Постановление требования к банковским гарантиям
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановление требования к банковским гарантиям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гарант по банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)Переход прав по основному обязательству не влечет автоматически переход права требования к гаранту по банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)Переход прав по основному обязательству не влечет автоматически переход права требования к гаранту по банковской гарантии
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области торговли и оказания услуг: Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо) не согласна. Например, ссылается на принятие всех необходимых мер для получения банковской гарантии.
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо) не согласна. Например, ссылается на принятие всех необходимых мер для получения банковской гарантии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Дополнительные требования к банковским гарантиям установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий) (далее - Постановление N 1005).
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Дополнительные требования к банковским гарантиям установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий) (далее - Постановление N 1005).
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, дополнительные требования к банковским гарантиям установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий) (далее - Постановление Правительства N 1005).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, дополнительные требования к банковским гарантиям установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий) (далее - Постановление Правительства N 1005).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369
(ред. от 26.12.2024)
"О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"д) в перечне документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденном указанным постановлением:
(ред. от 26.12.2024)
"О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"д) в перечне документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденном указанным постановлением:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Арбитражный суд округа согласился с выводом суда апелляционной инстанции о том, что не подлежит удовлетворению требование покупателя об обязании поставщика предоставить банковскую гарантию, но посчитал, что неустойка не может быть направлена на обеспечение неисполнимого обязательства, отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований общества.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Арбитражный суд округа согласился с выводом суда апелляционной инстанции о том, что не подлежит удовлетворению требование покупателя об обязании поставщика предоставить банковскую гарантию, но посчитал, что неустойка не может быть направлена на обеспечение неисполнимого обязательства, отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований общества.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации расходы по выплате вознаграждения гаранту (банку) за предоставление независимой гарантии, необходимой в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту на поставку товара для государственных нужд?..
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ участник закупки определил в качестве способа обеспечения исполнения контракта предоставление независимой гарантии. Условия такой гарантии должны соответствовать ст. ст. 45, 96 Закона N 44-ФЗ и Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. Отметим, что для выполнения госзаказа банковская гарантия может быть предоставлена банком государства - члена ЕАЭС. В этом случае она выдается с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ участник закупки определил в качестве способа обеспечения исполнения контракта предоставление независимой гарантии. Условия такой гарантии должны соответствовать ст. ст. 45, 96 Закона N 44-ФЗ и Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. Отметим, что для выполнения госзаказа банковская гарантия может быть предоставлена банком государства - члена ЕАЭС. В этом случае она выдается с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)зарегистрированном на территории государства - члена ЕАЭС (за исключением РФ) банке, отвечающем ряду требований. Такой банк может выдавать гарантии участникам закупки - гражданам данного государства и юрлицам, зарегистрированным на его территории. При этом банк должен быть включен в перечень банков, соответствующих установленным требованиям. Гарантиями таких банков нельзя обеспечивать обязательства в ходе закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369, ст. ст. 2, 4 Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок).
(КонсультантПлюс, 2025)зарегистрированном на территории государства - члена ЕАЭС (за исключением РФ) банке, отвечающем ряду требований. Такой банк может выдавать гарантии участникам закупки - гражданам данного государства и юрлицам, зарегистрированным на его территории. При этом банк должен быть включен в перечень банков, соответствующих установленным требованиям. Гарантиями таких банков нельзя обеспечивать обязательства в ходе закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369, ст. ст. 2, 4 Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление независимой гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?..
(Консультация эксперта, 2025)Независимая гарантия, предоставленная банком, должна быть безотзывной и соответствовать требованиям, установленным ст. ст. 45, 96 Закона N 44-ФЗ, и Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. Банковская гарантия для выполнения госзаказа может быть выдана банком государства - члена ЕАЭС. В этом случае она выдается с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
(Консультация эксперта, 2025)Независимая гарантия, предоставленная банком, должна быть безотзывной и соответствовать требованиям, установленным ст. ст. 45, 96 Закона N 44-ФЗ, и Дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005. Банковская гарантия для выполнения госзаказа может быть выдана банком государства - члена ЕАЭС. В этом случае она выдается с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К примеру, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Постановлением Правительства от 12.04.2018 N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов", и включенными в перечень банков, соответствующим установленным требованиям надежности. Критериями надежности банков, выдающих банковские гарантии в целях обеспечения исполнения основных средств принципалов - налогоплательщиков или контрагентов государственных органов, являются требования к объему собственных средств (капитала) и наличие у банка высокого кредитного рейтинга;
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К примеру, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Постановлением Правительства от 12.04.2018 N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов", и включенными в перечень банков, соответствующим установленным требованиям надежности. Критериями надежности банков, выдающих банковские гарантии в целях обеспечения исполнения основных средств принципалов - налогоплательщиков или контрагентов государственных органов, являются требования к объему собственных средств (капитала) и наличие у банка высокого кредитного рейтинга;
Статья: Судебный запрет платежа по банковской гарантии как процессуальный способ вмешательства в гарантийные правоотношения
(Гавричков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Данной позиции можно противопоставить довод о том, что Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ <26> в ГК РФ введена статья 375.1, согласно которой бенефициар обязан возместить гаранту или принципалу убытки, которые причинены вследствие того, что представленные им документы являлись недостоверными либо предъявленное требование являлось необоснованным. Таким образом, исходя из логики указанной нормы закона, можно прийти к выводу, что надлежащим способом защиты права принципала в случае необоснованности требования по банковской гарантии будет взыскание убытков, а не блокирование платежа по банковской гарантии путем принятия обеспечительных мер. Однако подобные доводы, свидетельствующие о том, что суду не следует вмешиваться в природу гарантийных отношений, фактически ограничивают судебную власть, а потому представляются спорными. На практике иски, основанные на ст. 375.1 и 1102 ГК РФ, могут не в полной мере защищать интересы принципала или гаранта, поскольку фактически подразумевают поворот исполнения в виде обратного взыскания денежных средств с бенефициара, который ранее получил их от гаранта. В случае неплатежеспособности бенефициара в силу различных причин такое обратное исполнение может быть затруднено. К тому же подобная судебная защита может быть не всегда эффективной по существу спора. Например, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2021 по делу N А40-214286/2019 <27> было отменено Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020, которым был удовлетворен иск поручителя о взыскании неосновательного обогащения с бенефициара, предъявившего, по мнению истца, необоснованное требование по банковской гарантии, обеспечивающей надлежащее исполнение договора подряда. Суд сделал формальный вывод о том, что заказчик имел право не только на возмещение неустойки по договору подряда, но и на возмещение убытков, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств, путем предъявления требования по банковской гарантии. Учитывая, что поручитель не имел полного доступа к строительной документации, он не смог доказать в суде необоснованность требования по банковской гарантии и действительный процент выполнения работ по договору подряда.
