Последствия признания ненормативного акта незаконным
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия признания ненормативного акта незаконным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2024 N 12АП-5371/2024 по делу N А12-32345/2023
Требование: О признании незаконными действий в понуждении в заключении договора водопользования, предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований Водного кодекса.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Кроме того, прекращая производство по делу в части требования о признании незаконными разъяснений Управления Росприроднадзора, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые разъяснения не могут являться предметом оспаривания в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, поскольку не относятся к ненормативным правовым актам, не содержат обязательных властных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, следовательно, никаких прав и законных интересов заявителя в сфере публичных правоотношений не затрагивает и не нарушает.
Требование: О признании незаконными действий в понуждении в заключении договора водопользования, предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований Водного кодекса.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Кроме того, прекращая производство по делу в части требования о признании незаконными разъяснений Управления Росприроднадзора, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые разъяснения не могут являться предметом оспаривания в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, поскольку не относятся к ненормативным правовым актам, не содержат обязательных властных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, следовательно, никаких прав и законных интересов заявителя в сфере публичных правоотношений не затрагивает и не нарушает.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 N 15АП-20942/2022 по делу N А53-18493/2022
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, вопреки доводам таможни, решение об отмене в порядке ведомственного контроля ранее принятого решения таможни не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствует об отсутствии предмета спора, поскольку отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев имеют место различные правовые последствия.
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, вопреки доводам таможни, решение об отмене в порядке ведомственного контроля ранее принятого решения таможни не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствует об отсутствии предмета спора, поскольку отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев имеют место различные правовые последствия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах практического применения административного (ведомственного) порядка обжалования и ведомственного контроля решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ и (или) их должностных лиц
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)- отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев наступают различные правовые последствия. При отмене самим органом акт считается недействующим с момента его отмены, а при признании ненормативного акта недействительным (незаконным) в судебном порядке устанавливается юридический факт недействительности акта с момента его издания.
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)- отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев наступают различные правовые последствия. При отмене самим органом акт считается недействующим с момента его отмены, а при признании ненормативного акта недействительным (незаконным) в судебном порядке устанавливается юридический факт недействительности акта с момента его издания.
"Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством: монография"
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)Мы наблюдаем расхождение подходов, определяющих момент признания ненормативным правового акта или решения недействительным (незаконным), с которого прекращаются юридические последствия, связанные с таким актом или решением.
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)Мы наблюдаем расхождение подходов, определяющих момент признания ненормативным правового акта или решения недействительным (незаконным), с которого прекращаются юридические последствия, связанные с таким актом или решением.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 09.07.2018 N ГД-4-14/13083
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2018)">Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2018)">Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Приказ Генпрокуратуры России от 02.11.2018 N 723
(ред. от 16.07.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса"2.4.5. Максимально использовать полномочия по обращению в суды на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39, 208, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 52, 192, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с исковыми заявлениями о признании недействительными сделок и применении последствий их недействительности, об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения, заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, а также с исками о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
(ред. от 16.07.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса"2.4.5. Максимально использовать полномочия по обращению в суды на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39, 208, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 52, 192, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с исковыми заявлениями о признании недействительными сделок и применении последствий их недействительности, об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения, заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, а также с исками о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья: Предмет иска и определение вида судопроизводства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичной администрации
(Нечаев А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)Буквальное истолкование абзаца пятого п. 1 Постановления Пленума N 36 позволяет признать любое дело, в котором оспариваются ненормативные акты публичных субъектов, подлежащим рассмотрению по правилам ГПК РФ, поскольку практически любой акт публичного субъекта влечет за собой (прямо или косвенно) возникновение гражданских прав и обязанностей. Трудно представить себе акт публичной администрации, не порождающий последствий в гражданско-правовой сфере, будь это незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное им в рамках исполнительного производства, или решение избирательной комиссии.
