е.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, указанным выше Приказом N 525/67 предусматривается создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
"Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность"
(Ершов В.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, указанным выше Приказом N 525/67 предусматривается создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
(Ершов В.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009)Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, указанным выше Приказом N 525/67 предусматривается создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.