Порядок заключения прямых договоров с РСО
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок заключения прямых договоров с РСО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" ЖК РФ"Императивное содержание и правоприменительное толкование норм действующего жилищного законодательства РФ не предусматривает право ресурсоснабжающей организации отказаться от заключения "прямых" договор с собственниками при принятии, в порядке пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, соответствующих решений о переходе на "прямые" договоры, что прямо вытекает из системного и буквального толкования норм пункта 4.4 части 2 статьи 44, пункта 1 части 1, пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354, при этом названные нормы предусматривают лишь право ресурсоснабжающей организации перенести срок, с которого договор с ресурсоснабжающей организацией будет заключен, не более чем на 3 календарных месяца. При этом в силу названной нормы такое решение должно быть принято ресурсоснабжающей организацией не позднее пяти рабочих дней со дня получения копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Оплата тепловой энергии
(КонсультантПлюс, 2025)Указанное свидетельствует о выражении собственниками помещений воли о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в РСО, но не свидетельствует о наличии прямых договоров и о факте их заключения. Собственники не принимали решений о переходе и заключении прямых договоров с РСО.
(КонсультантПлюс, 2025)Указанное свидетельствует о выражении собственниками помещений воли о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в РСО, но не свидетельствует о наличии прямых договоров и о факте их заключения. Собственники не принимали решений о переходе и заключении прямых договоров с РСО.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о понуждении к заключению договора (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Однако Ответчик уклоняется от заключения Договора с Истцом, что подтверждается письмом о возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги/уведомлением о расторжении предварительного договора в одностороннем порядке/отказом ресурсоснабжающей организации в заключении прямого договора ресурсоснабжения/другими документами.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Однако Ответчик уклоняется от заключения Договора с Истцом, что подтверждается письмом о возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги/уведомлением о расторжении предварительного договора в одностороннем порядке/отказом ресурсоснабжающей организации в заключении прямого договора ресурсоснабжения/другими документами.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Решение о заключении прямых договоров может принять и сама РСО (региональный оператор), но только если у нее имеются основания для отказа в одностороннем порядке от исполнения договора ресурсоснабжения (договора об оказании услуг по обращению с ТКО), заключенного с управляющим. При переходе на прямые договоры договор между РСО и УК (ТСЖ) прекращается только в части предоставления коммунальных услуг (Письмо Минстроя России от 22.02.2019 N 6157-ОО/04).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Решение о заключении прямых договоров может принять и сама РСО (региональный оператор), но только если у нее имеются основания для отказа в одностороннем порядке от исполнения договора ресурсоснабжения (договора об оказании услуг по обращению с ТКО), заключенного с управляющим. При переходе на прямые договоры договор между РСО и УК (ТСЖ) прекращается только в части предоставления коммунальных услуг (Письмо Минстроя России от 22.02.2019 N 6157-ОО/04).
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Следовательно, Жилищный кодекс Российской Федерации прямо регулирует порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками жилых помещений, не являющимися членами товарищества собственников жилья.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Следовательно, Жилищный кодекс Российской Федерации прямо регулирует порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками жилых помещений, не являющимися членами товарищества собственников жилья.
Постановление Правительства Ленинградской области от 08.02.2018 N 33
(ред. от 21.08.2025)
"Об утверждении Порядка предоставления субсидий и грантов в форме субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках реализации государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области"собственником жилого дома, или наймодателем, предоставляющим гражданам жилые помещения для проживания в специализированном жилищном фонде, или организацией либо индивидуальным предпринимателем, с которыми получатель субсидии, получатель гранта заключил договоры о начислении платы за коммунальные услуги населению, или руководителем получателя субсидии, получателя гранта при оформлении актов об объеме коммунальных ресурсов по формам согласно приложениям 2А, 3Б, 3В к настоящему Порядку. При этом подписание актов об объеме коммунальных ресурсов руководителем получателя субсидии, получателя гранта возможно в случае заключения собственником жилого дома или собственниками помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с получателем субсидии, получателем гранта (в случае заключения прямых договоров), или в случае, когда получатель субсидии, получатель гранта одновременно является управляющей организацией в многоквартирном доме, или в случае, когда собственниками жилых помещений в многоквартирном доме выбран непосредственный способ управления, или в случае, когда способ управления многоквартирным домом не выбран собственниками помещений;
(ред. от 21.08.2025)
"Об утверждении Порядка предоставления субсидий и грантов в форме субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках реализации государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области"собственником жилого дома, или наймодателем, предоставляющим гражданам жилые помещения для проживания в специализированном жилищном фонде, или организацией либо индивидуальным предпринимателем, с которыми получатель субсидии, получатель гранта заключил договоры о начислении платы за коммунальные услуги населению, или руководителем получателя субсидии, получателя гранта при оформлении актов об объеме коммунальных ресурсов по формам согласно приложениям 2А, 3Б, 3В к настоящему Порядку. При этом подписание актов об объеме коммунальных ресурсов руководителем получателя субсидии, получателя гранта возможно в случае заключения собственником жилого дома или собственниками помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с получателем субсидии, получателем гранта (в случае заключения прямых договоров), или в случае, когда получатель субсидии, получатель гранта одновременно является управляющей организацией в многоквартирном доме, или в случае, когда собственниками жилых помещений в многоквартирном доме выбран непосредственный способ управления, или в случае, когда способ управления многоквартирным домом не выбран собственниками помещений;
Вопрос: Как собственникам помещений в многоквартирном доме заключать "прямые" договоры с ресурсоснабжающими организациями?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками, в случае если ими не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, заключенного ресурсоснабжающей организацией и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, "прямой" договор между собственником и ресурсоснабжающей организацией заключается с учетом особенностей, предусмотренных Правилами (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками, в случае если ими не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, заключенного ресурсоснабжающей организацией и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, "прямой" договор между собственником и ресурсоснабжающей организацией заключается с учетом особенностей, предусмотренных Правилами (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ).
Вопрос: Может ли собственник машино-места, являющегося неотъемлемой конструктивной частью МКД, заключить от своего имени договор с ресурсоснабжающими организациями о предоставлении коммунальных услуг, если имеется принятое общим собранием собственников помещений решение о заключении таких договоров?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, заключение собственником машино-места, являющегося неотъемлемой конструктивной частью МКД, от своего имени прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями о предоставлении коммунальных услуг возможно в порядке, определенном положениями п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, при принятии общим собранием собственников помещений в МКД соответствующего решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. При этом важно учесть, что такое решение должно быть принято не только в отношении жилых помещений в МКД, но и в отношении машино-мест.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, заключение собственником машино-места, являющегося неотъемлемой конструктивной частью МКД, от своего имени прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями о предоставлении коммунальных услуг возможно в порядке, определенном положениями п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, при принятии общим собранием собственников помещений в МКД соответствующего решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. При этом важно учесть, что такое решение должно быть принято не только в отношении жилых помещений в МКД, но и в отношении машино-мест.
Статья: О некоторых вопросах, связанных с рассмотрением споров о взыскании платы за бездоговорное потребление электрической энергии
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Одновременно Правила N 354 определяют порядок действий исполнителя коммунальных услуг, который обязан передать ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также уведомить последних о необходимости заключения прямых договоров ресурсоснабжения и негативных последствиях отсутствия таких договоров.
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Одновременно Правила N 354 определяют порядок действий исполнителя коммунальных услуг, который обязан передать ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также уведомить последних о необходимости заключения прямых договоров ресурсоснабжения и негативных последствиях отсутствия таких договоров.