Порядок выявления объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок выявления объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выявление объекта культурного наследия и внесение сведений в Реестр осуществляется в следующем порядке:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выявление объекта культурного наследия и внесение сведений в Реестр осуществляется в следующем порядке:
Статья: Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Полагаем, что такая позиция судов в отношении возрастного ценза для включения объектов в перечни вновь выявленных объектов не может быть поддержана по следующим причинам. Во-первых, в п. 1 ст. 16.1 Закона об ОКН, посвященной порядку выявления объектов культурного наследия, говорится, что органы охраны должны организовывать проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, перечисленными в Законе об ОКН. Таким образом, признаки, которыми должен обладать объект культурного наследия для включения в Перечень выявленных объектов, определяются только на основании ст. 3 Закона об ОКН. Во-вторых, в п. 12 ст. 18 Закона об ОКН прямо говорится именно о выявленных объектах. Буквальное толкование указанной нормы приводит к выводу о том, что сорокалетний срок должен истечь именно к моменту принятия решения о включении выявленного объекта в ЕГРОКН. Наконец, в-третьих, проведенное выше сравнение иностранных систем выявления свидетельствует о том, что соответствующие ограничения накладываются на обладателя с момента уведомления его о том, что в отношении принадлежащей ему недвижимости началась процедура выявления, т.е. в пределах срока выявления ограничения носят превентивный характер. К такому же выводу приводит и попытка телеологического толкования отечественных норм.
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Полагаем, что такая позиция судов в отношении возрастного ценза для включения объектов в перечни вновь выявленных объектов не может быть поддержана по следующим причинам. Во-первых, в п. 1 ст. 16.1 Закона об ОКН, посвященной порядку выявления объектов культурного наследия, говорится, что органы охраны должны организовывать проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, перечисленными в Законе об ОКН. Таким образом, признаки, которыми должен обладать объект культурного наследия для включения в Перечень выявленных объектов, определяются только на основании ст. 3 Закона об ОКН. Во-вторых, в п. 12 ст. 18 Закона об ОКН прямо говорится именно о выявленных объектах. Буквальное толкование указанной нормы приводит к выводу о том, что сорокалетний срок должен истечь именно к моменту принятия решения о включении выявленного объекта в ЕГРОКН. Наконец, в-третьих, проведенное выше сравнение иностранных систем выявления свидетельствует о том, что соответствующие ограничения накладываются на обладателя с момента уведомления его о том, что в отношении принадлежащей ему недвижимости началась процедура выявления, т.е. в пределах срока выявления ограничения носят превентивный характер. К такому же выводу приводит и попытка телеологического толкования отечественных норм.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 16.1. Порядок выявления объектов культурного наследия
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 16.1. Порядок выявления объектов культурного наследия
Приказ Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905
(ред. от 24.09.2020)
"Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 N 38812)Зарегистрировано в Минюсте России 4 сентября 2015 г. N 38812
(ред. от 24.09.2020)
"Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 N 38812)Зарегистрировано в Минюсте России 4 сентября 2015 г. N 38812
Статья: Соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 1)Предмет исследования - соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия. Цель работы - выявление особенностей правового регулирования прекращения права собственности в отношении утраченного объекта культурного наследия. Применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Установлено, что правовой режим объекта культурного наследия может быть прекращен только на основании акта Правительства Российской Федерации. Законодательство о регистрации прав и об охране объектов культурного наследия содержит ряд дискуссионных положений, которые в ряде случаев могут привести к необоснованному прекращению права собственности на объект при отсутствии указанного выше акта уполномоченного органа. Полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Выявлены проблемы соотношения порядков прекращения режима права собственности и режима объекта культурного наследия, обусловленных его утратой. Предложены меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в исследуемой части. Аргументируется положение о том, что правовой режим объекта культурного наследия не прекращается по основанию утраты объекта права. Обосновываются недостаточно четкая регламентация ограничений регистрации прекращения права в случае отражения в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении вещи к объектам культурного наследия, отсутствие в законодательстве ограничительных норм, препятствующих регистрации такого прекращения, в случае если указанные сведения названный реестр не содержит. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на устранение имеющихся неточностей правового регулирования.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 1)Предмет исследования - соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия. Цель работы - выявление особенностей правового регулирования прекращения права собственности в отношении утраченного объекта культурного наследия. Применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Установлено, что правовой режим объекта культурного наследия может быть прекращен только на основании акта Правительства Российской Федерации. Законодательство о регистрации прав и об охране объектов культурного наследия содержит ряд дискуссионных положений, которые в ряде случаев могут привести к необоснованному прекращению права собственности на объект при отсутствии указанного выше акта уполномоченного органа. Полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Выявлены проблемы соотношения порядков прекращения режима права собственности и режима объекта культурного наследия, обусловленных его утратой. Предложены меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в исследуемой части. Аргументируется положение о том, что правовой режим объекта культурного наследия не прекращается по основанию утраты объекта права. Обосновываются недостаточно четкая регламентация ограничений регистрации прекращения права в случае отражения в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении вещи к объектам культурного наследия, отсутствие в законодательстве ограничительных норм, препятствующих регистрации такого прекращения, в случае если указанные сведения названный реестр не содержит. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на устранение имеющихся неточностей правового регулирования.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На основании п. 11 названной статьи издан Приказ Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" <276>.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На основании п. 11 названной статьи издан Приказ Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" <276>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, установлен Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" (ред. от 24.09.2020).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, установлен Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" (ред. от 24.09.2020).