Порядок вступления в силу нормативно правовых актов президента РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок вступления в силу нормативно правовых актов президента РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 32 "Обязанности налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействующим письма ФНС России от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 "О направлении временного порядка проведения совместной сверки расчетов". ВС РФ удовлетворил требования налогоплательщика. ВС РФ указал, что предусмотренный подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам до настоящего времени не утвержден. Анализ оспариваемого акта указывает на наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, что является существенными признаками нормативного правового акта. Вместе с тем в письме отсутствуют результаты толкования норм законодательства о налогах и сборах, в связи с чем оно не может быть отнесено к актам, содержащим разъяснения законодательства. При этом положение п. 5 Временного порядка не соответствует НК РФ, нормами которого максимальный период проведения сверки расчетов не установлен, то есть Временный порядок вводит не предусмотренные актами большей юридической силы общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение. При этом при издании оспариваемого письма не были соблюдены требования, установленные Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействующим письма ФНС России от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 "О направлении временного порядка проведения совместной сверки расчетов". ВС РФ удовлетворил требования налогоплательщика. ВС РФ указал, что предусмотренный подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам до настоящего времени не утвержден. Анализ оспариваемого акта указывает на наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, что является существенными признаками нормативного правового акта. Вместе с тем в письме отсутствуют результаты толкования норм законодательства о налогах и сборах, в связи с чем оно не может быть отнесено к актам, содержащим разъяснения законодательства. При этом положение п. 5 Временного порядка не соответствует НК РФ, нормами которого максимальный период проведения сверки расчетов не установлен, то есть Временный порядок вводит не предусмотренные актами большей юридической силы общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение. При этом при издании оспариваемого письма не были соблюдены требования, установленные Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность субъектов спорта за нарушение антидопинговых правил: трудоправовой аспект
(Терейковская А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В соответствии с действующей редакцией Закона о спорте ОАП утверждаются антидопинговой организацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Министерством спорта Российской Федерации), и по согласованию с ним. В редакции Закона о спорте, действовавшей до 9 мая 2023 г., ОАП утверждались исключительно Министерством спорта. Согласно действовавшей до 1 сентября 2023 г. редакции Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 607 <13>, ОАП являются нормативным правовым актом, однако с момента утверждения до сегодняшнего времени не опубликованы и не зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, как это требует Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <14>. В соответствии с п. 10 Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Таким образом, можно констатировать, что применение ОАП незаконно <15>.
(Терейковская А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В соответствии с действующей редакцией Закона о спорте ОАП утверждаются антидопинговой организацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Министерством спорта Российской Федерации), и по согласованию с ним. В редакции Закона о спорте, действовавшей до 9 мая 2023 г., ОАП утверждались исключительно Министерством спорта. Согласно действовавшей до 1 сентября 2023 г. редакции Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 607 <13>, ОАП являются нормативным правовым актом, однако с момента утверждения до сегодняшнего времени не опубликованы и не зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, как это требует Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <14>. В соответствии с п. 10 Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Таким образом, можно констатировать, что применение ОАП незаконно <15>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763
(ред. от 03.03.2022)
"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
(ред. от 03.03.2022)
"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Статья: О соблюдении органами местного самоуправления правил установления и оценки применения обязательных требований
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<8> Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 03.03.2022) // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 2022. N 10. Ст. 1470; Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 30.09.2024) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609; 2024. N 41. Ст. 6090; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (ред. от 13.07.2024) // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7491; 2024. N 30. Ст. 4370.
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<8> Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 03.03.2022) // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 2022. N 10. Ст. 1470; Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 30.09.2024) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609; 2024. N 41. Ст. 6090; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (ред. от 13.07.2024) // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7491; 2024. N 30. Ст. 4370.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"