(Гавричков С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Данной позиции можно противопоставить довод о том, что Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ <26> в ГК РФ введена статья 375.1, согласно которой бенефициар обязан возместить гаранту или принципалу убытки, которые причинены вследствие того, что представленные им документы являлись недостоверными либо предъявленное требование являлось необоснованным. Таким образом, исходя из логики указанной нормы закона, можно прийти к выводу, что надлежащим способом защиты права принципала в случае необоснованности требования по банковской гарантии будет взыскание убытков, а не блокирование платежа по банковской гарантии путем принятия обеспечительных мер. Однако подобные доводы, свидетельствующие о том, что суду не следует вмешиваться в природу гарантийных отношений, фактически ограничивают судебную власть, а потому представляются спорными. На практике иски, основанные на ст. 375.1 и 1102 ГК РФ, могут не в полной мере защищать интересы принципала или гаранта, поскольку фактически подразумевают поворот исполнения в виде обратного взыскания денежных средств с бенефициара, который ранее получил их от гаранта. В случае неплатежеспособности бенефициара в силу различных причин такое обратное исполнение может быть затруднено. К тому же подобная судебная защита может быть не всегда эффективной по существу спора. Например, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2021 по делу N А40-214286/2019 <27> было отменено Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020, которым был удовлетворен иск поручителя о взыскании неосновательного обогащения с бенефициара, предъявившего, по мнению истца, необоснованное требование по банковской гарантии, обеспечивающей надлежащее исполнение договора подряда. Суд сделал формальный вывод о том, что заказчик имел право не только на возмещение неустойки по договору подряда, но и на возмещение убытков, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств, путем предъявления требования по банковской гарантии. Учитывая, что поручитель не имел полного доступа к строительной документации, он не смог доказать в суде необоснованность требования по банковской гарантии и действительный процент выполнения работ по договору подряда.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: какими станут конкурентные процедуры с 1 января 2022 года
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)- в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (например, если участником конкурса представлена в качестве обеспечения заявки банковская гарантия, не соответствующая требованиям Закона N 44-ФЗ или Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005) <53>;
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)- в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (например, если участником конкурса представлена в качестве обеспечения заявки банковская гарантия, не соответствующая требованиям Закона N 44-ФЗ или Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005) <53>;
Статья: Обратное требование поручителя: регресс, суброгация
(Кашников Н.Б.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 2, 3)Вместе с тем проблема квалификации обратного требования поручителя в банкротстве вполне могла быть решена и без изменения общей теоретической конструкции поручительства. Ведь когда дело касается банкротства, высшие судебные инстанции нередко игнорируют правовую природу тех или иных требований в силу практической необходимости. Так, в п. 7, 13 Постановления о текущих платежах указано, что требование гаранта, уплатившего по банковской гарантии к принципалу, а также требование, возникшее в результате новации, необходимо рассматривать как текущее или реестровое не в зависимости от момента возникновения непосредственно этих требований, а в зависимости от того, какими являлись бы обеспеченное и первоначальное требования.
(Кашников Н.Б.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 2, 3)Вместе с тем проблема квалификации обратного требования поручителя в банкротстве вполне могла быть решена и без изменения общей теоретической конструкции поручительства. Ведь когда дело касается банкротства, высшие судебные инстанции нередко игнорируют правовую природу тех или иных требований в силу практической необходимости. Так, в п. 7, 13 Постановления о текущих платежах указано, что требование гаранта, уплатившего по банковской гарантии к принципалу, а также требование, возникшее в результате новации, необходимо рассматривать как текущее или реестровое не в зависимости от момента возникновения непосредственно этих требований, а в зависимости от того, какими являлись бы обеспеченное и первоначальное требования.
Статья: О некоторых проблемах предъявления требования по независимой гарантии
(Громилов В.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)При этом законодательством не определено, какие именно документы могут требоваться гарантом для оплаты. Тем не менее перечень таких документов и требования к ним можно встретить в публичном праве. Так, в п. 2 Перечня документов, предъявляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005, указаны следующие документы:
(Громилов В.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)При этом законодательством не определено, какие именно документы могут требоваться гарантом для оплаты. Тем не менее перечень таких документов и требования к ним можно встретить в публичном праве. Так, в п. 2 Перечня документов, предъявляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005, указаны следующие документы:
Вопрос: О применении положений о безотзывной банковской гарантии к концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, заключенным до 01.01.2024.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2024 N Д22и-15902)В соответствии с ч. 1 ст. 38.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и ч. 7.1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2024 N Д22и-15902)В соответствии с ч. 1 ст. 38.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и ч. 7.1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.