(Нечаев А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)Буквальное истолкование абзаца пятого п. 1 Постановления Пленума N 36 позволяет признать любое дело, в котором оспариваются ненормативные акты публичных субъектов, подлежащим рассмотрению по правилам ГПК РФ, поскольку практически любой акт публичного субъекта влечет за собой (прямо или косвенно) возникновение гражданских прав и обязанностей. Трудно представить себе акт публичной администрации, не порождающий последствий в гражданско-правовой сфере, будь это незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное им в рамках исполнительного производства, или решение избирательной комиссии.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья: О злоупотреблении правом на расторжение контракта по соглашению сторон
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Другое дело - произвольное, незаконное вмешательство кого-либо в частные дела. Оно недопустимо. Запрет на произвольное вмешательство в частные дела сформулирован широко (ст. 23 Конституции РФ), но прежде всего он касается органов государственной власти и местного самоуправления. Одной из гарантий от их незаконного вмешательства в частные дела является норма ст. 13 ГК РФ, в соответствии с которой ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы частного лица, могут быть признаны судом недействительными со всеми вытекающими отсюда последствиями.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Другое дело - произвольное, незаконное вмешательство кого-либо в частные дела. Оно недопустимо. Запрет на произвольное вмешательство в частные дела сформулирован широко (ст. 23 Конституции РФ), но прежде всего он касается органов государственной власти и местного самоуправления. Одной из гарантий от их незаконного вмешательства в частные дела является норма ст. 13 ГК РФ, в соответствии с которой ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы частного лица, могут быть признаны судом недействительными со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Статья: Зависит ли законность блокировки счетов от законности результатов налоговой проверки?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 34)Апелляционный суд встал на сторону компании. Логика его рассуждений была следующей. Устанавливая в ст. 76 НК РФ обязанность по уплате процентов при необоснованном приостановлении операций по счету налогоплательщика, законодатель преследовал цель исключить необоснованное приостановление операций. Признание решения налогового органа недействительным означает его ничтожность на дату принятия (такое решение изначально было юридически дефектным, не порождало и не могло порождать прав и обязанностей налогоплательщика). Соответственно, принятые на основании и (или) во исполнение такого решения налогового органа последующие ненормативные правовые акты, направленные в том числе на обеспечение его исполнения, также являются незаконными и не могут порождать для налогоплательщика правовых последствий.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 34)Апелляционный суд встал на сторону компании. Логика его рассуждений была следующей. Устанавливая в ст. 76 НК РФ обязанность по уплате процентов при необоснованном приостановлении операций по счету налогоплательщика, законодатель преследовал цель исключить необоснованное приостановление операций. Признание решения налогового органа недействительным означает его ничтожность на дату принятия (такое решение изначально было юридически дефектным, не порождало и не могло порождать прав и обязанностей налогоплательщика). Соответственно, принятые на основании и (или) во исполнение такого решения налогового органа последующие ненормативные правовые акты, направленные в том числе на обеспечение его исполнения, также являются незаконными и не могут порождать для налогоплательщика правовых последствий.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения;
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В качестве окончания параграфа рискнем сделать некоторое обобщение нашего анализа: немотивированный ненормативный акт не только является препятствием к его обжалованию, но и, будучи незаконным, не может порождать правовых последствий в виде преюдициальности и т.д. Сам факт их немотивированности является основанием для их признания незаконными.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В качестве окончания параграфа рискнем сделать некоторое обобщение нашего анализа: немотивированный ненормативный акт не только является препятствием к его обжалованию, но и, будучи незаконным, не может порождать правовых последствий в виде преюдициальности и т.д. Сам факт их немотивированности является основанием для их признания незаконными.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Предметом иска, административного иска при оспаривании нормативного правового акта, ущемляющего права, свободы, охраняемые интересы заявителя и противоречащего нормативному документу большей юридической силы, является требование о признании оспариваемого акта недействующим, при оспаривании ненормативного правового акта, других решений, действий (бездействия) публичной власти - об их признании незаконными и недействительными.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Предметом иска, административного иска при оспаривании нормативного правового акта, ущемляющего права, свободы, охраняемые интересы заявителя и противоречащего нормативному документу большей юридической силы, является требование о признании оспариваемого акта недействующим, при оспаривании ненормативного правового акта, других решений, действий (бездействия) публичной власти - об их признании незаконными и недействительными.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Возникает вопрос: неужели владелец в нашей стране настолько бесправен, что можно совершать с ним подобные самоуправные действия без всяких последствий? И мы должны признать, что никакой защиты в нашей стране такие владельцы получить не могут. Можно оспаривать только действия, нарушающие право собственности, а вот оспорить ненормативный акт, затрагивающий объект владения, хотя бы и незаконного, запрещено.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Возникает вопрос: неужели владелец в нашей стране настолько бесправен, что можно совершать с ним подобные самоуправные действия без всяких последствий? И мы должны признать, что никакой защиты в нашей стране такие владельцы получить не могут. Можно оспаривать только действия, нарушающие право собственности, а вот оспорить ненормативный акт, затрагивающий объект владения, хотя бы и незаконного, запрещено.